Труд | Игумен Сергий (Рыбко) | 20.10.2005 |
— Вообще-то ничего принципиально нового в этой ситуации нет. И объясняется она весьма просто. В кризисные времена, когда нет стабильности и люди чувствуют растерянность, теряют почву под ногами, естественно, появляются деятели, которые, не в последнюю очередь, хорошо на этом зарабатывают. В экономической сфере — это всевозможные «МММ», а в духовной — грабовые и кашпировские. В начале 90-х они возникали, как грибы после дождя. Именно тогда, на мой взгляд, была самая пиковая ситуация. Хотя и сейчас период этот не закончился. Об этом можно судить даже по обилию рекламных публикаций — во множестве изданий предлагают на любой вкус услуги всевозможные целители, «сударыни», оккультные мастера по привораживанию, отвораживанию, сбережению мужей и капиталов и тому подобное. Все это и в прежние времена было. Просто современные технологии дают возможности «раскрутиться» гораздо быстрее. Вот их и раскручивают с финансовой или с какой-то другой целью.
— А духовный уровень общества имеет тут значение?
— Конечно. Почему в России все это так бурно расцвело тогда, в начале 90-х, и до сих пор не увядает? Потому что к тому моменту в атеизме люди в основном разочаровались, поняли, что на этом пути никаких серьезных ответов на главные вопросы не найти. А православие, нашу исконную религию и духовную культуру еще как следует не узнали. Ведь для этого нужно время, по крайней мере, несколько лет. Недостаточно, скажем, только прочитать Священное Писание. Как сказал один из святых, Евангелие читается жизнью. То есть, когда живет человек по Евангелию, когда для него заповеди Божии становятся правилами жизни, тогда он уже все по-другому воспринимает. А для этого опять-таки надо время. Тех людей, которые в конце 80-х — начале 90-х нашли для себя дорогу к храму, никакими грабовыми и кашпировскими не заманишь. А другие этот суррогат проглатывают.
— Но ведь на веру в Христа, в новое пришествие иногда и делается ставка?
— Это опять-таки не новость. И для человека, серьезно верующего, грамотного — не вопрос. В Писании сказано, что придут лжехристы и лжепророки. Сейчас в мире насчитывается примерно 40 человек, объявивших себя Христом, — это только психически нормальных, а ненормальных — намного больше. Они так же далеки от истинной веры, как всевозможные маги, экстрасенсы и целители, часто называющие себя православными. Были, есть и будут люди, которые делают деньги на слабостях человеческих, суевериях. Есть вера, есть суеверия. Кто-то из них с дьяволом имеет связь, но большинство — просто жулики.
— А люди, которые доверяются им и ходят к ним, остаются при этом верующими, православными?
— Есть каноны, по которым живет Церковь. Они выработаны вселенскими соборами. Это законы, которыми Церковь управляется. Так вот, согласно закону, тот, кто обратится к такому человеку, подлежит отлучению от Церкви на несколько лет для покаяния. Если он раскается сразу, то грех прощается. Если не кается, то подвергается епитимии — отлучению от причастия на несколько лет. Когда я сталкиваюсь на исповеди с такими людьми, иногда отлучаю от причастия, чтобы подумал, ну, а если сразу понимает — повинную голову меч не сечет… А ведь у многих прозрение наступает довольно быстро: люди понимают, что они деньги оставили, но заболели еще больше. Я был знаком с врачом, которая работала как раз в реанимации, когда проходили первые телесеансы Кашпировского. Она говорила: мы знаем, что как только сеанс закончится — сейчас к нам народ в реанимацию повалит, особенно пожилые люди с глубокими обмороками, сердечными приступами. Так что все это вовсе не безобидно и с медицинской точки зрения, и тем более с духовной.
Вот был у нас в стране в те же годы, если помните, японец из «Аум Синрекё». Когда приехал — вроде как шут гороховый. Многие его всерьез не восприняли, больше как экзотику. Я служил тогда в храме, где один из наших прихожан, он японовед, был переводчиком во время первых шоу этого деятеля. Я, говорит, понимал, что тут что-то не то, но деньги нужны были и, будучи человеком православным, пошел тем не менее на компромисс с совестью. А супруга в это время была беременна, все обследования показывали, что ребенок должен быть здоровым, но родился с большими отклонениями. Я, говорит, понял: за что. Отказался в дальнейшем работать, хотя очень большие деньги предлагались. Ну, а потом, когда случились атаки в японском метро, всем стало ясно, что это за секта.
— Но ведь говорят и так, что там, где присутствует бесовщина, возможны временные целительные эффекты?
— Да, так бывает от самовнушения до бесовских иллюзий. Как сказал святитель Иоанн Златоуст, дьявол еще никогда никому не помог и никого не исцелил, а вот иллюзию он создать может. Иллюзию восстановления сил или, например, зрения. Так что, если это не жулики, а люди серьезные, связанные с потусторонними силами, то они действительно могут кое-что эффектное продемонстрировать. Только это всегда будет этаким вариантом шагреневой кожи: потери окажутся куда больше приобретений, а расплата слишком жестокой. Конечно, были, есть и, наверное, будут люди, которые продают душу дьяволу сознательно, но большей частью жертвами таких опасных игр становятся те, кому недостает настоящей веры, духовной закалки, знаний.
— Иногда массовый гипнотический эффект различных «целителей» и лжепророков сравнивают с воздействием на молодежь рок-музыки. Ваша точка зрения прямо противоположна и убедительна, поскольку вы прошли уникальный путь к священству — через хиппи, рок-культуру. К тому же до сих пор не порываете связей с этой средой. Считаете ее не опасной для духовного здоровья молодого человека?
— Прежде всего замечу, что моя биография не совсем уникальна. Скорее даже типична для человека моего поколения. Среди духовенства только в Москве я знаю несколько десятков бывших хиппи, просто говорить об этом вроде бы не принято. А я говорю открыто и продолжаю общение в этой сфере с людьми, как пришедшими в Церковь, так и идущими к ней. Причем делаю это с благословения священноначалия. У меня даже награда есть от имени Святейшего Патриарха, как было объявлено — «за проповедь христианства среди хиппи, рокеров и панков». Сам я в конце 70-х попал в московскую «систему» — тогдашние хиппи в основном были молодыми интеллектуалами, которые искали смысл жизни и отвергали советскую жизнь. А интеллектуальный путь, по моему глубокому убеждению, должен привести нормального человека к православию. Поэтому те, кто шел до конца, как правило, приходили в Церковь. И это естественный путь.
Что же касается рок-музыки, то я считаю ее духовной. Потому что, как сказала одна моя хорошая знакомая, поэт в России больше, чем поэт, а рок для русских — не просто музыка. Это музыка ищущих людей, она наполнена философским содержанием. По крайней мере началом своего обращения к Богу я обязан группам «Beatles», «Pink Floyd», «Led Zeppelin». И многие наши русские рок-музыканты — это православные люди. Они все больше обращаются в своих произведениях к Богу. Вот недавно на 25-летии группы «Воскресение» я слышал совершенно потрясающую композицию «Научи меня жить» — это просто молитва к Богу, хотя там и не произносится слово Бог. Причем прекраснейшая музыкальная аранжировка и содержание христианское.
— Вы и сами, говорят, рок-оперу пишете?
— Она уже практически написана: и либретто готово, и музыка, вот поставить только некогда. Это во многом автобиографическое произведение: как человек моего поколения приходит к Богу. Мой соавтор — Стас Бартенев. С его группой «Если» мы и выступаем иногда вместе — я с проповедью, они с концертом. Последний раз очень неплохо получилось в рамках книжной ярмарки на ВВЦ.
Так что через рок-культуру дорога к Богу, к спасению есть, и довольно широкая. А вот через общение с различными лжепророками и шарлатанами, которые называют себя «православными целителями», — путь в прямо противоположном направлении.
Коновалов Валерий
http://www.trud.ru/004_Cht/200 510 201 960 801.htm