Православие.Ru | Василий Писаревский | 17.10.2005 |
Всё началось на поле Куликовом
…Тогда, 625 лет назад, явилось осознание того, что только Православие, вера отцов могут придать высший смысл существованию объединенного русского государства. Слова, сказанные Преподобным Сергием Радонежским князю Димитрию Донскому свидетельствуют о том, что главной целью битвы было стремление отстоять православный строй нашей жизни: «…враги хотят от нас чести и славы — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить».Единство судеб Церкви, народа и государства не раз подтверждалось на протяжении веков. Вглядываясь в историю нашего Отечества, мы ясно видим действия благодати Божией, которая позволяла нашим предкам подниматься после тяжелых поражений и становиться еще более сильными, чем прежде. Любовь к Родине, подобная той, что проявили защитники Руси на Куликовом поле, помогала изменять жизнь нашей страны. Основанное на любви к Богу самоотверженное служение Отечеству не раз было явлено нашим народом. И, если воспользоваться определением Святейшего Патриарха Алексия II, можно сказать, что и Полтава, и Бородино, и Сталинград — начались на поле Куликовом.
Один из наиболее острых вопросов сегодня — это, безусловно, патриотическое воспитание, вызывающее с 90-х годов минувшего столетия жгучие дискуссии в нашем обществе. И закономерно, что прошедшие в рамках форума конференции рассматривали различные аспекты этой темы.
Конечно, можно по-разному определить, что же такое любовь к Отечеству, берущая истоки от подвига, свершившегося более шести веков назад на Куликовом поле. Но нельзя не согласиться с тем, что это исходное, вложенное в каждого человека глубинное чувство, которое не надо специально усиленно взращивать — оно вызревает само при правильном воспитании, основанное на истинных ценностях, привитых к национальной почве.
Так, например, охарактеризовал это понятие архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, сделавший интереснейший доклад о роли семейного православного воспитания на примере Царственных страстотерпцев. Действительно, основой патриотизма Царской семьи была живая, искренняя вера, это выражалось не только в умонастроении и мироощущении, но в конкретных ежедневных делах, особенно в период тяжких испытаний.
Ни большой процент чужеземной крови, ни приобщение к мировой культуре, знатоком которой был император Николай II, ни многолетнее изучение иностранных языков нисколько не могли повредить в Великих княжнах и царевиче истинного русского патриотизма, основанного на православной вере. Но главное, царские дети всегда имели перед собой пример родителей, горячо любивших Россию, и никогда не слышали — в отличие от многих современных детей — как старшие возмущаются «этой страной». Любовь Царской семьи к Отечеству была естественной, и она выдержала все испытания.
Наверное, наши царственные мученики могли бы повторить вслед за святым праведным Иоанном Кронштадтским, «всероссийским Батюшкой»: «Что воздам Тебе, Господи, яко Ты даровал мне милость родиться и воспитаться в православной вере и Церкви и в дорогом неоцененном Отечестве, России».
«Худой гражданин в своем Отечестве и для Отечества Небесного негоден»
На проходившей в издательском отделе конференции «Церковь и СМИ: проблемы и задачи патриотического воспитания» оживленную дискуссию вызвал доклад игумена Петра (Мещеринова), руководителя Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи, в котором он отметил, что само понятие «патриотизм» не входит в догматические определения Православия, ибо «родина христианина на небесах».Конечно, с этим нельзя не согласиться, но разве когда-нибудь любовь к Родине мешала святым угодникам становиться «гражданами неба»? Не случайно святитель Филарет, митрополит Московский, сказал, что «худой гражданин в своем Отечестве и для Отечества Небесного негоден». Православный христианин не может не реагировать на те страшные и скорбные события, которые происходят в его стране, оправдываясь тем, что он занят только своим личным спасением, а то, что происходит вокруг, его не сильно волнует.
Православные христиане не могут не противостоять кощунственным «выставкам», развратным рекламам, заполнивших улицы наших городов, попыткам изгнать православную культуру из школы. И именно в этом проявляется его любовь к Отечеству.
Еще большее удивление вызывает недоумение докладчика по поводу неприятия православными СМИ пропаганды американского образа жизни. Игумен Петр представил ситуацию таким образом, будто в США общественная нравственность находится на более высоком уровне, чем в нашей стране. И в подтверждение своего тезиса привел тот факт, что из четырех зачатых младенцев в России убивают троих, а в США лишь одного (словно при этом грех перестает быть грехом!).
Однако докладчик почему-то не упомянул о том, что программа развращения русского народа и так называемое «планирование семьи» финансируется «Международной федерацией планирования семьи», имеющей как раз американское происхождение. Или о том, что происходит в Америке с «усыновленными», а по сути украденными русскими детьми. Может быть, он забыл высказывание «нравственного» американца Бжезинского о том, что после развала Советского Союза необходимо «развалить Русскую Православную Церковь, так как это единственный институт, скрепляющий русский народ на постсоветском пространстве».
Интересное предложение прозвучало в докладе ведущего программы «Тем временем» (ГТРК «Культура») Александра Архангельского. По его мнению, нацию сегодня могут объединить общенациональные гуманитарные проекты, направленные на человека. Одним из таких проектов может быть обретение всеми детьми, живущими в детских домах, семьи. Безусловно, такой проект может объединить и власть, и различные общественные силы, и, конечно же, Церковь. Ведь без крепкой семьи, именуемой в Православии «малой Церковью», невозможно ни устойчивое развитие государства, ни созидание целостной личности.
Сегодня, по словам докладчика, хрупкий демографический баланс поддерживается за счет потока мигрантов. Если этот поток пресечь, через двадцать лет Россия не сможет обеспечить свою территориальную целостность, а если его поощрять, то государство встает перед угрозой размывания своей национальной идентичности. Выход здесь видится в том, чтобы мигранты восприняли русскую культуру и принадлежали бы, скажем, не к китайской культурной традиции, а к русской. Русская же культура, как известно, неотделима от Православия, поэтому с русификацией мигрантов встанет задача миссии среди них.
«Кто не любит православную культуру, тот не патриот»
Возглавлявший работу конференции «Церковь и СМИ: проблемы и задачи патриотического воспитания» архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий так прокомментировал происходившее:— Конечно же, обсуждаемая нами тема очень актуальна, и людям полезно обменяться мнениями, — отметил Владыка. — Конференция выявила различные точки зрения на патриотизм, но все сошлись на том, что истинный патриот — это тот, кто искренне любит свое Отечество, свою историю, чтит свои традиции. А в противном случае может быть эгоистичный патриотизм. Ведь эгоизм — это тоже любовь, только к себе или к какой-то ограниченной общности. А это уже не от Бога. Важно, чтобы мы это понимали и стояли на платформе христианской любви. Если мы будем любить Бога, будем любить ближнего и Отечество в едином контексте, то такой патриотизм будет во благо как отдельному человеку, так и всему обществу.
— Владыка, может ли эта конференция, по Вашему мнению, иметь влияние на светские СМИ?
— Думаю, когда звучит голос правды и разума, услышавшие его люди смогут различать, где истина, где фальсификация, где поиск духовного пути — в чем-то активный, в чем-то наивный. Полагаю, что искренние люди, работающие в светских СМИ, откликнутся на темы, затронутые на конференции. Ведь посмотрите, сколько было участников из разных регионов! И мы несем доброе слово людям в «глубинку» России.
— Владыка, если мы говорим о патриотизме, нельзя не упомянуть такой болезненный вопрос, как введение курса основ православной культуры в школах. Думается, что приобщение к своим корням будет способствовать развитию подлинного христианского патриотизма у наших школьников. Каковы здесь, по Вашему мнению, перспективы?
— Прежде всего, необходимо понять, почему наши оппоненты сопротивляются введению курса православной культуры. Надо подойти с любовью, чтобы понять ту сторону, которая этому противодействует — это, в основном, чиновники из Министерства образования. Чтобы их понять, надо представить, в каких условиях они выросли. Они же находились в атеистической среде, система образования была очень идеологизирована. Семьдесят лет в стране насаждали атеистическую пропаганду, и школа была рупором этой идеологии — в сознании, в мыслях, даже погрешая перед истиной, перед наукой. Все это трансформировалось в сознании многих поколений. Нам надо только посочувствовать, с любовью молиться о них и ждать, когда наступит прозрение. Думаю, такие встречи тоже должны этому способствовать.
Сегодня введение православной культуры в школе — одна из самых актуальных задач. Тысячелетняя история ясно показывает: православное мировоззрение оказало заметное влияние на формирование государственности, культуры, науки, образования, одним словом, всех сфер жизни общества. Нельзя закрывать глаза, делая вид, что этого не было. Во всем нужна постепенность — шаг за шагом доводить до сознания людей ценности православной культуры и жить надеждой. Ведь уже сегодня многие педагоги начинают осознавать, что человек должен знать свою традиционную культуру.
Одна из отговорок или уловок при введении курса православной культуры — это якобы возможные конфликты между учащимися из-за принадлежности к определенной религиозно-культурной традиции. В реальной жизни таких проблем не возникает, что показывает опыт введения православной культуры во многих регионах нашей страны. Очевидно, такими отговорками пытаются лишь прикрыть свой атеистический позор.
— Пожалуйста, Владыка, несколько слов о том мощном стимуле любви к Родине, истинному патриотизму, который несет в себе православная культура.
— То, что православная культура являет такой стимул, сегодня совершенно очевидно. Это и есть та христианская любовь к Родине, о которой я уже говорил. Скажу так: кто не любит православную культуру, тот не может быть патриотом.