Русская линия
Интерфакс-Религия Степан Тыщук18.10.2005 

Договорятся ли друг с другом сторонники единой поместной Церкви на Украине?

Противоречивые оценки состоявшейся в Киеве на прошлой неделе объединительной конференции епископата Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата наперебой высказываются представителями этих двух не признанных в православном мире церквей.

«Объединение с УАПЦ приблизит день признания Вселенским патриархом каноничности поместной Церкви», — заявил епископ Одесско-Балтской епархии УПЦ КП Яков Макарчук. По его мнению, объединение «усилит веру украинцев в собственные силы», а Московский патриархат в результате «или расколется, или пойдет на объединение». Эти слова приводит Религиозно-информационная служба Украины.

Архиепископ Хмельницкий и Каменец-Подольский УПЦ КП Антоний Махота тоже считает, что «перспектива объединения большая». Хотя на объединительной конференции и проявились «разные подходы относительно даты проведения Собора», на котором объединение должно состояться, но на то есть причины «сугубо духовно-идеологические», не совсем вразумительно объяснил архиепископ.

Иначе оценивают перспективы единства представители Автокефальной церкви.

«УАПЦ стремится к объединению, а не к присоединению», — заявил ее Житомирский епископ Богдан Кулик, подчеркивая, что объединение «должно быть полноценным и на равных, приемлемых для обеих сторон, условиях». В неофициальной обстановке представители УАПЦ прямо говорят о том, что Киевский патриархат стремится поглотить их сравнительно небольшую церковную структуру, ослабленную к тому же внутренними разногласиями. А от обсуждения на объединительной конференции вопроса об анафеме, провозглашенной главе УПЦ КП Филарету Денисенко, последний, понятно, уклонился.

Разногласия, проявившиеся на совместной конференции, с довольно высокой степенью откровенности освещены и в официальном комментарии, помещенном на интернет-сайте УАПЦ. Здесь указано, что Филарет Денисенко «полностью отверг» единогласное решение Архиерейского Собора УАПЦ провести избрание предстоятеля объединенной церкви по жребию из числа кандидатов, предложенных объединительным Собором.

Отвергнуто было и предложение, чтобы кандидатов было трое или пятеро. Ф. Денисенко настоял, что кандидатами могут быть лишь он и лидер УАПЦ митрополит Мефодий Кудряков. А поскольку последний «сразу отказался выставлять свою кандидатуру», это означает безальтернативность избрания главы нового объединения неканонических структур.

Кроме того, благодаря неравномерному представительству двух церквей на объединительном Соборе (200 человек от УПЦ КП и 100 — от УАПЦ), а также процедуре принятия решений простым большинством голосов, УАПЦ фактически не будет влиять на результат Собора.

Видимо, в связи с этим дата проведения нового объединительного Собора, намеченного на 19 ноября, была лишь принята архиереями УАПЦ «к сведению», подчеркивает официальный комментарий.

Тем не менее все постановления конференции были подписаны не только патриархом Филаретом, но и митрополитом Мефодием. По мнению экспертов, это свидетельствует о значительном давлении, которое украинские власти оказывают на лидера Автокефальной церкви и ее епископат. Создается впечатление, что госзаказ на строительство «единой поместной церкви», вопреки прежним обещаниям Виктора Ющенко, будет решаться с широким применением административного ресурса и самым ускоренным методом.

Очевидцы утверждают, что на конференции в Михайловском монастыре, где пытались объединить две церкви, присутствовали некоторые заметные украинские политики. А главу государства как бы неофициально представлял брат президента Украины. Все это напоминает атмосферу начала девяностых годов, когда народные депутаты вот так же объединяли автокефалистов, целыми группами являясь на их собрания. Правда, слияние УАПЦ с Киевским патриархатом продержалось тогда не более двух лет, а все попытки некоторых иерархов Константинопольского патриархата «склеить» развалившуюся оппозицию Москве в последующие годы так и не увенчались успехом.

Кстати, о Москве. В своем последнем выступлении епископ Богдан Кулик довольно неожиданно заявил, что «Поместную церковь в Украине» надо создавать «не из двух, а из трех ветвей православия», поэтому к диалогу «необходимо привлечь» также Украинскую православную церковь (самоуправляемую церковь в составе Московского патриархата).

Действительно, трудно понять, как процесс «создания» национальной церкви может обойтись без участия бесспорно крупнейшей религиозной организации в пределах Украины. Согласно государственной статистике, Украинская православная церковь насчитывает более 10,5 тыс. приходов. Это в 2,3 раза больше, чем у УПЦ КП и УАПЦ вместе взятых. Данных об общей численности верующих не имеется, но по численности монашествующих (более 4 тыс.) каноническая Православная церковь превосходит УПЦ КП в 21 раз, а УАПЦ — почти в 300 раз.

В свою очередь кардинал Любомир Гузар, тоже считающий себя носителем «киевской духовной традиции», имеет свое видение перспектив создания «единой поместной церкви». По его мнению, в эту церковь должны входить как католики, так и православные, которым ничто не препятствует молиться и причащаться вместе. Главное, что новая церковь должна находиться в единстве с Римом, а место в ней найдется для всех. По количеству приходов Гузар, которого греко-католики (хоть и без официальной санкции Ватикана) уже гласно именуют патриархом, вполне может соперничать с другим непризнанным патриархом — Филаретом Денисенко. У обоих зарегистрировано около 3,4 тыс. общин.

Л.Гузар, между прочим, уже заявил, что для Украины лучше три патриарха, чем ни одного. По мнению кардинала, патриархам друг с другом как-то легче договариваться — по-своему, по-патриаршески. Впрочем, на объединительное мероприятие прошлой недели его так и не пригласили, в отличие от молебнов за украинскую незалежность в храме святой Софии, где кардинал — пока еще в скромной скуфейке — обычно стоит рядом с патриархом Филаретом в классическом белоснежном куколе по точному подобию головного убора патриархов Московских (судя по качеству изделия, очень похоже, что оно и изготовлено на предприятии Московской патриархии «Софрино»).

Однако даже объединившись с греко-католиками, сторонники «единой поместной» без Украинской православной церкви, имеющей общение со всеми признанными Православными церквами мира, все еще останутся на Украине в меньшинстве.

Правда, в стране действует еще несколько непризнанных православных церквей, в том числе Украинская автокефальная православная церковь — во главе с патриархом Моисеем Куликом (брат епископа УАПЦ Богдана Кулика) и Украинская реформаторская православная церковь, возглавляемая архиепископом Киевским Сергеем Журавлевым. Но в состав «единой поместной церкви» эти организации могут внести совсем немного общин (и очень много проблем).

Так что над концепцией «единой церкви», видимо, придется еще потрудиться.

Главное, чтобы не убывала «вера украинцев в собственные силы».

http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=121


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика