Русская линия
Правая.RuСвященник Димитрий Познанский19.10.2005 

Антиканонические войны на Украине и меры противодействия

На территории Украины насчитывается не менее шести неканонических организаций, называющих себя «автокефальными православными церквами», а также Украинская греко-католическая церковь, позиционирующая себя как «православная церковь в общении с Римом"…

Первые места в количественном отношении занимают Украинская греко-католическая церковь, «Украинская православная церковь киевский патриархат» (УПЦ КП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ), которая в ходе президентских выборов 2004 года раскололась на две части.

Несмотря на то, что УПЦ КП зарегистрировала в госорганах более 3000 тыс. приходов, на деле не менее половины заявленных общин являются фиктивными, и существуют только на бумаге. На многие храмы, находящиеся в ведении канонической православной Церкви, у раскольников оформлены параллельные общины. Это позволяет при удобном случае оперативно захватить помещение Православной церкви, предоставив соответствующим органам формально существующую двадцатку, одноименную названию захваченного храма. Как правило, в такие общины записаны люди далекие от Церкви вообще, однако имеющие свое мнение касательно юрисдикционной принадлежности местного храма. Объективно, в уже захваченных филаретовцами церковных помещениях на службах довольно просторно, в то время как прихожане традиционной Церкви зачастую вынуждены молиться на улице. Это притом, что каноническая Церковь на Украине имеет более 11 000 приходов, что намного больше, чем все раскольнические и униатские общины вместе взятые.

Даже в западных областях Украины, таких как Ровенская, Луцкая, Закарпатская, Черновицкая — число верных канонической Церкви значительно превышает количество раскольников. Например, в Ровенской области, где под патронатом местных властей, и в частности нардепа Василия Червония (возведенного новой властью в губернаторы) совершались погромы храмов Московского Патриархата и жестокие избиения православных, большинство верующих сохраняют верность традиционной Церкви. Так, в захваченном боевиками Червония Воскресенском Соборе города Ровно на совершающихся раскольниками обрядодействиях плотность молящихся никогда не бывает стеснительной для посетителей. В то же время, православная община, загнанная властями в подвал под Собором, несмотря на совершение двух Литургий в день, не вмещается в пределы отведенной территории. Часть общины, задыхаясь в тесноте, молится в низкосводчатом подвале, с потолка которого капает конденсат, образовавшийся в результате дыхания множества людей, а вторая часть мерзнет на улице, слушая службу через выставленные наружу динамики.

Захваты православных храмов с использованием админресурса в той или иной форме начались перед развалом СССР и продолжились с приходом ко власти первого президента Украины Леонида Кравчука. Тогда захваты совершались преимущественно греко-католиками и «киевским патриархатом», отцом-основателем которого называют не только отлученного от Церкви Михаила Денисенко, но и Леонида Кравчука.

Во время второго президентского срока Леонида Кучмы захваты прекратились, однако, уже захваченные храмы законному владельцу возвращены так и не были. Мало того, Леонид Кучма лично воспрепятствовал воплощению в жизнь решения Суда, признавшего регистрацию «киевского патриархата» незаконной.

Во время избирательной кампании 2004 года, вследствие обнадеживающих обещаний, данных раскольникам агитаторами штаба Ющенко, страну захлестнула новая волна антиканонической агрессии и захватов православных храмов. В СМИ появляется интервью с супругой Ющенко — Екатериной Чумаченко, в котором она заявляет, что является униаткой, а ее супруг благоволит к «киевскому патриархату». Попытки захватов храмов приобретают столь систематический характер, что на официальном сайте Пресс-службы УПЦ МП появляется специальный раздел о нарушении прав верующих.

В августе, опасаясь непредвиденных результатов грядущих парламентских выборов и используя благоприятный политический климат, лидер униатов Любомир Гузар поспешно переносит центр УГКЦ из Львова в Киев, несмотря на то, что огромный собор, возводящийся на левом берегу Днепра напротив Киево-Печерской Лавры не достроен. Тысячи православных вышли с протестом против перенесения греко-католической кафедры в Киев, однако их протест был традиционно шельмован украинскими телеканалами.

Параллельно с раскольнической и униатской агрессией, осуществляемой при покровительстве новых украинских властей, в госсекретариате был разработан проект по переводу украинских верующих в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Суть этого проекта заключается в создании на территории Украины подворий Фанара, играющих роль своеобразной базы для объединения членов раскольнических организаций и перебежчиков из канонической Церкви.

В нарушение правил государственной и церковной дипломатии, а также канонов Церкви, экс-госсекретарь Александр Зинченко, без уведомления предстоятеля Украинской Православной Церкви — Блаженнейшего Митрополита Владимира, совершил визит к Константинопольскому Патриарху, провоцируя его антиканоническое вмешательство на территорию Украины; и, по всей видимости, в случае согласия последнего, гарантируя ему покровительство со стороны государственной власти.

Вскоре после визита госсекретаря в Стамбул, Украину посетили два клирика американской украинской церкви, пребывающей в подчинении Константинополя, которые сделали заявление о том, что Константинопольский Престол не признает канонической юрисдикцию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата на территории Украины. «Церковь-Мать, Константинопольский Патриархат, — говорится в заявлении — считает, что ее дочь, Московский Патриархат, имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской Митрополии под Московскую Церковь было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой».

Заявление было вероломным и совершенно неадекватным, поскольку клирики патриарха Варфоломея накануне были на приеме у Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира, а сам патриарх Варфоломей, как и предстоятели всех поместных церквей, неоднократно заявляли, что единственной канонической Церковью на территории Украины является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата.

Несмотря на многочисленные обращения к патриарху Варфоломею со стороны официальных представителей нашей Церкви, а также православных общественных организаций Украины, никакого ответа из Фанара не последовало. Очевидно, что с точки зрения церковной дипломатии такое красноречивое молчание можно расценивать как полную солидарность патриарха Варфоломея с положениями, изложенными в скандальном заявлении американских клириков.

Своеобразным препятствием для разыгрывания на Украине эстонского сценария, как ни странно, стало наличие лжепатриарха Филарета. Не будучи националистом по своим убеждениям, но обладая амбициозным и властолюбивым характером, Михаил Денисенко не желает снять со своей головы белый куколь московских патриархов, и согласен как минимум на признание Фанаром «киевского патриархата», что, в свою очередь, не устраивает Стамбул. Именно поэтому, с учетом настроений рядовых клириков и паствы украинских автокефалов всех мастей, желающих в своей массе вырваться из резервации и получить хотя бы формальное признание, и был задуман проект с подворьями Константинополя, педалируемый в первую очередь адептами так называемой «украинской автокефальной церкви», де факто состоящей в общении с раскольнической диаспорой в США, незаконно принятой в общение Фанаром, и возглавляемой Константином Баганом, которого раскольники-автокефалы провозгласили предстоятелем своей юрисдикции.

В настоящий момент раскольниками сделаны заявления о готовности передать часть своих храмов для подворий Константинопольского Патриархата, что, по их мнению, позволит разрешить вопрос неканонических образований на территории Украины. В то же время очевидно, что организация патриархом Варфоломеем своих приходов на канонической территории РПЦ, даст лишь видимость каноничности, а де факто будет являться раскольническим сборищем, в соответствии с каноническими правилами: 14-м Апостольским, 8-м Третьего Вселенского Собора, 18-м Шестого, 9-м Антиохийского, 64-м и 67-м Карфагенского, 13-м Анкирского и другими, говорящими о том, что ни один епископ не может простирать свою власть на область другого епископа, не может устраивать в этой области никаких церковных дел, и не может принимать запрещенных или отлученных другим епископом, а тем более Собором.

В связи с этими событиями, публичная позиция президента Украины выражается в заявлениях о том, что все конфликтные ситуации в стране будут решаться в режиме «широкого диалога». Учитывая тот факт, что к настоящему моменту, множество православных храмов являются захваченными униатами и автокефалистами, а в части храмов новая власть установила принудительное поочередное служение православных и раскольников, там, где необходима прямая реализация законодательства, будут осуществляться дискуссии.

Кроме того, Виктор Ющенко регулярно поднимет вопрос о необходимости создания так называемой «единой поместной церкви», которая, по его словам, «является одним из важнейших факторов самоопределения украинской нации, утверждения ее идентичности и единства. На фоне подобных высказываний, парадоксальным выглядит тот факт, что слова Ющенко о Православии и его роли в украинском сообществе никак не отражены в украинском законодательстве, согласно которому все религии равны, а Украина является поликонфессиональным государством. Т. е. сектанты, сатанисты и православные имеют, с точки зрения украинской конституции, равный статус и равные права.

Помимо раскольнических образований, на статус так называемой «единой поместной церкви» претендуют и греко-католики, которые в настоящий момент готовятся к следующему этапу проекта по окатоличиванию Украины, а именно присвоению УГКЦ статуса Патриархата. Еще до перенесения униатской кафедры в Киев, кардинал Любомир Гузар на пресс-конференции сказал: «Я имел возможность встречаться со святейшим отцом и он ясно сказал, что пусть это дело дальше назревает, чтобы и в дальнейшем идти вперед. (…) В первую очередь должно состояться перенесение центра Киево-Галицкой митрополии в Киев, а потом увидим».

Таким образом, на сегодняшний день существует два главных антиканонических проекта на Украине. Первый — перевод украинского Православия под константинопольскую юрисдикцию, а второй — учреждение униатского патриархата.

В этой связи представляется полезным употребление ряда мер, способных противодействовать фанариото-католической экспансии.

— Необходима всесторонняя поддержка и развитие православного медиаресурса на Украине и консолидация журналистов православного исповедания. Помимо общеправославных программ, на базе этого медиаресурса должно осуществляться постоянное освещение актуальных вопросов канонического Православия на Украине и за ее пределами, и, в частности, разъяснение недопустимости с точки зрения церковных канонов вмешательства Фанара на территорию Украины, а также разъяснение того факта, что в католицизме статус патриархата не означает независимости, носит чисто декоративный характер и используется с целью прозелитизма в отдельных областях земного шара.

— Необходимо освещать преимущества пребывания Украинской Православной Церкви в составе РПЦ, в частности — это мощное совместное влияние на судьбы мирового Православия, а также развивать образ Киева как купели Русской Церкви и источник общерусского православного единства.

— Необходимо стимулировать и развивать скоординированную деятельность православных общественных организаций, способных защищать права верных канонической Церкви, и отстаивать свои убеждения на всех уровнях и в любых инстанциях: начиная от органов местного самоуправления и заканчивая международными организациями.

— Необходимо довести до сознания украинских властей, что политические интриги в отношении Православной Церкви, чреваты самыми негативными последствиями для хрупкого межконфессионального и межнационального мира в стране, а также компрометируют Украину в мировом сообществе.

— На встречах глав государств России и Украины необходимо регулярно поднимать вопрос о нарушениях прав православных верующих и выводить вопрос о захваченных униатами и раскольниками православных храмах в сферу межгосударственных отношений, рассматривая его как важный фактор в вопросах двустороннего партнерства Украины и России.

— На католическую экспансию, необходимо дать симметричные ответы, учреждая в Европе православные приходы латинского обряда дораскольного периода.

— Необходимо добиться для Украинской Православной Церкви статуса юридического лица, что поможет ей законодательно укрепить свои позиции, а также добиться возвращения своей собственности в судебном порядке.


— Также мощным фактором укрепления православных позиций на Украине мог бы стать хорошо подготовленный торжественный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Украину, и в частности в Киев, Почаевскую и Святогорскую Лавры и в Крым.

Последняя мера поможет актуализировать православное самосознание населения Украины, будет способствовать подъему дружественных чувств украинцев в отношении России, станет сильным миссионерским импульсом по отношению к людям пребывающим вне Церкви, а также значительно воодушевит православных Украины, в течение последних пятнадцати лет терпящих давление со стороны государственной власти, покровительствующей антиправославным силам в стране и стимулирующей их противоканоническую деятельность.

http://www.pravaya.ru/look/5268


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru