Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург24.10.2005 

24 октября — память преподобного Феофана Исповедника, творца канонов, епископа Никейского

Святитель Феофан, память коего совершается сегодня, родился в Аравии, а благочестию и разумению Священного Писания научился в лавре святого Саввы. Как знающий истины Православной веры и образованный человек, Феофан, вместе с братом своим Феодором, был послан Иерусалимским патриархом в Константинополь на защиту Православия против иконоборцев. Здесь-то вместе с братом своим он претерпел жестокие мучения от императора Феофила, который приказал бить их толстыми ремнями, а потом повелел написать на лицах их раскаленным железом срамные стихи. «Пиши что угодно; пред страшным Судией сам прочтешь твое писание», — сказали братья. Стихи были начертаны на лицах, и с того времени братья Феодор и Феофан стали называться начертанными. С начертанием на лице Феофан, после восстановления почитания святых икон, был митрополитом Никейским, сочинил много богослужебных канонов и скончался мирно.

Мы видели, братия, что святой исповедник Феофан претерпел великие страдания за истину Православия, которое требовало и требует воздавать должное почитание святым иконам. И многие святые мужи — святители, пресвитеры и диаконы, а также великий сонм мирян терпели оскорбления, темничные заключения, мучения и самую смерть, отстаивая истины Православия в борьбе с язычниками и еретиками.

Что же такое Православие, которое так дорого для всех истинных христиан, без которого нам не войти в Царствие Божие?

Православие, насколько можно ответить на этот трудный вопрос христианского учения, в основе своей есть, во-первых, повиновение Богу, когда человек смиряет свой разум пред высшим откровением и приемлет его верою. Послушание это руководится мыслью: Господь Сам сказал, что же я могу тут от себя прибавить? В словах Господних не может быть ни ошибки, ни недомолвки; если чего ясно не открыто, нам, во всяком случае, не распознать. Послушание веры преисполнено чувств искреннейшего благоговения к словам Господним. Сказал Господь о Святом Духе: Иже от Отца исходит (Ин. 15, 26), мы и исповедуем вместе с Церковью: верую и в Духа Святаго… Иже от Отца исходящего. Сказал Господь о Своей Крови: пиите от нея вси (Мф. 26; 28), чаша жизни и преподается всем, и не только взрослым, но и младенцам.

Во-вторых, Православие есть послушание Церкви, когда мы не полагаемся на разум свой или других людей в истолковании богооткровенного учения, а слушаемся ее гласа и учения и всем сердцем вверяем себя ее водительству. Вместе с этим и по этому самому православие есть верность учению апостолов и отцов Церкви, согласие со всей древней Церковью и единение с ныне пребывающей и духовно царствующей в мире Церковью вселенской. Поэтому, провозгласив вселенский символ веры, Церковь торжественно восклицает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди». Держась этой веры, христианин находится в единении с Богом, Источником бессмертной жизни; порвав же живую связь с ней, он погибнет для жизни вечной.

Братия мои возлюбленные! Обратите ваше вни-мание на эти слова и не пропускайте их мимо вашего сердечного слуха!

Православие, далее, — это не только правое исповедание веры, но и правая жизнь. Православие не дает никакого послабления греху и страсти, твердо и настойчиво требует выражения веры в любви и добрых делах, прямо и ясно ставит вопрос о добродетели как долге пред Богом, которого никогда человек не может совершенно выполнить. Поэтому, сколько бы ни подвизался праведник в делании добра, он почитает себя, по слову Господню, рабом неключимым и, падая ниц пред святой чашею Жизни, искреннейше сознает и называет себя первым из грешников.

Православие не только правая вера и жизнь, но и правильное, подобающее величию Бога, служение Ему. Иная обстановка православного храма, чем католического костела и немецкой кирхи, иные обряды; иное в богослужении. Там, в западных, например, католическом и протестантском (немецком) вероисповеданиях искусство в живописи, в органной музыке все сделало, что могло, и дает нам минуты восторга, душа подъемлется, уносится куда-то далеко-далеко, уносится, и забывает человек, зачем пришел в этот храм, и молитвы в душе уже не стало. Здесь, в Православной Церкви, умиляемся, потря-саемся до глубины души, падаем ниц пред Господом и молимся. Есть службы, подобных которым нет в других христианских исповеданиях, на которых, однако же, сами иноверцы чувствуют соприкосновение земли и неба. Укажем для примера дивную пасхальную службу.

Со стороны каждого человека требуется пос-тоянное и неослабное наблюдение, точно ли он идет путем Господним, и неуклонное пользование теми благодатными средствами, которые даны нам по великой милости Искупителя мира.

Да поможет же нам Господь Бог сохранить бездонное сокровище своей Православной веры во всей полноте и чистоте, по примеру преподобного Феофана Начертанного и других святых подвижников, не щадивших не только своего здоровья или земных стяжаний, но и самой жизни в защите Православной веры от язычников и еретиков, и да дарует Он нам дух премудрости и разума, дух страха и благочестия жить в святых и спасительных Заповедях Православия!

http://orthodox.etel.ru/2005/39/k_24feofan.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru