Русская линия
НГ-Религии Игорь Виноградов20.10.2005 

Культура — это диалог с Богом
Христианский журнал с православной ориентацией

В прошлом году журналу «Континент» исполнилось тридцать лет, а в этом году десять лет как ушел из жизни его основатель и первый редактор писатель Владимир Максимов. В 1992 году редакция журнала из Парижа была переведена в Москву. Новым редактором стал известный литературовед Игорь Виноградов, который согласился ответить на вопросы корреспондента «НГ-религий».

— Игорь Иванович, на титульном листе «Континента» значится: «Литературный, публицистический и религиозный журнал». Такое акцентирование религиозной составляющей было изначально?

— Да, это было изначальное решение. Парижский «Континент» был основан как политический журнал, журнал вольного слова, который имел своей основной задачей идеологическое противостояние коммунистической идеологии. Но Максимов был человеком верующим, и журнал с самого начала был задуман так, что позиция противостояния и позитивные ценности будут связаны с возрождением христианских идеалов, что, естественно, было направлено против атеистического характера коммунистической идеологии.

— Когда вы возглавили уже московский «Континент», вы сохранили эту традицию?

— Мы унаследовали традиции журнала, но его религиозная составляющая для меня стала гораздо более важной. В старом «Континенте» религиозный отдел был не очень заметным. Поскольку это был журнал сопротивления, то этот отдел был ориентирован на сопротивление коммунистическому атеизму. Мы же с самого начала намеревались стать журналом созидания. В начале 1990-х в обществе был огромный интерес к религии, но люди плохо разбирались в религиозных вопросах. Это обязывало нас к религиозно-просветительской работе. Раздел «Религия» стал одним из самых весомых в журнале.

Но чтобы быть сегодня журналом созидания, нужно быть и журналом противостояния всему тому отрицательному, что в новых условиях формальной демократии в России расцветает пышным цветом. Обличительная сторона при христианском подходе к любому злу не может не оставаться. Это касается и сложной ситуации с Русской Православной Церковью, которая все больше сращивается с государственными структурами. Мы давно поняли, что здесь тоже нужно многому противостоять.

Но главным было позитивное развитие религиозной темы. Мы активно печатали тексты митрополита Антония Сурожского, работы греческого философа и богослова Христоса Яннараса, француза Оливье Клемана (кстати, члена редколлегии «Континента»). Мы публикуем богословские работы не узко специального характера, а имеющие общемировоззренческий характер, интересные не только для верующих людей. Вообще мы ориентируемся на широкое секулярное сознание — на то сознание, которое я называю открытым в том смысле, что люди, не живущие в мире религии, тем не менее вынуждены отвечать на все важнейшие вопросы бытия. Но поиск ответов на эти вопросы, на мой взгляд, в конечном итоге все равно приводит думающего человека к религии. Этому мы и стараемся помогать.

— Есть ли у журнала определенная конфессиональная позиция?

— Мы считаем себя христианским журналом с отчетливой православной ориентацией. Вместе с тем мы абсолютно открыты к прямому диалогу с другими христианскими конфессиями и считаем, что-то единство Церкви, которое должно быть и о котором мы все молимся, должно осуществляться живой жизнью, соединением тех, кто искренне верит в общехристианский Символ веры. Нельзя дожидаться тех времен, когда церковное начальство договорится каким-то образом между собой. Поэтому у нас нет никакой вражды и никакой настороженности по отношению, например, к католикам — не как к организации, а как к нашим братьям по вере. Мы стараемся быть в этом отношении очень толерантными и печатаем на эту тему немало материалов.

Так, в 115-м номере нашего журнала мы впервые в России напечатали большой материал о событиях в Междугорье, где с 1981 года продолжаются явления Богородицы. Раньше информация об этом едва просачивалась в Россию. Да, к этим явлениям можно относиться по-разному, верить или не верить, но знать о них нужно. В Междугорье за двадцать лет побывало больше 20 миллионов паломников.

Католическая Церковь не вынесла окончательного вердикта относительно этих явлений, потому что обычно о подобных явлениях она не высказывается до тех пор, пока они не прекращаются, а они еще не прекратились. Но к ним многие богословы и церковные деятели относятся весьма серьезно. Могу сослаться на недавно умершего Папу Римского Иоанна Павла II. Я знаю также многих православных священников, которые тоже верят в реальность этих явлений. Поэтому у нас недавно появилась даже регулярная рубрика «Свидетельства Междугорья».

— Имеют ли эти явления какое-то отношение к России, как, скажем, известные фатимские явления 1917 года?

— Я думаю, что их связь с Россией такая же, как со всем миром. Поскольку Россия — страна христианская, она не может быть безразлична к такого рода вещам. И то, что Богородица являлась детям, которые сейчас уже давно не дети, мне кажется, не должно служить каким-либо препятствием для того, чтобы об этих явлениях как можно больше знать. То, что говорит Богородица в своих посланиях, имеет значение для всего христианского мира и для России тоже. А когда Ей однажды был задан вопрос о России, то смысл ответа был такой: Россия — это страна, где больше всего будут славить Бога.

Эти явления происходят в самом средоточии сильнейших межэтнических и межконфессиональных конфликтов на Балканах, где живут рядом католики, православные и мусульмане — хорваты, сербы и боснийцы, принадлежащие, в сущности, к одному народу, говорящему на одном языке. Ее послания о мире и единстве. И это имеет, конечно, самое прямое отношение и к нам.

— А другие религии?

— Другим религиям мы также уделяем внимание. Например, мы провели большой круглый стол, посвященный взаимоотношениям христианства и ислама. Мне кажется, он получился интересным, потому что обсуждались не только чисто политические аспекты взаимоотношений между двумя цивилизациями, а прежде всего взаимоотношения фундаментальные, религиозные.

Недавно мы напечатали острую статью Алена Безансона, которая ставит проблему отношения христианства к исламу в достаточно резкой форме, но нам представляется, что чем острее и точнее поставлены вопросы, тем лучше. Мы намерены продолжать обсуждение этой темы.

— Как присутствовала и присутствует христианская, религиозная тема в литературно-художественной части журнала?

— Я не помню, чтобы в старом парижском «Континенте» в отделе прозы была особенно выражена религиозная тема, он все-таки занимался больше политикой. Что касается московского «Континента», мы тоже не ставим перед собой такой задачи и не можем ее ставить, потому что наш журнал все-таки светский, обращенный к культуре в широком смысле слова.

Но культура так или иначе — это диалог с Богом. Нас интересует в художественной литературе все, что является результатом постижения правды жизни, все, что имеет отношение к христианским ценностям. То есть не собственно тематика, связанная с религией или жизнью Церкви. Для нас критерием при безусловном художественном уровне является истинность содержания, утверждение высоких идеалов, выработанных человечеством.

В то же время мы, конечно, внимательны ко всему в художественной прозе, что непосредственно затрагивает религиозную или церковную тему. И мы печатаем и подобного рода вещи. Я считаю большим достижением журнала, что мы в свое время напечатали несколько вещей Иона Друцэ, связанных с христианской тематикой: это «Жертвоприношение», пьеса «Апостол Павел». На мой взгляд, это очень интересные, художественно сильные произведения. Надеюсь, что Друцэ продолжит этот цикл, а мы опубликуем его новые тексты на наших страницах.

Недавно мы напечатали повесть очень молодого писателя Антона Савина. Ее герой — православный священник, ищущий, затем уходящий, слагающий сан, но не потому, что он разочаровался в религии, а потому, что он находит какую-то другую форму служения, кажущуюся ему более органичной для него, отвечающей его призванию. Мне кажется, это интересное произведение, где затронуты многие насущные проблемы жизни современной Церкви, современного религиозного сознания. Мы также в свое время напечатали повесть Сергея Бабаяна «Канон отца Михаила».

— Вы можете назвать несколько имен современных поэтов или прозаиков, о которых можно сказать, что это христианские авторы?

— Безусловно, Ольга Седакова — христианский поэт. Думаю, что это можно сказать об Инне Лиснянской, Юрии Кублановском. Что касается прозаиков, то, конечно, таким христианским писателем был Владимир Максимов. У меня была в 90-е годы в «Континенте» большая статья «Между отчаяньем и упованием», в которой я попытался раскрыть его именно как христианского писателя.

— Как еще присутствует религиозная тема в журнале?

— У нас есть рубрика «Библиографическая служба «Континента». Это обзоры публикаций в других журналах. Мы внимательно отслеживаем, в частности, как религиозная тема отражается в современной прозе. Не всегда нас устраивает эта проза, и мы пишем об этом нелицеприятно. Например, о последнем произведении Олеси Николаевой у нас было два довольно критических, резких отклика.

Кроме того, в этой же рубрике даются подробные обзоры религиозной мысли в русской периодике последнего квартала, как в собственно религиозных изданиях, так и в философских и культурологических. А в разделе «Религия» есть постоянный подраздел «Основные события церковной жизни в зеркале прессы». Так что я считаю, что «Континент» вполне оправдывает название журнала не только литературного и публицистического, но и религиозного.

Александр Кырлежев

http://religion.ng.ru/style/2005−10−19/8_culture.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru