НГ-Религии | Джованни Бенси | 19.10.2005 |
Наблюдатели отмечают, что работу Синода существенно оживило введение в регламент заседаний так называемого часа свободной дискуссии. После каждой сессии любой из участников мог предложить обсуждение темы, не предусмотренной в повестке дня. Благодаря этому были озвучены действительно острые и актуальные проблемы.
В качестве основной темы собрания изначально называлось причастие, и все связанные с ним вопросы епископы рассмотрели очень подробно. В частности, на одном из заседаний глава украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар выступил с достаточно смелым предложением. Он считает, что Католическая Церковь должна одобрить совместное совершение литургии католиками и православными и соответственно разрешить совместное причащение верующих двух Церквей.
Однако пристальное внимание общественности привлекли другие, «матримониальные» вопросы, особенно связанные с целибатом (безбрачием духовенства) и расторжением церковного брака среди мирян. Напомним, что в Католической Церкви все духовенство — и черное, и белое — не может вступать в брак. Эта проблема для Католической Церкви на протяжении последних десятилетий является одной из наиболее острых.
Невозможность вступать в брак удерживает большинство потенциальных священников от принятия сана. Именно с этим связан серьезный кадровый кризис, свидетельством которого является ощутимая нехватка католического духовенства в большинстве стран мира.
Архиепископ города Сан-Паулу кардинал Клаудио Хумес обратил внимание на то, что в Бразилии, где католицизм когда-то являлся доминирующей конфессией, примерно 30% населения обратилось в протестантизм. По словам кардинала, главная причина перехода — это заметная нехватка католических священников, поэтому принятие сана женатыми мужчинами было бы спасительным для Церкви.
В свою очередь, к посвящению в сан женатых мужчин Рим призывают и представители восточных Католических Церквей, где брак священников допускается. Однако, как сообщают наблюдатели, Папа Бенедикт XVI в этом вопросе, по всей видимости, останется консерватором. Позицию Понтифика попытался озвучить Патриарх Венеции кардинал Анджело Скола, сославшийся на энциклику Папы Павла VI «Sacerdotalis coelibatus» («О безбрачии священников»). В этой энциклике, выпущенной в 1967 году, Павел VI назвал целибат «формой подражания Христу» и «доказательством любви пастыря к Церкви».
Однако тот же Анджело Скола назвал «слишком жесткой» нынешнюю позицию Католической Церкви по вопросу о разведенных католиках, вступивших в новый брак. Для Церкви уже сам развод является грехом, но повторное заключение брака рассматривается как деяние вдвойне греховное, ведущее к отлучению от причастия. Очевидно, что подобный консерватизм в данном вопросе отталкивает людей от Церкви и еще больше усугубляет существующий в ней кризис.
Кадровый вопрос в Католической Церкви затронул и развитые страны Европы, где положение пытаются исправить за счет приглашения священников из стран Восточной Европы, в частности из Польши и Хорватии. На Синоде эта практика подверглась жесткой критике со стороны ряда иерархов. По их мнению, такого рода «миграция» духовенства лишает пастырской опеки регионы, столь же остро нуждающиеся в священниках.
Журналисты, освещающие работу Синода, уделили повышенное внимание намеченной на ноябрь публикации нового послания Папы Бенедикта XVI. Ожидается, что в нем будет затронута проблема гомосексуализма среди духовенства. По всей видимости, Понтифик в очередной раз проявит себя консерватором в этом вопросе и обяжет епископов подвергать тщательной проверке лиц, поступающих в духовные семинарии. Тем, кто склонен к подобного рода сексуальным отношениям, будет отказано в приеме на учебу, а ограничения якобы коснутся лишь тех, кто «докажет, что в течение по меньшей мере трех лет жил в целомудрии». При этом не до конца понятной остается процедура проверки факта трехлетнего воздержания от сексуальных контактов.
В католических кругах считается, что с проблемой гомосексуализма среди духовенства можно справиться путем отмены или реформирования института целибата. Однако опыт других христианских Церквей показывает, что таким образом эта проблема не решается. Так, священникам Англиканской Церкви изначально не запрещалось заключать браки, но, несмотря на это, сегодня гомосексуалисты широко представлены среди англиканского духовенства и иерархов. Эта проблема является актуальной и для православия, где обязательного безбрачия не существует.
Скорее всего Католической Церкви не удастся решить все проблемы одним махом, благословить разводы и разрешить брак для духовенства!