Русская линия
Информационное агентство Екатеринбургской епархииМитрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь)27.10.2005 

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение»
Телепрограмма «Архипастырь» 18 октября 2005 года

— Владыка, как в православном мировоззрении представлены три стороны нашей жизни: «в здоровом теле — здоровый дух», «познай себя — и познаешь мир», и «красота спасет мир»?

— Если начать с последнего вашего вопроса: красота спасет мир, — то, с православной точки зрения, мы имеем в виду красоту не внешнюю — красоту мира или внешнюю красоту человека, — а красоту духовную. И она спасет мир. Если мы украсим себя и все человечество этой красотой, она спасет мир, потому что у нас не будет ни ненависти, ни зависти, ни раздражительности, ни осуждения, ни других пороков, которые нам мешают. И тогда мы будем по-другому относиться к окружающему миру и, как Господь нам повелел, будем его возделывать и благоукрашать. Когда мы будем все делать, чтобы выполнять волю Божию, тогда это будет красота, которая спасает мир.

«В здоровом теле здоровый дух». Конечно, когда есть здоровье в душе и теле, это гармонично. Тогда есть и здоровье человека в целом. Можно сказать, у здорового духом — здоровое тело, потому что не всегда, когда человек здоров телом, здорова его душа. От состояния души происходит или радость, или горе. Когда человек поражен множествами грехов, то эти грехи действуют на душу негативно, тяжестью ложатся. И душа скорбит, тяготеет, мучается, страдает, находится в очень тяжелом состоянии и нуждается в освобождении. И, конечно, эта тяжесть души отражается и на теле. Тело тоже болезнует и страдает. Мы видим часто, когда человек чувствует себя нездорово и обращается именно к своей душе. Поэтому и получается, что если здоровый дух, то и тело здоровое.

— «Была совершена кремация бабушки, а священники сказали, что ее нужно было просто похоронить. Был ли это грех, и нужно ли было до сорокового дня прах предать земле, или можно позже?» — спрашивает Татьяна из Первоуральска.

— В нашей Православной Церкви не принято кремировать. Человек уходит из этого мира, душа оставляет тело, а мы имеем обязанность предавать это тело земле, но никак не сжигать. Сжигать тело усопшего — традиция не Православия, а других вер, индийских, языческих и так далее. Мы должны придерживаться именно православной традиции — после смерти усопших предавать земле.

Не надо себя оправдывать, что нет денег на погребение, потому что, когда мы будем делать как положено, Господь нам будет содействовать в этом. И найдутся люди, которые будут помогать, и все будет благополучно. Это ложный страх. На самом деле все получается. Какие бы трудности ни испытывал человек из-за того, что нужно искать какие-то средства, — все равно люди выходили из ситуации и все было благополучно. А сейчас, я думаю, можно сделать все возможное, чтобы хоронить близких как нужно. Ну, а если так случилось, если человек пошел по такому неправильному пути, надо хотя бы прах предавать земле.

— «Родился ребенок, и ему поставили диагноз — врожденная косолапость. Три года гипсуем ножки, но все равно эффекта мало. Как мне быть, кому молиться?» — спрашивает Наталья из Пензы.

— Конечно, есть такие случаи, когда через наши святыни человек получает исцеление от различных болезней. Даже хронические больные, люди в возрасте, имеющие болезни с детства — получают исцеление. Есть монастырь в Тарасково с иконой Божией Матери, по молитвам перед которой совершались многие исцеления. Есть там и источник Богородицы. К праведному Симеону нужно сходить. Это — паломнический труд по нашим святыням, он приносит желаемые результаты. Господь посылает свои милости и помогает в исцелении болезней.

— «Я не знаю чин богослужения, какие молитвы читаются в храме, последовательности, как ставятся свечи и так далее. С чего начать обучение поведению в храме?» — интересуется Галина из Озерска Челябинской области.

— Я хочу сказать, что не надо смущаться, если не знаешь, как вести себя в храме Божием. Люди, которые находятся в храме, знают, что у нас были такие тяжелые времена, когда в церковь нельзя и опасно было ходить, потому что за это лишались работы. Находящиеся в храме, если они видят, что человек не знает, что делать, — помогают и подсказывают. Поэтому не надо смущаться, надо прийти и спросить без особого смущения. Всегда можно получить ответ на свой вопрос: как свечки поставить или перекреститься, где встать в храме… К тому же у нас сейчас есть много духовной литературы при храмах, в церковных книжных магазинах. Можно взять и прочитать правила поведения в церкви. Можно прочитать правила жизни, основы веры нашей Православной. Все у нас есть, приходите, берите, поль-зуйтесь. В каждой церкви есть дежурный священник, он обязан ответить на вопросы и сказать, как себя вести в церкви, когда человек этого не знает.

— «Как Православная Церковь относится к пятидесятнической церкви? И почему Православная Церковь считает себя единственной истинной церковью?» — спрашивает Ирина из Полевского.

— Да, мы считаем, что пятидесятники — это отступление от истинной Православной веры. Почему мы называемся православными? Потому что правильно славим Бога и правильно следуем заповедям Божиим. Со времен апостолов мы придерживаемся канонических правил святых отцов первых веков христианства. И с тех времен в Церкви существуют эти правила и правильное толкование Священного Писания. Руководствуясь этими толкованиями, мы не заблуждаемся в понимании Слова Божиего, воли Божией, в понимании догматического учения о Боге Спасителе, о Божией Матери, о святых иконах и так далее. Православный человек, если сомневается в том, правильно ли он поступает, всегда ищет ответ на вопрос именно в толковании и опыте святых отцов, но не надеется на себя и свой ум. Он понимает, что человек грешен и может ошибиться в толковании Священного Писания. Поэтому он не доверяет себе, а больше доверяет святым отцам. И соизмеряет свои мысли, желания с опытом, с толкованиями святых отцов, старается свои мысли о Боге, о спасении, о церковной жизни сверять с мыслями святых отцов, которые прошли этот путь спасения и достигли его. И этот путь проверенный и правильный. Есть такая особенность в Православии — оно основывается на смирении, на осознании своей греховности, на желании исправить свою греховную жизнь. В других конфессиях, в том числе у пятидесятников, к сожалению, вера основывается больше на гордости и самолюбии, на самонадеянности («уже спасен, и ничего больше не надо, Христос все сделал»). Да, Господь многое делает для нашего спасения, Он спасает нас, но не без нас. Необходимы и наши усилия в деле нашего спасения.

— «Почему в среду и пятницу в Храме-на-Крови проходит таинство Венчания в дни строгого поста?» — спрашивает Мария.

— По уставу Церкви, как раз в среду, пятницу и воскресенье и положено венчание. Возьмите настольный календарь, там написано, когда совершается венчание.

— «У меня очень много грехов, и когда я пришел на Исповедь, священник на меня наложил епитимью. После этого я вообще не стал ходить в храм. Для чего меня создал Господь, ведь Он знал, что я буду грешным и пойду в ад?» — интересуется Игорь.

— Господь создал человека не для ада, а для рая, для блаженной вечной жизни. Наше отношение к жизни ведет или в рай, или в ад. И Господь готов нам помочь в том, чтобы мы спаслись, в разум истины пришли. Но, видно, мы неправильно относимся к Богу, к той помощи Божией, которую Господь хочет нам оказать. Поэтому мы лишаемся той великой благодати, Божией помощи в деле нашего спасения. Если мы будем правильно относиться к своей жизни, сознавая свои грехи, пороки и падения, и постараемся их исправить, то, конечно, это — путь спасения, но не путь погибели. А епитимья — как раз то лекарство для души, которое помогает человеку исправиться, прийти в сознание греховности, чтобы человек через епитимью исцелил свою душу и перестал совершать грехи, которые привели его к такому отчаянному состоянию. И не нужно было обижаться на священника за то, что он дал епитимью, наоборот, надо благодарить. Православные люди приходят на Исповедь с глубоким покаянием и раскаянием в своих грехах. Они даже хотят, чтобы священник наложил епитимью для того, чтобы через этот малый подвиг, Господь его помиловал для исцеления души. С другой стороны, через самоотверженный подвиг искупления своих грехов, мы умоляем Господа не наказывать Своим праведным судом и не давать очень тяжелых наказаний. Когда мы не раскаиваемся и не исправляемся, Господь дает какие-то трудности, и нам бывает нелегко их нести. Но другого пути нет, и нам приходится переносить болезнь или какую-нибудь скорбь тяжелую, хотим мы этого или нет. Но для того, чтобы не было такого Божиего наказания, мы берем на себя добровольно ношение епитимьи, чтобы тем самым исцелиться. Но даже когда нас постигло какое-то Божие наказание, мы должны сознавать, что это за наши грехи, и принять это от руки Господней с благодарностью, ведь Господь милует и желает человеку спастись и прийти в разум истинный, чтобы отвратиться от ложного пути.

— Татьяна спрашивает: «Мы с мужем живем в любви и согласии тридцать пятый год, и мы хотим повенчаться. Но наш саратовский батюшка говорит, что уже ни к чему. А почему, я хочу у Вас спросить?»

— Если вы желаете венчаться, то это очень хорошо. Венчаться можно в любом возрасте.

— Мария с Уралмаша спрашивает: «Сын женился двенадцать лет назад, но сноха меня никак не признает, не пускает к себе в дом, бьет. Что мне делать?»

— Терпеть, тем самым спасая души ваши. Нужно терпеливо переносить эти тяготы и стараться делать все, чтобы умягчить сердце близкого человека своим добрым, хорошим примером, добротой и милосердием. Только кротостью и любовью можно умягчить такое ожесточение сердца. Этим самым вы привлечете к себе внимание снохи, и, я думаю, настанет мир, когда она увидит, что вы смиряетесь и терпите, не раздражаетесь, добротой покрываете ее гнев. Вместо того, чтобы отплачивать тем же злом, отвечайте добром и милосердием, и этим самым вы умягчите ее сердце.

— «У меня вопрос относительно хранения лишних устаревших фотографий. Можно или нет их сжигать? Ведь не выбросишь их в мусорный ящик?» — интересуется Лия.

— Надо оформить снимки в альбом, чтобы осталось для будущих поколений. Можно раздать близким. Сейчас вам, может быть, и не интересно, а потом пройдет время, и будущему поколению станет интересно, как вы жили.

— Андрей спрашивает: «Что значит фраза: «сила моя в немощи совершается»?

— Господь посылает Свою благодать в ту душу, которая сознает свою слабость, немощь, сознает свои недостатки и греховность. Когда человек осознает, что сам он не способен сделать что-то доброе для своей души, то обращается к Богу. Тогда Господь приходит изобильно, в полноте благодати Божией. Приходит к этой душе и совершает великое дело.

— «Можно ли венчаться повторно, после смерти мужа?»

— Овдовевшая женщина, конечно, имеет право вступить в брак, если есть такая необходимость. Вступая в брак, необходимо венчаться, чтобы через таинство Брака получить благословение Божие на совместное жительство для деторождения, семейной жизни, чтобы благодатью Божией скрепилось это единство. В таинстве Брака совершается сочетание двух воедино. Двое становятся одной плотью. Это великое таинство, которое совершает Господь. Люди должны это понимать очень глубоко и стараться, чтобы ни под какими предлогами не разрушить этого единства. Никакие трудности жизни не должны разъединять семью, потому что сказано в Священном Писании: «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает». Повторю: женщина имеет право второй раз выйти замуж, но необходимо обязательно повенчаться.

— «Мне задавали такие вопросы: «Почему бы нам, православным, не молиться соборно о том, чтобы в Иерусалиме светская власть перешла в руки христиан?». Как мне отвечать на эти вопросы?» — спрашивает Константин.

— Каждый год в Иерусалиме молятся о единстве Православных Церквей на Гробе Господнем. Помолиться каждый из нас может, только Церковь не стремится к светской власти.

— Владыка, Ваше слово в завершение программы…

— Я благодарю всех, кто задает вопросы, которые их интересуют. Слава Богу, что есть интерес к нашей Церкви. В Церкви есть все средства, чтобы получить избавление от тех или иных трудностей, испытаний в жизни, болезней. В таких случаях Церковь призывает людей, чтобы они тоже приложили какое-то усилие и старание к тому, чтобы получить помощь от Бога. Господь спасает нас, но не без нас. Необходимо просить помощи от Бога, но в то же время и самим постараться потрудиться, чтобы помощь Божия была восполнением немощных наших сил в деле нашего спасения и избавления от скорбей, болезней, трудностей, которые мы испытываем в нашей земной жизни.

Помощи Божией вам, чтобы укрепиться в вере и укрепить в вере близких и родных, окружающих нас людей. И чтобы вера наша преображалась от силы к силе.

С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи — Илья ОСТАНИН

http://orthodox.etel.ru/2005/40/18arxip.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика