Русская линия
Независимая газета Александр Шаповалов18.10.2005 

Иноверцем — то ли в рай, то ли в шалаш
Осложнение геополитической обстановки на Северном Кавказе отразилось на статистике межнациональных браков на Дону

С каждым годом в Ростовской области, по данным сотрудников донских загсов, сокращается количество межнациональных браков. И это несмотря на то, что в регионе, отделяющем беспокойный Кавказ от центральной части России, проживает около ста национальностей, а примерно десять процентов населения области — это представители нетитульных наций.

Смешанные чувства

По словам директора Донского городского Дворца бракосочетаний Любови Пузиковой, до 1992 года каждую неделю ими регистрировалось в среднем по два межнациональных брака. Как правило, русские девушки выходили замуж за грузин, азербайджанцев, чеченцев и представителей других кавказских народов. В последние же годы здесь фиксируется всего от двух до двенадцати межэтнических браков в год, при том что во Дворце бракосочетаний ежемесячно проходит более ста свадеб. Что же касается тех немногих смешанных браков, то, как правило, они регистрируются между русскими и армянами. Это объясняется тем, что последние испокон веков живут на донской земле, переняли местную ментальность и даже говорят с южнорусским прононсом.

Резкое сокращение числа подобного рода семейных союзов отмечено и в Ворошиловском районном загсе Ростова-на-Дону. По мнению его директора Людмилы Савельевой, это связано с осложнением геополитической обстановки на Северном Кавказе и ростом в обществе ксенофобских настроений.

Между тем, как подчеркнула в разговоре с корреспондентом «НГ» начальник управления загсов администрации Ростовской области Галина Слюсарева, сегодня наблюдается и спад по количеству браков с партнерами из дальнего зарубежья. За 8 месяцев прошлого года на Дону был зарегистрирован 101 брак с иностранцами, а в нынешнем — только 88. Лидерами среди соискателей на руку и сердце донских невест, как правило, становились женихи из Германии, Соединенных Штатов и Турции.

Межнациональным бракам — любо

У донских казаков есть свое объяснение сложившейся ситуации. По мнению начальника управления идеологии Всевеликого войска Донского, а по совместительству члена демографической комиссии при областной администрации Владимира Воронина, искусственно насаждаемая в советском обществе идея интернационализма давно себя изжила. Сегодня наблюдается небывалый всплеск национального самосознания, как бы при этом ни декларировалось всенародное братство, что, в частности, отразилось и на российских паспортах, в которых была отменена графа «национальность».

В принципе донские казаки ничего не имеют против межнациональных браков. Испокон веков казачество располагалось на рубежах Российской империи, да и формировалось на границах этнических групп. Поэтому казачьи земли всегда были многонациональны и многоконфессиональны. В Кубанском войске служили черкесы и ингуши — мусульмане по вероисповеданию. В Донском — было немало калмыков, которые, как известно, исповедуют буддизм.

Если казак после боевых походов привозил домой черкешенку или турчанку, то их дети считались уже полноправными жителями станицы, которые не испытывали никакой расовой дискриминации. То же самое было, если казачек брали в жены приезжие.

Если поселился в станице грузин и женился на казачке, то их дети — уже казачата, а внуки — и подавно. Кстати, именно так на Дону появилась знаменитая казачья фамилия Грузиновы.

Хотя, конечно, и здесь были свои негативные примеры. Достаточно вспомнить «Тихий Дон», который начинается с истории о том, как дед главного героя, Григория, привез себе жену из Туретчины, которая стала для хуторян и родственников Мелихова настоящим изгоем. Закончилось все трагично. Пытаясь спасти жизнь жены, Прокофию Мелехову пришлось зарубить своего же однополчанина, а сам он был сослан на каторгу.

По словам Владимира Воронина, Донской край всегда был своего рода плавильным котлом, в котором выплавлялось казачество, обладающее своей уникальной культурой, как и всякая этническая общность людей. Последняя перепись населения показала, что многие жители Дона до сих пор причисляют себя не к русскому, а именно к казачьему народу.

Войско — в поход!

Впрочем, в последнее время среди донских казаков довольно сильны ксенофобские настроения, которые зачастую подогреваются агрессивным поведением самих приезжих. Особенно часто межнациональные стычки происходят в восточных районах Ростовской области, куда за последние годы перебралось немало выходцев из Чечни и Дагестана.

Достаточно вспомнить августовский поход казаков на райцентр Ремонтное, когда около 200 казаков Всевеликого войска Донского со всей Ростовской области прибыли сюда, чтобы разобраться с уроженцем Чечни, который подозревался в изнасиловании 22-летней дочки местного атамана. Чеченца спасло только то, что он был задержан милицией раньше, чем его нашли разъяренные казаки. Любопытно, что на сходе населения глава местной чеченской общины, сын которого и подозревался в изнасиловании, дабы урегулировать конфликт, предложил поженить насильника и его жертву.

Особую тревогу у донских казаков вызывает и наплыв турок-месхетинцев, которых, только по официальным данным, на Дону сегодня проживает около 17 тысяч. Опасность ситуации, по мнению Воронина, заключается в том, что этот народ не способен к ассимиляции. За 15 лет пребывания месхетинцев на донской земле был зафиксирован всего лишь один смешанный брак. А народ, не способный к ассимиляции, рано или поздно начнет вытеснять коренную нацию. В этом случае, по словам Владимира Воронина, есть два возможных варианта развития событий: либо дожидаться повторения ситуации в Косово, где в конечном итоге стали доминировать мусульмане, либо идти по пути кубанских казаков, которые буквально выжили турок-месхетинцев из своих станиц, и те были вынуждены в массовом порядке эмигрировать за границу.

Нарушение процессов ассимиляции, по мнению Воронина, может привести к печальным последствиям. Прежде всего углубляется расхождение культур и образовывается закрытое общество, как это происходит, например, в Ингушетии, где еще совсем недавно жило более 30% русских, а ныне остался лишь 1%. Кстати, сегодня на Дону подобные «закрытые» мини-анклавы можно встретить в селениях Азовского, Неклиновского, Сальского, Дубовского, Песчанокопского, Ремонтненского, Заветинского и ряда других районов области.

Пророк был не против

Но если на Дону довольно многие спокойно относятся к межнациональным семейным союзам, то в северокавказских республиках в последние годы такого рода браки стали крайне непопулярными и практически единичными. В тех же немногих смешанных семьях, будь то в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии или Карачаево-Черкесии, как правило, доминирует культура представителей коренной национальности. А на территории Чечни, Ингушетии и Дагестана межэтнические браки из-за крайне негативного отношения к ним со стороны коренных народов и вовсе не регистрируются.

На Дону ситуация несколько иная. По словам первого заместителя Верховного муфтия России и главы Центрального духовного управления мусульман по Ростовской области и Югу России Джафара Бикмаева, ему довольно часто приходится регистрировать межконфессиональные браки. Причем не только между гражданами России, но и между русскими девушками и приезжими из Турции, Афганистана, Таджикистана, Египта, Сирии, Марокко.

Ислам запрещает женщине-мусульманке выходить замуж за иноверца. Но при этом позволяет мусульманину жениться на христианке или иудейке, даже если она не принимает его веру. Впрочем, если женятся выходцы из Марокко или Египта, то они, по словам Джафара Бикмаева, обычно требуют от своих избранниц принять ислам.

— К такого рода семейным союзам, как это ни покажется странным для несведущих, ислам относится весьма положительно, — говорит Джафар Бикмаев. — Ведь в Коране сказано: «Мы создали вас племенами и народами, чтобы вы узнавали друг друга». Пророк завещал нам дружить независимо от национальности и веры.

Не согласен Джафар Бикмаев и с довольно распространенным мнением о том, что межнациональные браки менее устойчивы и обречены на провал ввиду разного воспитания и мировоззрения людей. В его практике было немало случаев, когда приходилось регистрировать браки с участием детей от смешанных семейных союзов, которые он скреплял еще четверть века назад и которые до сих пор крепки.

* * *

Понять, хороши межнациональные браки или нет, достаточно сложно, — говорит ростовский психолог Владимир Алекссев, специализирующийся на решении проблем планирования семьи. — Скорее даже невозможно. Просто мы можем констатировать, что явление это имеет как свои положительные стороны, так и отрицательные. С одной стороны, в результате таких союзов создается неповторимый колорит переплетения на бытовом уровне культур и традиций, рождаются очень одаренные дети, которые зачастую знают два языка, терпимы и толерантны к представителям других национальностей и религий. Но с другой — такие люди порой не знают, к какому этносу себя относить, а представители этих этносов могут и вовсе не принимать их.

http://www.ng.ru/regions/2005−10−18/4_inoverec.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика