Коммерсант | Павел Коробов | 20.10.2005 |
Голосование по кандидатуре нового главы старообрядческой церкви продолжалось семь часов и закончилось поздним вечером. Для выборов предстоятеля был созван освященный собор РПСЦ в Рогожской слободе, на который прибыло 245 делегатов из России и стран СНГ. На митрополичий престол были выдвинуты три кандидатуры: архиепископа Костромского и Ярославского Иоанна, епископа Казанского и Вятского Корнилия и епископа Донского и Кавказского Зосимы. Голосование проходило в три тура. При первом голосовании ни один из кандидатов не набрал необходимые две трети голосов, зато определился фаворит предвыборной гонки — епископ Корнилий, набравший 130 голосов. Архиепископ Иоанн набрал 68 голосов, а епископ Зосима — 23. Похожая картина повторилась во втором туре. Только с третьей попытки епископ Корнилий собрал необходимое количество сторонников.
Старообрядческое движение возникло в России в середине XVII века в результате реформы патриарха Никона. Обрядовые нововведения внесли раскол в ряды верующих, что привело к появлению официальной Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ).
Митрополичий престол РПСЦ стал вакантным после смерти митрополита Московского и всея Руси Андриана в августе 2005 года. Андриан пробыл главой РПСЦ полтора года и за это время приобрел репутацию реформатора. Он установил тесные связи со светской властью, ему удалось убедить мэра Москвы Юрия Лужкова вернуть РПСЦ два храма, переименовать улицу Войтовича в Старообрядческую и получить помощь на восстановление духовно-административного центра старообрядцев — Рогожской слободы. К тому же Андриан стал первым за 350-летнюю историю раскола первоиерархом РПСЦ, который начал диалог с РПЦ о возможном сотрудничестве.
После кончины Андриана борьба за митрополичий престол развернулась между его последователями, стремящимися сделать церковь более открытой для общества, и сторонниками консервативного уклада. Многие считали, что компромиссом может стать избрание предстоятелем 79-летнего архиепископа Костромского и Ярославского Иоанна Витушкина, который не поддерживал напрямую ни консерваторов, ни прогрессистов.
«Нашлось довольно много староверов, недовольных активизацией социально-культурной деятельности и началом диалога с другими конфессиями, которым положил начало митрополит Андриан», — рассказал Ъ политолог-старообрядец Александр Дугин. Недовольное ультраконсервативное крыло, по словам господина Дугина, возглавил епископ Зосима. «То, что выбрали Корнилия, говорит о том, что победили сторонники Андриана», — заметил господин Дугин. Это подтвердил вчера и новый глава церкви митрополит Корнилий. «Думаю, что с Божией помощью все благие начинания владыки Андриана продолжатся», — заявил он Ъ. «Только пусть никто не думает, что при этом произойдет отказ РПСЦ от своих догматов. На это ни консерваторы, ни реформаторы никогда не пойдут», — предупредил господин Дугин, он дал понять, что диалог с Московской патриархией и светской властью будет продолжен.
Тем не менее даже после избрания Корнилия споры в церкви не утихают. «Я крайне отрицательно отношусь к избранию Корнилия новым митрополитом, — сказал на условиях анонимности представитель консервативного крыла церкви.- Он слишком молод для этого, только в этом году стал епископом. Думаю, что он не справится, и тогда к процедуре выборов придется обратиться вновь».
«Мы с радостью восприняли избрание Корнилия первоиерархом РПСЦ. Надеюсь, что при новом митрополите отношения между Московской патриархией и Московской митрополией будут динамично развиваться», — заявил вчера Ъ заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк.
http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=619 351&IssueId=23 539