Вечерний Минск | Константин Столярчук | 24.10.2005 |
Все началось с появления в Германии анонимного памфлета 1614 года «Рупор братства розенкрейцеров», который был написан на латыни. Основной текст дополняли жизнеописание и письма некоего Розенкрейца, гробницу которого якобы обнаружили десятью годами раньше, утверждал автор памфлета. В могиле, дескать, лежали свитки пергамента, исписанные магическими формулами, формулировками жизненных правил и установлений. Через год сочинение было переиздано на немецком языке и дополнялось «Исповеданием братства Р.К.». Автор обещал, что в следующий раз общество поделится с читателями открытиями в области алхимии. И действительно, в 1616 году вышла в свет очередная книга — «Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца». Про некоего немецкого дворянина, который в 1378 году ездил на Восток и от индийских мудрецов узнал тайну философского камня и жизненного эликсира, как свидетельствует надпись на гробнице. Но теперь был указан автор книги — Иоганн Валентин Андреэ, лютеранский священник из Тюбингена.
Он заявлял, что вместе с двумя своими друзьями-единоверцами Христофом Безольдом и Тобиасом Гессом основал «орден, или братство, посвятившее себя Розенкрейцу». Однако на самом деле ордена не существовало, как и Розенкрейца. Точнее, Андреэ выдавал себя за него, так как пользовался печатью с изображением андреевского креста (намек на свое имя) с четырьмя розами — символами тайны. А эта мистификация была предпринята тремя друзьями лишь для того, чтобы придумать «секретную программу», которая была их остроумным розыгрышем. Вольно или невольно, но эти трое стали основоположниками так называемой Тюбингенской школы, или круга, куда входило два десятка увлеченных людей. В их учении был тезис, что настоящие поиски следует вести в самом себе, озарение приходит не снаружи, а изнутри. Ставилась задача всесторонне улучшить церковь, достичь прочного благоденствия государства и отдельных людей…
Видимо, Андреэ со товарищи думали, что эта весьма удачная мистификация «пройдет» и забудется. Но не тут-то было. Они стали ее заложниками. Движение розенкрейцеров из интеллектуальной игры переросло в реальность. Этим ярлыком стали прикрываться в разных европейских городах всевозможные маги, колдуны, шарлатаны всех мастей, объявляя себя посвященными в дела ордена. Издавались сотни книг. Современники ложно поняли учение Андреэ и толковали его сугубо в мистическом духе. Видя такой поворот дел, Андреэ отрекся от своего вымысла, все трое прекратили ссылаться на Розенкрейца. Однако это не помогло. Произошел эффект цепной реакции, и теперь вся просвещенная Европа говорила об ордене. Многие зачислили себя в его ряды. В принадлежности к братству, имевшему секретную программу, стали подозревать даже таких знаменитостей, как англичанин Бэкон и француз Декарт. Общества розенкрейцеров росли, одни были переименованными масонскими ложами, другие — литературными и богословскими кружками, ассоциациями поклонников изотерических знаний, оккультных наук. Все группировки пытались придать себе ореол таинственности…
В 1620 году Андреэ учредил чуждое мистицизму братство Fraternitas Christianorum, но оно из-за Тридцатилетней войны успеха не имело. Куда более популярным стало возникшее в Гааге в 1622-м Братство розенкрейцеров — у него были отделения в других городах Европы. В середине XVII века появились новые розенкрейцеры как одна из высших степеней франкмасонства. Французский историк Воде в XVIII веке писал: «Розенкрейцеры утверждают, что они призваны навести наилучший порядок в положении всех вещей, прежде чем наступит конец света… Что благодаря откровению им известны все, кто достоин быть принятым в члены их общества. Что у них есть книга, из которой они могут узнать, что уже написано или еще будет написано в других книгах…»
В 1888 году во Франции появилась еще одна разновидность — «Каббалистический орден розенкрейцеров», которому импонировали идеи спиритуализма, а двумя годами позже — его противник, «Католический орден розенкрейцеров», концентрирующий «свои мыслительные усилия в художественном плане». Враждовавшие руководители обоих — «царь» и великий магистр — даже стрелялись на дуэли… Сегодня самой мощной подобной ассоциацией, имеющей около 6 млн членов в разных странах, является «Древний мистический орден розенкрейцеров» (ДМОРК), основанный в 1909 году американцем Харви Спенсером Льюисом. Он был посвящен в адепты розенкрейцерами Франции в одном из замков предместья Тулузы. И получил задание возродить орден в США и перевести обучение адептов в письменную форму (до этого оно передавалось изустно). Каждую юрисдикцию (включает страны с одинаковым языком) возглавляет великий магистр. Все они объединятся в Великий Совет, который находится под председательством императора (избирается на 5 лет) — гаранта розенкрейцерской традиции. Сейчас орден возглавляет француз Кристиан Бернар.
Существует его отделение и в России. На сайте ДМОРК amorc.org.ru сказано, что члены ордена абсолютно свободны во всех отношениях, что внутри него запрещены любые политические дискуссии. Согласно своему девизу: «Самая широкая терпимость при самой строгой независимости» — он не навязывает никому никакой догмы. Сегодня особенно важно, чтобы человек «обратил свой взгляд к Разуму Космоса, беспрерывно творящему в видимых и невидимых планах Мироздания».
Эта нерелигиозная, терпимая ко всем организация открыта для людей любого вероисповедания, для женщин и мужчин. В ней проповедуется учение, которое опирается на традиции, восходящие к древнеегипетским эзотерическим текстам. Как и прежде, розенкрейцеры призваны сохранять и передавать преемникам некое важное древнее таинство, знание, от которого якобы зависит судьба человечества. В разное время членами Ордена розенкрейцеров были Агриппа, Леонардо да Винчи, Парацельс, Рабле, Паскаль, Спиноза, Ньютон, Лейбниц, Калиостро, Фарадей, Франклин, Дебюсси, Николай Рерих и другие знаменитости.