Интерфакс-Религия | Священник Михаил Дудко | 18.10.2005 |
— Отец Михаил, как бы Вы могли расценить инцидент, связанный с нападением на главу мусульманской общины Сергиева Посада Арслана Садриева?
— Разумеется, нападение на молящихся людей однозначно вызывает отрицательную реакцию. Не может быть никакого оправдания тем, кто напал на людей, которые занимаются самым главным делом своей веры — молитвой. Устраивать насильственные акты по отношению к верующим иначе как варварской акцией назвать нельзя. У нас разные религии, но кто не уважает чужой веры, тот по-настоящему не понимает и своей и не может рассчитывать на то, что и его убеждения будут уважать. В нашей российской традиции — крепко хранить свою веру, но никак не нападать на молящихся другой.
Выяснять, кто напал, каковы были причины нападения, — дело правоохранительных органов. Но ни в коем случае нельзя ассоциировать нападавших на председателя исламской общины Сергиева Посада Арслана Садриева с православными и на этой основе делать вывод, что в этом городе налицо межрелигиозный конфликт. Тот, кто выдвигает такую версию, либо не понимает, что говорит, либо сознательно идет на провокацию. В социологии есть такое понятие, как самосбывающийся прогноз. Если долго говорить о чем-то несуществующем, как о вероятном или даже неизбежном, рано или поздно виртуальное станет реальным. Не дай Бог!
Есть версия, что инцидент в Сергиевом Посаде связан с событиями в Нальчике, что это реакция на агрессивное поведение тех, кто, называя себя воинами ислама, творит беззаконие. Должен сказать, что напавшие на Нальчик бандиты были заинтересованы в нагнетании напряженности в нашей стране, выводе ситуации из-под контроля. В этом случае у них появилась бы возможность осуществления далеко идущих планов по превращению всего Кавказа в территорию некоего нового государственного образования, на которой действуют исключительно законы шариата.
Мы знаем, что такие планы разрабатываются. Могу высказать предположение, что разработчики таких планов заинтересованы и в раздувании напряженности на территории Центральной России, в частности, в Сергиевом Посаде. Поэтому кто бы ни нападал на молящихся — они действовали на руку тем, кто работает на развал России.
Что касается нас, православных, то мы не хотим нового Нальчика неподалеку от Москвы. Кем были нападавшие, еще предстоит разобраться, но не в интересах православных, я в этом абсолютно убежден, нарушать межрелигиозный мир, который у нас, слава Богу, сейчас налицо. Но если его не поддерживать, он легко может быть разрушен.
Мы плодотворно сотрудничаем с мусульманской общиной по разным направлениям, в частности, в сфере противодействия терроризму и экстремизму. Хороший пример нашего сотрудничества — Межрелигиозный совет России, где мы совместно решаем общие для нас проблемы совершенно мирным и конструктивным образом. И попытки некоторых сил представить нападение на исламскую общину Сергиева Посада как акт возмездия за события в Нальчике абсолютно беспочвенны.
Да, по сведениям СМИ, некоторые из нападавших на Нальчик были завербованы в молитвенных домах мусульман. Но даже если это так, совсем не дело мстить невинным людям за грехи других. Я уверен в том, что никто в сергиево-посадской исламской общине не готовил и не будет готовить террористов. А журналистам следует быть более ответственными и предельно осторожными, когда они касаются такой тонкой темы, как межрелигиозные взаимоотношения.
— Что, по Вашему мнению, можно противопоставить тем, кто пытается сегодня накалить ситуацию?
— В первую очередь необходимо просвещение, поскольку незнание рождает страхи, фобии: исламофобию, ксенофобию, фобию по отношению к православным в тех регионах, где они не составляют большинство. Причем необходимо знание не только чужой религии, но в первую очередь своей. Поэтому мы с таким упорством настаиваем на введении в школах предмета «Основы православной культуры». Если верно, что не проявляющий терпимости к чужой вере не может ожидать соответствующего отношения к своей, то верно и другое — не знающий своей веры не будет уважать чужую.
К сожалению, очень часто наше общество сталкивается с заклинаниями политологов и религиоведов о том, что у террориста нет ни религии, ни национальности. Это похоже на шаманское камлание, поток слов, который не столько описывает реальные факты, сколько используется, чтобы отогнать беду. Между тем многие наши сограждане видят, что террористы ставят перед собой религиозно окрашенные цели, например, создание исламского государства на Северном Кавказе. Разумеется, это спекуляция на религиозной теме, но людям необходимо объяснять, что это только спекуляции, и объяснять не только на уровне политических заклинаний, а показывать, что не все люди, называющиеся мусульманами, на деле следуют традициям ислама. Для этого необходимо просвещение, серьезная работа в образовательных учреждениях. Созидание межрелигиозного мира — процесс непростой и длительный, зато разрушить его можно очень быстро.
— Как бы Вы могли охарактеризовать религиозную ситуацию в Сергиевом Посаде?
— Я должен сказать, что религиозная картина Сергиева Посада достаточно однородна. Подавляющее большинство его жителей — православные. Многие не являются уроженцами этого города и переехали сюда только для того, чтобы быть ближе к нашей национальной святыне — лавре преподобного Сергия.
Численность общины мусульман города, по разным данным, составляет от десяти до двадцати человек. В свое время мусульмане поднимали вопрос о строительстве здесь мечети. В известной степени это накалило атмосферу, проходили даже акции протеста против этих планов. Тогда мы говорили о том, что при решении любых общественно значимых вопросов необходимо учитывать контекст. Многие задавали вопрос: а может быть, предложить в ответ построить православную церковь в Саудовской Аравии, где находятся главные святыни ислама?
Попытка возведения мечети в сердце русского Православия, в месте, где находится Троице-Сергиева лавра, вряд ли обусловлена религиозной потребностью, если учесть весьма малую численность местной общины, и, насколько я знаю, мусульмане сами отказались от этой идеи.