Фонд «Русская Цивилизация» | Кирилл Мартынов | 18.10.2005 |
Напомним, что причины недовольства российских учителей, как и их требования, очень просты. При постоянно увеличивающихся доходах государственного бюджета и полным ходом идущей в стране реформе образования, сопровождающейся громкими отчетами об успехах, при всем этом великолепии — учителя продолжают влачить нищенское существование. Их зарплата в среднем по России составляет чуть более 100 долларов США, что в два-три раза меньше, чем средняя зарплата в промышленности. Официальная позиция власти при этом остается твердой: государственных денег давать нельзя, нужно изменить систему образования в России таким образом, чтобы школы сами искали для себя источники дополнительного финансирования. Оставим сейчас в стороне вопрос о том, насколько эта перспектива выгодна для учителей (на наш взгляд, она скорее станет прекрасным поводом для обогащения школьных администраций, также как сейчас это происходит в сфере высшего образования). Лучше повторим еще раз основное требование протестующих, которое будто бы пришло к нам из эпохи «шоковой терапии» в экономике: повысить зарплату в полтора раза, начиная с нового года. Заметим: изначально речь шла о повышении зарплаты с нового учебного года, а иначе профсоюзы работников образования грозились начать бессрочную всероссийскую забастовку. Грозились, но в очередной раз испугались, судя по всему. И если к новому году государство заявит о постепенном увеличении заработных плат бюджетников, то все снова успокоятся и примут это как должное. А между тем постепенное увеличение, о котором регулярно сообщают разным слоями обездоленного российского населения — учителям, врачам, офицерам — это всего лишь сомнительная со спортивной точки гонка за инфляцией. В два раза повысится зарплата бюджетников за три года, как нам много раз сообщили прошлой весной? Ну, так при темпах инфляции выше 10% в год, это может утешить разве только тех, кому совсем считать не приходится — у них для этого есть аналитики.
Итак, учителя пошумели-пошумели, да и разошлись. В психологическом смысле это означает поражение, но нас интересует скорее некоторая долгосрочная перспектива этого поражения для российской школы. Но сначала скажем несколько слов о том, что же все-таки удалось сделать протестующим.
12 октября на улицы вышли не только работники образования, но и другие бюджетники. Более того, им удалось консолидировать свои позиции, и сформулировать единое требование: увеличение заработной платы для всех категорий «бюджетных» служащих. Кроме того, выдвигались требования социального характера, такие как приостановка реформы ЖКХ в ее нынешнем виде, а также улучшение условий труда. Акция протеста прошла во всех регионах России за исключением Чечни. Само по себе это свидетельствует о серьезности ситуации: даже самые благополучные области России не остались в стороне.
В Москве митинг традиционно прошел на Горбатом мосту напротив Дома Правительства. Он собрал 3 тысячи человек — больше не позволили московские власти. В Москве зарплата учителей несколько больше, чем в среднем по России, благодаря муниципальным надбавкам. Но ситуацию это меняет мало, потому что и стоимость жизни в столице значительно дороже, чем в других регионах. И учителя здесь чувствуют себя не только людьми второго сорта, но и социально изолированными индивидами — выбраться в «общество» на учительскую зарплату здесь просто невозможно.
Крупные акции прошли в Вологде (около 7 тысяч человек), Иркутске (также около 7 тысяч), Саратове (5 тысяч) и десятке других крупных городов России. «Правительству зарплату санитарки!», «Верните льготы специалистам сельского хозяйства!», «Повышение заработной платы в 2 раза» — с такими лозунгами вышли бюджетники на улицы Пскова. В некоторых регионах учителя отказались от проведения митингов, высказав, однако полную поддержку акции. В Нижнем Новгороде представители профсоюзов попытались провести «переговоры» с чиновниками.
Абсурдность ситуации заключается в том, что власти полностью проигнорировали это событие. Что это может означать остается только гадать. Власть слишком уверена в своих силах и идет намеченным курсом реформ, не обращая внимания на щепки, летящие во все стороны? Или, напротив, государственный аппарат слишком инертен и слаб, чтобы пытаться занимать активную позицию относительно социальных проблем? Нам кажется, что речь идет, прежде всего, о сознательном замалчивании некоторых фактов общественной жизни страны, которые в частности связаны с деформацией образовательного пространства, грозящей полным коллапсом российской школы в ближайшее десятилетие. Этот вопрос, связанный с полным отсутствием у современного российского государства государственного мышления, уже много раз обсуждался. Но что можно сказать о позиции самих учителей?
Безусловно, консолидация в рамках профсоюза всех регионов России, не может не вызывать уважения. Но каков итог этой акции? Сомнительно, что педагоги решатся на забастовку, особенно если правительство объявит о «повышении заработной платы» — на очередные 10−20 процентов. А если так, то зачем устраивать акции? Что, в конце концов, защищала акция протеста: узкие профессиональные интересы учителей или систему образования в России? Ведь если сегодня учителя согласятся продолжить свое участие в медленной деградации школы, которой, прежде всего, — и все отчетливей сегодня — не хватает квалифицированных кадров, то какая будущее ожидает всё российское общество? Нынешняя социальная политика государства — это путь в тупик, и слабые, нерешительные попытки остановить это движение, прерываемые очередной подачкой, увы, ничего не смогут здесь изменить. А это значит, что цепляться сегодня за иллюзорную стабильность отношений государства и школы — это значит ставить крест на будущей России как обществе образованных людей. Остается лишь надеяться на то, что понимание этого придет и ко всем занятым сегодня в сфере образования, а их действия станут более последовательными. Один из фронтов битвы за судьбу страны сейчас пролегает здесь.