Русский дом | 18.10.2005 |
Жители Красносельского района Северной столицы неоднократно проводили митинги протеста против сооружения у них под окнами чайна-тауна. Но депутат Петербурга Алексей Ковалёв, член комиссии по образованию, культуре и науке, активный борец за сохранение исторического облика Петербурга, спокоен: «Это нормальный проект. Объём инвестиций таков, что ни одна российская компания не смогла бы его осилить без господдержки. Я не вижу ничего предосудительного в том, что осваивать эти болотистые местности будут китайцы». Однако местные жители, которые являются составляющей частью исторического облика и духа Петербурга, этого спокойствия не разделяют. Они провели протестную акцию возле памятника Грибоедову, где развернули плакат: «Коррумпированная власть колонизирует русскую землю китайцами!» В самую точку! Петербуржцы опасаются, что район превратится в восточный анклав с его криминальными традициями и законами. Они насмотрелись фильмов про Гонконг и американские чайна-тауны, понимают, что Голливуд рассказывает сказки, но часто показывает и объективную правду.
В эти дни протестов в Северной столице мэр Москвы Лужков подписал распоряжение «О реализации инвестиционного проекта создания в Москве китайского делового центра „Парк Хуамин“» (Хуамин переводится как «лучшее из Китая»). Уже выделена земля в районе ВВЦ под строительство двух башен в 35 и 50 этажей по улице Вильгельма Пика. Общий объём инвестиций оценивается в 300 миллионов долларов — почти годовое финансирование космической программы державы. Представляете, какое золотое дно для чиновников! Российские партнёры проекта говорят осторожно: «Этот комплекс не будет китайским кварталом, как, например, в Лос-Анджелесе». Правительство Москвы на словах вообще выступает против любых национальных кварталов, но китайские бизнесмены, твёрдо обосновавшиеся в Москве, давно мечтают о строительстве такого квартала, ходят в правительство, убеждают, предлагают построить в районе ВВЦ несколько домов для китайцев. Они убеждены, что мечта осуществится. Многие профессионалы из правоохранительных органов, соприкасающиеся с азиатскими диаспорами, считают, что это — дело времени: «Вопрос в деньгах, которые они должны заплатить отдельным представителям власти».
Да, у этой диаспоры — деньги, спайка и громадная численность.
Недальновидные читатели могут не понимать опасности: ну и что? — чайна-тауны есть во многих крупных городах мира. Но они порой не понимают коренных основ угрозы. Азиатский человек, как и многие представители мусульманской культуры, — человек обычая. Он как бы оценивает своё поведение по законам и воззрениям клана, общины, диаспоры. Русский человек, как и многие представители христианских народов, — человек совести. У него в душе — нравственные законы, святоотеческая традиция. В стране, где нет государственной идеологии, где общество расколото, а люди развращены западной масскультурой, русский человек оказывается беззащитен перед любой сплочённой диаспорой. Об этом вам расскажут в школах вокруг Черкизовского рынка в Москве, где в классах уже до 50% учащихся говорит по-азербайджански и по-молдавски куда лучше, чем по-русски. В школе N 322 Войковского района уже на занятиях многих кружков и в компьютерных классах звучит только грузинская речь, но протесты родителей и даже депутатов игнорируются. Это наблюдает каждый россиянин в любом городке средней полосы России, где вся торговля — в руках кавказцев: они блюдут свои обычаи и плюют на социо-культурные установки коренных жителей. Отсюда вспыхивающие редкие конфликты, но в массе своей русским совестно пресекать попрание собственных прав и традиций. Ведь и Российская империя, и Советская держава воспитывали терпимость к инородцам, к людям другой крови и религии, если они работали на общее благо. В центре Санкт-Петербурга есть и лютеранский храм, и мечеть, в Москве не закрывались ни костёлы, ни синагоги. Но обратите внимание: анклавы с напоминанием об определённом населении остались только в исторических названиях — Грузины, Маросейка, Армянский переулок. Русское государство давно отказалось от национальных островов, от особых общин, живущих по своим внутренним законам. Нынешняя власть готова ступить на губительную антинародную дорогу — пойти на их реставрацию.
Если же глянуть прагматично на ту же «китайскую проблему», следует помнить, что нынешнее могущество Китая во многом зиждется на процветании зарубежной диаспоры. Её суммарный доход, по оценкам экспертов, превышает 1 триллион долларов. Но если, например, наши олигархи не вкладывают миллиарды в будущее России, переводят деньги за рубеж, на «первую или будущую родину», то китайские эмигранты продолжают финансировать прежде всего китайское «экономическое чудо». А свои обещания перед оккупированным городом могут и не выполнить: яркий пример — торговый дом «Дружба» в той же Москве. Землю получили в центре, на Новослободской, построили здание в 16 000 квадратных метров, а там ни китайской торговли с дешёвыми ресторанами, ни клиники нетрадиционной медицины, ни культурного центра нет. Так, заурядный торговый центр, сборная солянка и — «Макдоналдс» в придачу. Повторяем: цель одна — внедриться и создать чайна-таун по мировому образцу и законам диаспоры. Но у нас — свои обычаи и свой исторический путь.
По данным переписи 2002 года, китайцев в России — около 35 тысяч человек. По неофициальным данным — около 3,4 миллиона человек. Они в массе своей пока осваивают Дальний Восток — начинали в 90-х годах с деревень, фермерских хозяйств, торговли в посёлках, а потом прочно основались в Хабаровске, Владивостоке, Чите, Благовещенске.
Теперь на очереди — обе столицы.
Аналитическое товарищество «Русского Дома»
Москва, Санкт-Петербург
http://www.russdom.ru/2005/20 0510i/20 051 025.html