Русская линия
Время новостей Николай Поросков25.10.2005 

Новые Одиссеи
На Корфу состоялось обсуждение новой доктрины реформирования России

На легендарном греческом острове Корфу недавно прошел общественный форум «Русская неделя на Корфу». Среди организаторов этого мероприятия, которое проводится уже в четвертый раз, значатся Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, благотворительный фонд «Русский предприниматель». В проведении форума участвовали посольство России в Греции и губернатор Керкиры (так греки называют остров).

У Корфу давняя, в том числе и мифологическая история. Здесь останавливались аргонавты, когда возвращались из похода за золотым руном. Здесь нашел спасение Одиссей по пути домой, на Итаку. Особенно знаменитой Керкира стала с тех пор, как некоторые европейские монархи избрали ее местом отдыха. Елизавета Австрийская, знаменитая Сиси, построила здесь дворец. Его затем купил император Германии Вильгельм II. Здесь бывали Гете, Оскар Уайльд, братья Джеральд и Лоуренс Даррелл.

За Керкиру всегда шла борьба, в которой участвовали Афины и Спарта, Сиракузы и Рим, потом венецианцев вытеснили французы. «Французов ждали на острове как освободителей, — сказал на недавних торжествах губернатор Керкиры Георгиос Махимарис, — но они наплевали на нашу веру и даже хотели вывести с острова в Париж мощи православных греческих святых». В 1798 году русская эскадра под командованием Федора Ушакова освободила Корфу от французов. А в октябре 2002 года на Керкире у подножия огромной крепости, которую он покорил, был установлен памятник этому русскому флотоводцу. Через год, в октябре 2003-го, на острове Спецес, где действовал штаб русской эскадры, был открыт памятник графу Алексею Орлову-Чесменскому.

«Русская неделя» 2003 года получила название «Российско-греческий форум «Моя родина». Прошедший в рамках того мероприятия «круглый стол» российских и греческих предпринимателей привел к установлению деловых контактов. Форум 2004 года отчасти был посвящен эмиграции десятков тысяч кубанских и донских казаков, вынужденных покинуть Россию в ноябре 1920 года вместе с отступающей армией генерала Врангеля. На острове Лемнос греки разместили тогда больше 20 тысяч казаков. Они жили в огромном палаточном лагере и ожидали помощь Антанты, которая так и не пришла. Умерших от холода, недостаточного питания и отсутствия медикаментов хоронили неподалеку от лагеря. Об этом заброшенном погосте многие годы никто не заботился, пока советник российского посольства в Греции Леонид Решетников не прочитал о нем в одной из эмигрантских газет. Забытое казачье кладбище нашли и привели в порядок.

Святой праведный воин

Адмирал Федор Ушаков за свою флотскую карьеру провел 43 кампании, не потерпев ни одного военного поражения. Особенно успешно его эскадра действовала во второй Русско-турецкой войне. Ни один его моряк не попал в плен. Бывало, Адмиралтейство не посылало вовремя денег на пропитание матросов, и Ушаков отдавал свои. В июле 1798 года рескриптом императора Павла I адмиралу было поручено провести Средиземноморский поход по освобождению Ионических островов. Некогда эти острова принадлежали венецианцам, затем их захватили французы. Весьма любопытно, что поход проходил в союзе со вчерашним противником — турецкой эскадрой, которую Федор Федорович принял под свое начало. Турки пошли на союз с Россией, опасаясь, что французы пойдут на Константинополь. Эскадра Ушакова, многие капитаны и офицеры которой были греческого происхождения, взяла с моря несколько неприступных крепостей, Ионические острова были освобождены. Хотя тактика тех лет утверждала: морские крепости с моря не берутся. Штурм укреплений на острове Корфу вошел во все учебники по военно-морской тактике. Великий полководец Александр Васильевич Суворов сожалел: «Зачем я не был при Корфу хоть мичманом!».

На освобожденных островах Ушаков восстановил православие, вновь открыл храмы, очистил землю от грязи и хлама, оставшихся «после безбожных солдат Директории». В день Пасхи во время крестного хода адмирал сам нес мощи святого Спиридона Тримифунтского, покровителя острова. Они и сейчас находятся на Корфу. Русские матросы молились вместе с населением островов. Адмирал помогал создавать сенат, вырабатывать конституцию 1799 года. Современники считали эту конституцию едва ли не самой либеральной в Европе. В русской транскрипции она носит название «Временный план об учреждении правления». Ионическая республика стала национальным греческим государством с широким самоуправлением на местах. Впервые за 350 лет оккупации утверждается как самостоятельный греческий язык, создается небольшая армия. Чуть позже государство это получило название «Республика семи соединенных ионических островов». В июле 1800 года эскадра Ушакова по приказу Павла I возвратилась в черноморские порты. Сенат Корфу преподнес адмиралу при прощании золотой меч, усыпанный алмазами, золотую шпагу и щит, несколько золотых медалей.

В храме Иоанна Предтечи, где во время «русской недели» служили совместно священники из России и Греции, похоронен один из сподвижников Федора Ушакова. На плите, огороженной канатами, с живыми цветами в вазах, надпись: «Российского флота капитан-лейтенант Савицкий. Мая 3-го 1799 года». Офицер умер от холеры.

Вообще история православных России и Греции очень переплетена. Преподобный Никифор Феотоки служил во многих храмах России, в 1779 году был возведен в сан епископа Херсонского и Славенского, в 1782 году он занял престол архиепископа Астраханского и Ставропольского. Его останки находятся сегодня в Свято-Даниловом монастыре, где он был в последние годы жизни настоятелем. На могиле стоял четырехконечный крест белого мрамора и лежала плита с эпитафиями на русском и греческом языках.

Другой великий керкириец, первый президент Республики семи ионических островов Иоанн Каподистрия, после разгрома Наполеона был министрам иностранных дел России. Его, имевшего генеральский чин тайного советника, звали на русский манер Иван Антонович. Российская делегация возложила цветы к памятникам Ушакову и Каподистрии. Почетный караул из матросов находящегося на Корфу с дружественным визитом большого десантного корабля «Азов» дал троекратный залп, российский и греческий военные оркестры прошли по улицам города Керкиры.

Адмирал Ушаков закончил свой земной путь в тамбовской деревне Алексеевка у Санаксарского монастыря. Неделями он молился в кельях монастыря, свои капиталы, земли, имущество он раздал церкви, близким людям, морякам, солдатам войны с Наполеоном, бедным и калекам. В некрологе было написано: «Вы его знали как великого флотоводца, мы его знаем как великого милосерда». В церковной службе святому праведному воину поется: «Потопил божьих врагов в пучине адриатической». Обо всем этом рассказал побывавший на Корфу в составе российской делегации доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета Валерий Ганичев. Старшее поколение знает его больше как редактора «Роман-газеты». Валерий Николаевич исследует жизнь адмирала более четверти века и написал несколько книг — «Росс непобедимый», «Флотовождь», «Федор Ушаков». Последняя, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей», была поставлена на гранит памятника великому моряку.

Икона святого праведного воина Феодора с частицей его мощей была установлена в храме Святого Спиридона Тримифунтского. Этому храму адмирал покровительствовал при жизни. Как и 200 лет назад, сегодня корфиоты обращаются к русскому адмиралу за помощью и содействием. Памятуя, в частности, и о том, что на спорном Кипре турки сегодня держат армейский корпус численностью 40 тысяч человек. Об этом обозревателю «Времени новостей» сказал представитель российского военного атташата в Греции. Представители Русской православной церкви привезли на Корфу портрет-икону преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Этот святой весьма почитается не только в России, но и в Греции. Постоянно образ хранится в Даниловом монастыре в Рязанской области. Портрет-икона написан маслом на холсте. Это копия прижизненного портрета отца Серафима. Оригинал написан художником Дмитрием Евстафьевым в 1815 году, когда Серафиму Саровскому было чуть более 60 лет.

В этом году исполнилось 100 лет с момента канонизации отца Серафима. Икону возили в Москву, Рязань, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Здесь Русской православной церковью были отмечены факты исцеления людей, приходящих к иконе на поклонение. Во время крестного хода на Корфу икону несли два матроса-срочника из экипажа большого десантного корабля «Азов».

Русская доктрина

В рамках форума состоялись конференция и «круглый стол», посвященные обсуждению концепции нового глобального документа, который авторы назвали Русской доктриной. Документ этот — плод коллективного труда известных российских ученых и экспертов. Авторский коллектив весьма велик — несколько десятков человек, но к ключевым фигурам можно отнести двоих — редактора журнала «Русский предприниматель» Андрея Кобякова и философа Виталия Аверьянова.

Проект адресован не элите общества, а самому обществу. Внешне это фолиант форматом стандартного листа бумаги в 350 страниц. Внутренне — новая программа преобразований в современной России, основанных на историческом опыте и лучших традициях российской государственности. По мнению авторов, доктрина дает ответы на вызовы времени, показывает возможные пути построения будущего не только для России, но и для многих других народов и культур. Русская доктрина представляет собой оригинальные разработки в сфере вероисповедной политики, образования, культуры, массовой информации, морали, права, государственного и административного устройства, безопасности, военного дела, внешней и внутренней политики, демографии, миграции, социальной политики.

В разделе «Русское хозяйство» дан детальный анализ экономического положения России, содержания экономических реформ последних лет. В разделе есть «формула» оптимальной экономики страны и антикризисная программа как стратегия достижения такой экономики. Участники проекта в феврале этого года создали Центр динамического консерватизма, поскольку считают: близки качественные перемены как в мире, так и в России, приближается момент «великого перелома». Авторы признают, что документ в нынешнем виде — открытая для поправок книга. Это, скорее всего, незаконченная стройка, многие заложенные в доктрине идеи еще ищут свое место.

По мнению авторов, четыре основные идеологические платформы, сосуществующие и конкурирующие сегодня в России (социал-демократия, радикальный либерализм, радикальный русский национализм и более поздний либеральный консерватизм), являются заемными, скопированными из западной политической практики и взяты различными партийными группами как инструмент для имитации политики. Платформа же Русской доктрины не вписывается ни в одну из этих идеологических матриц. Русская доктрина — это прежде всего динамический консерватизм. Он не запрограммирован на какой-то однозначный вектор: вполне возможно, что завтрашние угрозы для России придут не с тех направлений, с которых они ожидаются сегодня, а сегодняшние противники страны могут оказаться союзниками. Динамический консерватизм, таким образом, вооружает методологией моделирования и прогнозирования. Англо-американская глобализация, считают авторы доктрины, себя дискредитировала и уже не является серьезным противником. «Трудности внутри нас», — утверждает г-н Кобяков. Он признает, что в характере русских отсутствует этническая солидарность, вместо нее, увы, — самоненависть и самопоедание. То есть гражданская война все еще продолжается. Если сегодня не принять идей Русской доктрины, говорят авторы, появится шанс у радикального национализма и даже национал-социализма.

При обсуждении доктрины на Корфу выявились как сторонники документа (их было большинство), так и противники. Например, политолог Виталий Третьяков считает, что в документе много мистического, излишне много монархического лексикона. А вообще, по мнению г-на Третьякова, труд носит характер маргинального. Один из авторов документа, представитель Госдумы Сергей Пыхтин, проводит историческую параллель. В свое время подобные доктринальные документы были написаны в Германии и во Франции. После «Немецкой идеологии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса появились «Коммунистический манифест» и «Капитал», ставшие программой действий на многие годы. После трудов французских энциклопедистов случилась Французская революция, перепахавшая всю Европу. Такой может быть сила документа, который вначале принимается в лучшем случае критически, а то и пренебрежительно.

Известный политолог Александр Ципко считает появление Русской доктрины событием, следующим по важности за знаменитым сборником статей российских публицистов и философов «Смена вех», вышедшим в 1909 году, а авторов труда — будущей национальной элитой. Однако и попенял авторам: в доктрине не должно быть спорных вещей. Таких, например, как утверждение о том, что время ссудного капитала прошло. «Об этом писал еще Николай Бердяев», — сказал г-н Ципко. Несколько озадачивает новая терминология доктрины. Эклектичным выглядит, например, выражение «сетевая святая Русь». Создатели документа отсылают к эпохе Сергия Радонежского, когда от монастырей отпочковывались новые обители, благодаря чему шла колонизация новых территорий. На современном языке это — сетевой метод. Он и мыслится формой осуществления нового проекта.

Лидер Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев считает, что Русскую доктрину надо бы обсуждать не вдали от России, а где-нибудь в ее центре — Новосибирске или Красноярске. Создатели доктрины поспешили сообщить, что презентация документа состоится в ближайшее время в Москве. По мнению, генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова, труд интересен «как утопия, как идеология, но не научная работа». Г-н Федоров по-марксистски поставил точку: «Авторы объясняют мир, а надо его преобразовывать».

Член Совета Федерации Василий Лихачев, однако, пообещал содействие в продвижении доктрины как «важного явления в политической жизни России» в органы государственной власти. Тем более что, считает г-н Лихачев, эти самые органы «испытывают интеллектуальный голод».

Ионический Канн

Отличие нынешнего форума еще и в том, что в его программу впервые включен международный кинофестиваль. Это новое событие в мире кино. Концепцию проекта его создатели определили как «русский позитив», их внимание сосредоточено на новых героях, на образах настоящей и будущей России. Авторы фильмов-участников показали современную Россию через частные и общечеловеческие проблемы.

Один из инициаторов кинофестиваля Сергей Мирошниченко показал третью серию ставшего известным фильма «Рожденные в СССР». Этот масштабный еще советско-британский проект стартовал 14 лет назад. Героями фильма стали два десятка семилетних детей разных национальностей из разных республик Советского Союза. По признанию Мирошниченко, он отталкивался от слов Блаженного Августина, который говорил: дайте мне ребенка в семь лет, и я скажу, кто он будет. Картину показали в нескольких странах Западной Европы и США. Фильм имел потрясающий успех. И через семь лет, уже после распада Союза, на экраны вышло продолжение фильма. Картина получила несколько наград, даже была премирована как лучшая документальная работа 1999 года в мире. И вот третий фильм впервые был показан на Корфу. Эта лента пойдет, как планируется, в 150 странах. Основную идею режиссер определил как «путь от ушедшего детства к осознанию себя гражданином». В жизни героев, которые повзрослели еще на семь лет, многое переменилось. Они живут теперь в России, США, Литве, Израиле, Грузии, Киргизии, во Франции. Интересно вслед за режиссером наблюдать, что в его героях осталось от прежней жизни в СССР и что приобрели они, живя в новом для них мире. Получилась, по сути дела, документальная сага.

На фестивале были также продемонстрированы лучшие работы молодых российских режиссеров. Это лирическая киноновелла «Прогулка» режиссера Юлии Колесник, социальная драма «Старичок с ноготок» Юрия Морозова и Александра Карпиловского, ироническая мелодрама «Столичный скорый» Артема Антонова, документальный очерк Тамары Тихоновой об общечеловеческом вкусе «Шаг за шагом», историко-героический мультфильм «Князь Владимир» Юрия Кулакова. Режиссер Григорий Молодцов представил фильм-интервью о явлении, возникшем в российском Интернете чуть более двух лет назад, — флэшмобе. Договариваясь на определенном сайте, молодые люди появляются одновременно в разных местах города, создают умную толпу, реализуя ситуации, которые ничтожно вероятны в мегаполисе. И наконец был показан документальный фильм-размышление Анатолия Бальчева «Олимпийская деревня» — об итогах выступления российской сборной в Афинах.

Призы участникам фестиваля вручала представительница царского рода России Ольга Николаевна Романова-Куликовская, приехавшая из Канады. Участник кинофестиваля кинорежиссер, народный артист России, профессор ВГИКа Вадим Абдрашитов считает, что у стартовавшего фестиваля есть все шансы стать ежегодным международным — некоторые именитые ныне кинофестивали начинались более скромно. Насколько он прав, выяснится в октябре следующего года, во время запланированной очередной «Русской недели на Корфу».

http://www.vremya.ru/2005/198/13/137 437.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика