RBC daily | Михаил Чернов | 18.10.2005 |
Совершенно очевидно, что российские власти не готовы противопоставить что-либо профессиональному напору грузинских политиков и дипломатов. Об этом говорит хотя бы история недавнего вывода российских войск из Грузии — из Батуми и Ахалкалаки. Оказалось, что российские дипломаты легко сдают позиции на переговорах и идут на поводу у грузинской стороны. Московские чиновники только в кулуарах и на неформальных встречах клянутся в верности и дружбе абхазскому и осетинскому народам, говорят о «стратегических интересах России в регионе». На официальном и публичном поле высокопоставленные федеральные чиновники готовы признать интересы любой страны, кроме своей собственной. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил недавно, что «признает законность интересов США на постсоветском пространстве». Касательно проблемы российских миротворцев в Республике Южная Осетия (РЮО) и в Абхазии в понедельник в Париже высказался министр обороны России Сергей Иванов. «Российские миротворцы находятся в Абхазии и Южной Осетии в соответствии с мандатом. Грузинская сторона вправе поднимать вопрос об их выводе, и он будет рассмотрен на уровне внешнеполитических ведомств или парламентов», — заявил г-н Иванов, тем самым де-факто заведомо признав, что никаких интересов у Москвы там нет.
Понятно, что предстоящий вывод российских войск из Южной Осетии и Абхазии и сдача позиций в стратегически важных для России регионах — лишь частные примеры. Политика уступок проводится Российской Федерацией на протяжении последних двадцати лет. РФ оставила на произвол судьбы русское население бывшего Советского Союза, в одночасье свернула сотрудничество с Кубой, отказалась от поддержки Югославии и Аджарии. Вместе с тем нынешняя политика российских элит, вывод войск из ключевых стратегических районов вовсе не означает, что возвращение России в регионы своих интересов невозможно. Причем совсем необязательно, чтобы это возвращение было военным. Опыт западных государств показывает, что проникновение в регионы можно успешно вести с помощью работы неправительственных организаций. Сразу после распада СССР, когда в Средней Азии появились представительства американских неправительственных организаций, никто не предполагал, что именно они подготовят почву для безболезненного размещения в регионе военных баз США.
Схожими методами вполне по силам работать и России. Более того, первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, организатор недавно завершившегося на Родосе Мирового общественного форума «Диалог Цивилизаций», Фонд национальной славы России (ФНСР) готов проводить свои мероприятия непосредственно в конфликтных зонах, на том же Кавказе, в Средней Азии и т. д. К этим усилиями на постсоветском пространстве и в бывшей советской зоне влияния вполне могут подключиться и другие российские неправительственные организации. Установление новых контактов на местах позволит восстановить доверие к России. Формат неправительственных организаций позволяет работать с населением напрямую, с политическими фигурами второго-третьего рядов, то есть с людьми, за которыми будущее. Именно так западным неправительственным организациям удалось за десять лет достигнуть позиций, которые они имеют сейчас.
http://www.rbcdaily.ru/editor_col/index.shtml?2005/10/13/210 275