Русское Воскресение | Протоиерей Петр Деревянко | 21.10.2005 |
АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ (+8. IX.1380)
И АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ
Московский великий князь Димитрий Иванович (1350−1389) перед сражением с темником Мамаем прибыл с соратниками в Сергиев монастырь помолиться и получить благословение св. Аввы. В залог предсказанной им Божией помощи великий князь упросил Преподобного благословить витязей Пересвета и Ослябю в русскую рать.
Богу содействующу, Старец благословил их изготовиться на трудный подвиг приня тием великой схимы. Посвятив их, преподобный Сергий сказал: «Вот вам, други мои, нетленное оружие на враги!…». А Димитрию рек: «Вот тебе, княже, мои оруженосцы!…».
Благословив схимников и великого князя с его соратниками, великий игумен воодушевил их: «Мир вам, мои возлюбленные! Мужайтесь, доблии воины Христовы! Пришло время постоять вам за землю Русскую…».
8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, татары числом до 120 000 увидели русских (до 60 000) на Куликовом поле у р. Непрядвы. С татарской стороны вперед вырвался на коне богатырь-печенег Челубей. Похулив русских и веру их, он угрожающе потрясал копьем, вызывая на единоборство.
Из полка князя Владимира Александровича (Всеволожа) отделился Александр Пересвет, обратился к Димитрию Ивановичу: «Дозволь мне, княже!». Потом, поклонившись на четыре стороны света, великому князю, также собрату Андрею Ослябе и прочим русским ратникам, сказал: «Простите меня, грешного, и благословите». «Бог простит тебя, благословит и молитвами отца Сергия да поможет!» — был ответ.
Вооруженный копьем, Александр устремился на коне к Челубею. Бились так, что казалось и тряслось само место их поединка. Татарский богатырь, пронзенный копьем, упал с коня головой к своим. Но Александр не сразу упал, что предзнаменовало нашу победу.
После битвы тело Александра Пересвета привезли в Симонов монастырь Рождества Богородицы («Федоров»), где после 1398 г. был рядом похоронен и Андрей Ослябя, сражавшийся с татарами храбро в 1380 г. и потом.
Архимандрит Феодор стал после смерти Митяя (+1379 г.) духовником великого князя Димитрия Ивановича Донского и в 1382 г. был восприемником (крестным отцом) его сына Андрея, будущего князя Можайского и Белозерского. С 1390 года преподобный Феодор был архиепископом Ростовским (+28. XI.1394).
Преподобный Сергий был крестным отцом князей Димитриевичей — Юрия, ставшего потом Звенигородским, и Петра.
В советское время на территории Симонова монастыря построили трансформаторный завод. В соборном храме Рождества Богородицы размещался компрессорный цех. Теперь монастырь возвращен верующим. Мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, причтенных к лику святых в 1981 г., покоятся под спудом.
Кроме Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Св. Троицы), память Александра Пересвета и Андрея Осляби отмечается еще в дни:
1) «Всех Московских святых» — воскресенье перед 8 сентября;
2) «Всех Тульских святых» — 22 сентября н. ст.;
3) «Всех Брянских святых» — 3 октября н. ст. (установлена 5 декабря 2003 г.);
4) «Всех Радонежских святых» -19 июля н.ст.
Великий князь Димитрий Донской (+19. V.1389 г.) схоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме даты кончины его — 19 мая, также дня «Всех Российских святых», его память еще в праздники 1), 2) и 4).
О всех российских воинах, положивших свои жизни на Куликовом поле, мы особо молимся в Дмитриевскую субботу (установлено Преподобным Сергием Радонежским и святым князем Димитрием Ивановичем Донским).
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
(1314−1392)
Успех книжного учения пришел к отроку после усердной молитвы встреченного им в лесу старца и его благословения.
Усобицы ростовских князей вынудили семью Кирилла переехать в 1330 году в г. Радонеж (почти 60 км от Москвы). Сначала Варфоломей и овдовевший старший брат Стефан подвизались в Хотьковом монастыре, где иночествовали их родители (+1337), а потом поселились в глухом бору в 12 км от Радонежа, на берегу реки Кончуры, устроив деревянную церковь во имя Святой Троицы и келию при ней.
Не вынося пустынности места и убожества, Стефан удалился в Московский монастырь. Два года Варфоломей подвизался один. Потом собравшиеся к нему сподвижники убедили его принять монашество. Постриг его игумен Митрофан, нарекший его Сергием. Затем по общей просьбе братии, по благословению св. митрополита Алексия (+12 февраля 1378) Сергий принял сан и в 1354 г. поставлен во игумена Волынским Епископом Афанасием, бывшим тогда в Переяславле Залесском.
В годы неурожаев и прочих народных бед Сергий открывал монастырские житницы, раздавал хлеб народу, особо помогал сиротам, вдовам, калекам, нищим.
Великий исихаст Константинопольский патриарх Филофей, последователь мистиков Григория Синаита и Григория Паламы, узнав о подвигах Сергия, прислал ему крест, параман и схиму, советуя учредить общежитие, что и было совершено при содействии митрополита Алексия.
Некоторые из братии возроптали на строгость устава. Тогда св. Игумен удалился к своему ученику Роману в Киржач, устроив монастырь там. Когда виновники возмущения раскаялись, Сергий по их просьбе и совету митрополита Алексия возвратился на Маковец. Как и прежде он жалел нищих, больных, странников и паломников. Завет его был: молитва и любовь к ближним.
Пред нашествием в 1380 г. темника Мамая преподобный Сергий стал печальником Руси, примирителем нижегородского, рязанского, серпуховского и других князей, духовным вождем — вдохновителем народа, трепетавшего от страха при одном имени татар. Игумен Сергий боролся за единство Руси при главенстве Московского великого князя, видя в этом залог победы.
Димитрий Иванович (+1389), собрав до 60 000 воинов, прибыл со своими главными соратниками, Александром Пересветом и Андреем Ослябой в Сергиеву обитель помолиться и получить благословение Аввы. Помолясь с ними, окропив святой водой и благословив Крестом, преподобный Сергий сказал: «Княже! Смело выступи на битву с врагами! Многим посылаются венцы мученические, но ты останешься жив: Бог поможет тебе, ты победишь».
По просьбе великого князя отец Сергий благословил в его рать иноков, бывших брянских бояр Пересвета и Ослябю, предварительно постригши их в схиму. Перед 8 сентября 1380 г. святой Игумен прислал Димитрию Ивановичу служебную просфору, которую вручили ему перед боем.
Во время самой битвы преподобный Сергий с братией усердно молились о даровании победы нашим ратоборцам. А. Пересвет пал в поединке с великаном-печенегом Челубеем. А. Ослябя тоже храбро сражался, остался жив, потом ездил вместе с Пименом к патриарху в Царьград, для поставления в митрополита Руси.
Великий князь Димитрий Иванович не только победил татар на Дону у Непрядвы, но еще 50 км преследовал убегающих врагов, сек их. В благодарность Богу великий князь на месте, избранном преподобным Сергием, построил Успенский монастырь «на Дубенке» для поминовения павших воинов. Для ежегодного поминовения, «на все века» установлен в Русской православной церкви особый день — Дмитриевская суббота перед 8 ноября нового стиля — днем ангела святого князя.
Подвигами Димитрия Ивановича Донского, благословленного преподобным Сергием, воодушевлялись русские ратники, бравшие Казань, а в Смутное время нижегородский староста Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский, бывший потом можайским воеводою.
Троицкие иноки мужественно отстояли Сергиеву обитель во время ее 18-месячной осады войсками Сапеги и Лисовского (1608−1610 гг.), чем вынудили оккупантов заключить Деулинский мир с Россией.
Кроме Киржачского и Дубенского, преподобный Сергий учредил еще монастыри: Богоявленский Голутвин, Высоцкий Зачатьевский (в Серпухове) и другие. Продолжая святое дело своего Аввы, сподвижники Сергиевы устроили еще около 50 монастырей, из которых потом вышли устроители еще 40 обителей. Родословие преподобного Сергия объяло почти всю Северо-Восточную Русь. Таким образом более 100 подвижников из монастырей, основанных великим Аввой и его сподвижниками и учениками учеников, прославлены в сонме святых РПЦ. Их молитвами спасается Россия.
Близкая духовная дружба связывала преподобного Сергия со святителем Алексием (+12.11.1378 г.), на склоне лет призвавшим святого Игумена быть ему преемником и дарившим ему золотой крест. Но Сергий отклонил эту честь.
Более полвека подвизался Радонежский игумен в иночестве, став таким образом всероссийским Аввой. Ради великого Сергия его наследники построили каменный с -бор во имя Святой Троицы. 5 июля 1422 г. были обретены нетленные мощи преподобного Сергия в присутствии его крестника Юрия, князя Звенигородского.
При игумене Никоне (+17. XI. 1326) сподвижники и ученики Сергиевы заказали преподобному Андрею Рублеву (+ 4. VII. 1430) образ Святой Троицы в похвалу имени Аввы, как великого молитвенника и миротворца, боровшегося за единство Руси под возглавленном московского князя. Иконостас и фрески Троицкого собора написали А. Рублев и Даниил Черный (+13. VI. 1426 г.).
В 1418 г. Сергиев ученик Епифаний Премудрый написал «Житие преподобного Сергия», после дополненное сербом Пахомием Логофетом. Первый акафист святому Сергию составил князь Симеон Шаховской в 1560 г., а лучший, читаемый теперь — Московским митрополитом Платоном (Левшин). С 1789 г. он многократно переиздавался. Память преподобного Сергия, кроме дня его кончины (25. IX) и обретения мощей (5. V 1 I), совершается еще в «Неделю Всех Российских Святых» (2-е воскресенье после Троицына Дня) и в праздники Всех Святых Московских, Радонежских и Ростовских.