Русская линия
Радонеж Сергей Попов18.10.2005 

Взаимодействие межпарламентских организаций в деле укрепления диалога цивилизаций

(Выступление Президента Межпарламентской Ассамблеи Православия, Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попова на о. Родос (Греция) 5.10.05 г.)

Уважаемые коллеги, участники и гости нашей конференции!

Сердечно рад приветствовать вас от имени одной из авторитетнейших международных организаций — Межпарламентской Ассамблеи Православия, объединяющей депутатов национальных парламентов 22 стран, которая вот уже на протяжении 11 лет активно и последовательно осуществляет работу по защите интересов восточнохристианской цивилизации.

Уже стало доброй традицией проведение ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам диалога цивилизаций, и, во многом, это заслуга Фонда Святого апостола Андрея Первозванного и Центра национальной Славы России. В ходе содержательных дискуссий высказываются интересные мнения, вырабатывается совместная позиция по наиболее актуальным и злободневным международным вопросам. Такое общение обогащает идеями, позволяет ярче и рельефнее представить суть проблемы, определить оптимальные пути ее решения. Надеюсь, что наш диалог продолжится, внося свою лепту в становление и развитие диалога цивилизаций.

В ходе наших обсуждений уже отмечалось, что современный мир столкнулся с целым рядом новых вызовов и угроз: это и угроза мирового терроризма, и «культурный империализм» развитых западных держав по отношению к развивающимся странам, и неравномерность социально-экономического развития государств «золотого миллиарда» и остального мира, ставшего благодатной почвой для развития экстремистских идей.

Изменилась геополитическая ситуация: у нас на глазах происходит открытое столкновение выступающих под флагом универсальных ценностей апологетов однополярного мира и сторонников цивилизационного плюрализма и культурной самобытности.

Необходимо также подчеркнуть, что последнее десятилетие ознаменовалось рядом тенденций, затронувших религиозную сферу: во-первых, произошло увеличение численности верующих в различных странах, особенно в восточно-европейском регионе, ускоренное строительство храмов, открытие воскресных школ и духовных учебных заведений, активизация хозяйственной и экономической деятельности приходов. Можно констатировать, что параллельно с процессом национального возрождения произошло возрождение религиозное.

Во-вторых, в мире усилилась роль религиозного фактора в возникающих конфликтах, религиозная символика и риторика используется для оправдания терроризма и экстремизма. На этом основании нередко делается поверхностный вывод о том, что религия во взаимодействии с политикой способны генерировать только разрушительные идеи, которые угрожают миру и человеческой жизни.

В-третьих, определенные группы, обладающие существенным влиянием и властью, активизировали попытки принизить роль религии, осуществить в массовом сознании размывание ценностей, через литературу, искусство, СМИ дискредитировать традицию и насадить моральный релятивизм. Опираясь на философию прав человека, но отказавшись от какой бы то ни было ответственности перед обществом, они оправдывают отступления от нравственных норм: аборты, эвтаназию, гомосексуализм, культ потребления, насилие.

Все это выдвигает на первый план актуальную задачу нахождения путей диалога, установление мира, стабильных и прочных партнерских взаимоотношений между разными конфессиями.

Сегодня, для обеспечения устойчивого развития необходимо полнее использовать духовно-нравственный потенциал мировых религий. И говоря о диалоге цивилизаций как факторе сохранения и упрочения мира, естественно, мы имеем в виду три крупнейшие цивилизации и культуры — западнохристианскую, восточнохристианскую и исламскую.

Здесь очень важно отметить, что отношения трех этих цивилизаций, базирующихся на общей авраамической традиции, тем не менее, должны рассматриваться не через призму интеграционных процессов под патронажем Запада, не через консенсус некоего «общего универсального знаменателя», на деле нивелирующего суть наших культурных различий, но через равноправный диалог, обогащающий всех его участников.

Потребность в диалоге обусловлена необходимостью объединения наших усилий для решения глобальных проблем современности, представляющих серьезную угрозу. Он позволяет выявить общие для всех нас духовные и культурные ценности, сочетающие в себе многовековую мудрость наших народов, устойчивые традиции и динамизм, присущее мировоззрению западных христиан, православных и мусульман, создает благоприятные возможности для сотрудничества различных религиозных общностей в миротворческой гуманитарной, социальной, экологической сферах.

Не случайно, выступая на юбилейном заседании Межрелигиозного Совета России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул, что «начало ХХI века ознаменовалось чудовищными актами насилия, когда мир встал перед реальной угрозой искусственного, спровоцированного столкновения христианской и исламской цивилизации». И «на этом фоне опыт взаимоуважительного и равноправного диалога между христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом стал востребован как никогда раньше».

Диалог должен стать самостоятельной ценностью, единственной разумной альтернативой эскалации напряженности и поглощению одних культур и цивилизаций другими.

В диалоге народов, государств, культур, религий, цивилизаций объективно заинтересованы все. Диалог способствует объединению усилий для решения глобальных проблем современности, учит толерантности, взаимопониманию, формирует навыки сотрудничества между большими группами людей, имеющими далеко не совпадающие ценностные установки, способствует сглаживанию и урегулированию противоречий, существующих между государствами, религиями и цивилизациями, помогает избежать действий, которые могли бы привести к обострению этих противоречий. Диалог позитивно воздействует и на внутреннюю жизнь цивилизаций, способствует взаимопониманию между этноконфессиональными общностями, входящими в них. И от результативности диалога во многом зависят стабильность и устойчивое развитие на международной арене.

Но этот диалог возможен только в том случае, когда все его участники открыты для общения, когда между ними существует взаимопонимание. А открытость и взаимопонимание возникают лишь в том случае, когда ни одна из сторон не чувствует себя ущемленной в своих правах, не пытается доказать свое превосходство, то есть когда обе стороны этого общения чувствуют себя равными партнерами. Только на таких условиях и становится возможным подлинное общение парламентариев, ученых, общественных и государственных деятелей, богословов и священнослужителей, представляющих различные религии.

В этой связи хотел бы подробнее остановиться на деятельности Межпарламентской Ассамблеи Православия, которая за все время своего существования не только плодотворно содействует межпарламентскому и межцерковному общению, но и ведет серьезную работу по усилению законодательных мер в деле защиты духовных ценностей православия, помогает странам и народам восточнохристианской духовной традиции гармонично существовать в новом европейском сообществе, не теряя самобытной истории, языка, православной культуры.

Осознавая всю сложность и многогранность стоящих перед современным мировым сообществом задач, Межпарламентская Ассамблея Православия выступила с инициативой налаживания диалога на международном межпарламентском уровне с крупнейшей организацией исламского мира — Парламентским Союзом Организации Исламская Конференция.

В ходе серьезного подготовительного этапа, осуществленного при активной поддержке Международного фонда единства православных народов были достигнуты важные договоренности о сотрудничестве межпарламентских союзов, представляющих страны православного и мусульманского мира.

Представители нашей Ассамблеи приняли участие в работе седьмой сессии Совета Парламентского Союза Организации Исламская Конференция, на которой поднимались очень важные вопросы установления равноправного диалога цивилизаций и преодоления диктата политики однополярного мира.

В рамках ответного дружеского шага 20 марта 2005 года состоялся визит Генерального секретаря Парламентского Союза Организации Исламская Конференция посла Ибрагима Ауфа и заместителя Генерального секретаря ПСОИК Мохаммеда Пейрови в штаб-квартиру Межпарламентской Ассамблеи Православия в Афинах, где был подписан ряд важных документов о сотрудничестве наших организаций.

Логичным развитием наших партнерских отношений стала состоявшаяся 1 марта 2005 года в столице Иорданского Хашимитского Королевства Аммане крупная международная конференция «Перспективы православно-мусульманского диалога в свете проблем современного мира».

На конференции отмечалось, что в современном мире происходят глобальные экономические, социальные и политические сдвиги. Современный мир становится глобальным обществом плюрализма культур, лицом к лицу встречаются многие духовные традиции, интернационализируется социальная сфера. Императив времени заключается в том, чтобы люди и народы лучше понимали друг друга. Это не означает полного согласия во всем. Но на нашей планете, становящейся все более тесной, для представителей разных конфессий и религий это означает необходимость поиска точек соприкосновения в целях сотрудничества во имя мира и благоденствия наших народов. Несмотря на то, что многие скептически смотрят ныне на современный диалог религий, продуктивной и разумной альтернативы ему нет.

Представители мусульманского мира соглашались, что именно православные с их вековым опытом соседства взвешенного и равноправного общения с исламской культурой и религией лучше остальных способны найти общие механизмы взаимодействия в реалиях современного мира. Широко обсуждался исторический опыт подобного диалога времен Византийской империи с его позитивными и отрицательными этапами.

Участники конференции поддержали предложение, чтобы православно-мусульманский диалог в разных формах стал бы постоянным элементом и действенным звеном в работе крупнейших мировых структур как ООН, ОБСЕ, МАП и ОИК.

В свою очередь, представители ПСОИК приняли активное участие в 12-й ежегодной международной конференции Межпарламентской Ассамблеи Православия «Религии перед вызовами сегодняшней реальности и современного мира», проходившей с 23 по 26 июня 2005 года в Швейцарии, где Генеральный секретарь Парламентского Союза Организации Исламская Конференция посол Ибрагим Ауф в своем выступлении отметил огромный политический потенциал нашего сотрудничества.

Сегодня мы активно работаем по развитию диалога: ведутся консультации с парламентариями, представляющими западнохристианскую традицию, началась серьезная работа по налаживанию постоянных отношений с парламентариями стран Африки (этому будет посвящена поездка в декабре этого года в г. Йоханесбург).

Я специально так подробно рассказал про опыт взаимодействия наших межпарламентских организаций, потому что верю, что он станет хорошей основой для дальнейшего развития партнерских отношений в сфере культуры, экономики и социальной политики между странами православного и мусульманского мира. Более того, считаю необходимым развивать такие формы сотрудничества и с подобными организациями, представляющими страны западнохристианской традиции, индуизма, буддизма.

В заключении еще раз хотел бы особо отметить большую подготовительную работу, проведенную организаторами нашей сегодняшней конференции. Высокий состав участников, серьезность и актуальность тем, представленных для обсуждения, свидетельствуют о мощном организационном потенциале Фонда Святого апостола Андрея Первозванного. Все это вселяет надежду на то, что наше общение будет продолжено в будущем, а рекомендации нашей конференции послужат установлению и развитию более качественного и полноценного диалога цивилизаций ради мира и согласия на нашей общей Земле.

Спасибо за внимание.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1371


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru