Русская линия
Официальная страница Архиерейского Синода РПЦЗПротоиерей Петр Перекрестов17.10.2005 

«Дать место благодати Божьей»
Протоиерей Петр Перекрестов, секретарь Предсоборной комиссии, готовящей IV Всезарубежный Собор, ответил на вопросы редакции

1. Какова цель созыва IV Всезарубежного Собора?

В послании Архиерейского Синода о созыве IV Всезарубежного Собора (от 25 мая 2005 г.) говорится, что на предстоящем Всезарубежном Соборе главными темами будут: вопрос установления нормальных отношений между Церквами в России и за рубежом, и внутрицерковные вопросы, связанные с миссией и служением Русской Зарубежной Церкви в современном мире.

Еще в 1993 году, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви заграницей (под председательством митрополита Виталия), было принято следующее, очень важное, решение: «Мы слышим покаяние в словах отдельных иерархов Церкви на родине и видим очищение — в мужественном перенесении новых испытаний… Мы сознаем, что пора объединить все силы для того, чтобы Церковь Православная могла занять подобающее ей место в жизни русского народа… Мы сознаем, что надо положить новое начало и ради этого искать новые пути. При этом никто из нас не смеет стать в позу судьи. Все мы должны ознакомиться с извилистыми путями церковной жизни в небывалых условиях ХХ века… и выйти очищенными из тяжелого опыта нашего времени… надо слить воедино разный опыт всех частей Русской Православной Церкви».

Чадам нашей Церкви известно, что Архиерейский Собор 2000 года, также под председательством митрополита Виталия, дал положительную оценку некоторых сторон церковной жизни в России, а именно церковному прославлению весьма почитаемых верующим русским народом Царской семьи и принятию на самом высшем уровне документа (т.н. Социальной концепции), излагающего официальную позицию Русской Православной Церкви Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений Церкви и государства и т. д. Следует отметить, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата — первая и единственная из Поместных Церквей, которая на соборном уровне так четко и определенно изложила, каково должно быть отношение Церкви к гражданской власти. В частности, и это очень важно, было сказано следующее:

III.3 «Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее…

III.5…Церковь непогрешимо проповедует Христову Истину и преподает людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, а потому не властна изменить что-либо в своем учении. Не властна она и умолкнуть, прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями…

Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.

Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Декларация митрополита Сергия была принята лишь на уровне его Синода, а упоминаемый выше документ 2000 года — на уровне Архиерейского Собора Московского Патриархата.

Только после прославления Царской семьи и ряда Новомучеников в России и принятия на Соборе 2000 года Социальной концепции стало возможным приступить к совместному историческому и каноническому осмыслению пройденных двумя частями Русской Церкви путей.

В 2003 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей, уже под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, принял решение о создании Комиссии по переговорам с Церковью в России. Эта Комиссия работает уже второй год и имела пять встреч.

В 2004 году состоялось историческое событие для Русской Церкви: впервые официально, по приглашению Президента Российской Федерации и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Первосвятитель Русской Зарубежной Церкви, с сопровождающей его делегацией, нанес визит Церкви в России.

Итак, прошло пять лет с начала усиленного процесса поисков разрешения русской трагедии — разделения в Русской Церкви — и теперь настало время подвести итоги, наметить дальнейший путь.

В послании о созыве Всезарубежного Собора Архиерейский Синод указал, что в настоящее время Господь поставил перед нами новые задачи, произошли большие перемены как в России, так и во всем мире. Согласно преподобному Иоанну Лествичнику, рассуждение это «способность знать волю Божию во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи». Наши архипастыри проявляют рассудительность созывая Собор, ибо истинное рассуждение обязательно учитывает все перемены, происходящие в жизни человека, в жизни общества, в жизни Церкви.

Кроме того, известно, что Всезарубежные Соборы созывались каждым Первоиерархом Русской Православной Церкви заграницей (за исключением митрополита Виталия): Блаженнейшим митрополитом Антонием в 1921, Блаженнейшим митрополитом Анастасием в 1938, и приснопамятным митрополитом Филаретом в 1974. Наш нынешний Первосвятитель, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, продолжает эту преемственность духовных вождей Русской Зарубежной Церкви и, после 30-летнего перерыва, созывает Всезарубежный Собор в мае 2006 года, ровно 85 лет после I Всезарубежного Собора.

2. Почему было решено провести IV Всезарубежный Собор в г. Сан-Франциско?

При выборе места проведения Всезарубежного Собора надо было учесть ряд условий: желательно было иметь вместительный храм, подходящий церковный зал, местные силы для решения организационных вопросов, удобное и центральное расположение города. Архиерейский Синод на своих заседаниях от 25−26 февраля с.г. выдвинул четыре города, где возможно провести Всезарубежный Собор: Сан-Франциско, Чикаго, Лейквуд и Монреаль (Канада) и решил, что Сан-Франциско — наиболее подходящее место. Для этого выбора, видимо, были и духовные основания. Это, в первую очередь, духовно-историческая преемственность города Сан-Франциско. В нем жили и подвизались два великих, прославленных Русской Церковью, иерарха: будущий Патриарх-исповедник, святитель Тихон, и чудотворец русского рассеяния святитель Иоанн.

Мы все понимаем, что без помощи Божией, без предстательства печальников Русской Церкви, нам не решить стоящие перед нами вопросы. Надо сказать, что в Сан-Франциско дух святителей Тихона и Иоанна жив: они ходили по улицам этого града, их память в Сан-Франциско почитается, частица мощей св. Тихона и нетленные мощи св. Иоанна благоговейно хранятся в кафедральном соборе. Св. Тихон — неоспоримый авторитет для всех чад Русской Церкви, а святой Иоанн был большим поборником единства Русской Церкви. Мы надеемся на их помощь в решении стоящих перед Всезарубежным Собором задач.

3. Кто состоит в Предсоборной комиссии?

Председателем Предсоборной комиссии является Преосвященный Иларион, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский. В комиссию входят архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (по положению, как правящий архиерей Западно-Американской епархии), епископ Манхеттенский Гавриил, протоиерей Виктор Потапов, священник Серафим Ган, В.В. Красовский и ваш покорный слуга. По поручению Предсоборной комиссии, работает подкомиссия в составе трех вышеупоминаемых священников.

4. Расскажите о задачах Предсоборной комиссии. Чем она руководствуется в своей работе?

Функция Предсоборной комиссии — исполнительная. Комиссии было поручено подготовить все необходимое для проведения IV Всезарубежного Собора, были указаны желаемые сроки созыва Собора и даны главные темы.

Члены комиссии считают, что они обязаны как по послушанию, так и по долгу чести сделать все возможное, чтобы Собор прошел в духовно-молитвенном ключе, церковно, достойно и организованно. Надо твердо помнить, что Церковь не политическая партия, а Тело Христово, предстоящий Всезарубежный Собор не митинг, а поиск воли Божией. Наша задача — создать самые благоприятные условия для того, чтобы была познана воля Божия.

Для Предсоборной комиссии особенно важно духовное наследие Русской Зарубежной Церкви. Поэтому, перед тем как приступать к своей работе, члены комиссии основательно ознакомились с протоколами и материалами предыдущих Предсоборных комиссий, с Деяниями I, II и III Всезарубежных Соборов, с определениями Священноначалия, статьями о тех соборах в церковной периодике. Мы сделали сводки количества делегатов на предыдущих Всезарубежных Соборах и списки всех докладов и тем, чтобы проникнуться духом «старой» Зарубежной Церкви и действовать в этом же духе. Поэтому, в проектах Наказа, Циркуляра и чинопоследования открытия Собора нет ничего нового, все основано на материалах предыдущих соборов, и, следовательно, сохраняется преемственность с теми Всезарубежными Соборами

Помимо Предсоборной комиссии, создан местный сан-францисский организационный комитет, который занимается вопросами транспорта делегатов, их проживания и чисто техническими и организационными вопросами.

5. Кто имеет право участвовать в работе IV Всезарубежного Собора в качестве его полноправных членов? Каков порядок избрания или назначения делегатов?

На Всезарубежном Соборе будет участвовать весь епископат Русской Православной Церкви заграницей, члены Предсоборной комиссии, члены Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом, докладчики, делегаты от епархий, уполномоченные представители от монашества и Свято-Троицкой духовной семинарии, члены предыдущих Всезарубежных Соборов (являющиеся членами Русской Зарубежной Церкви и имеющие благословение своего правящего архиерея), представители синодальных учреждений (Попечительства о нуждах РПЦЗ, Церковно-Музыкальной комиссии, Комитета по устройству Свято-Германовских молодежных съездов…), лица приглашенные Первоиерархом (до 10 человек) и представители церковно-благотворительных, юношеских и общественных организаций, утвержденных Архиерейским Синодом.

Следует подчеркнуть, что как и на предыдущих Всезарубежных Соборах, так и на предстоящем, заседания будут закрытыми и на них смогут участвовать только полноправные члены Собора, имеющие удостоверения от своего правящего архиерея.

Что же касается числа делегатов от епархий, их столько же, сколько было на III Всезарубежном Соборе: по четыре человека от каждой епархии — два представителя от духовенства и два от мирян. В епархиях, где больше 30 приходов, на каждые дополнительные 30 приходов избираются еще четыре делегата.

Общий порядок избрания делегатов следующий: каждый приход избирает одного (или больше, по числу штатных клириков в приходе) делегата из мирян (мужского или женского пола) на епархиальное собрание. На епархиальном собрании избираются делегаты от епархии на Всезарубежный Собор.

6. Будут ли женщины-делегаты участвовать в работе Всезарубежного Собора?

На Всероссийском Церковном Соборе 1917−1918 гг. и на предыдущих Всезарубежных Соборах все делегаты были мужского пола. Предсоборная комиссия не вправе менять этот порядок, принятый в Поместной Всероссийской Церкви. Я лично думаю, что в будущем будет рассмотрен вопрос участия женщин на Всезарубежных Соборах, но необходимо спокойно этим заняться, без какого-либо давления, а сейчас осталось очень мало времени до Собора и процесс его созыва, устройства и проведения очень напряженный.

В тех епархиях, где, по тем или иным причинам, не будет возможности созвать епархиальное собрание, делегаты будут избраны или епархиальным советом, или назначены правящим архиереем.

Срок сдачи имен делегатов от епархий на Всезарубежный Собор — 31 декабря 2005 года. Вероятно читателю небезынтересна небольшая справка о соотношении числа делегатов к числу приходов на Всероссийском Соборе 1917−1918 гг. Каждые 500 приходов были представлены одним делегатом. На предстоящем в Сан-Франциско Всезарубежном Соборе соотношение делегатов к количеству приходов приблизительно следующее: один делегат на каждые 4−5 прихода.

Предполагается, что к концу 2005 года будет готов специальный интернет-узел IV Всезарубежного Собора. На этом узле будут размещены материалы, статьи и документы, относящиеся к Собору. На официальном узле Русской Православной Церкви заграницей будет объявлено, что сайт Всезарубежного Собора работает и будет дана ссылка на него. Мы намерены во время Собора этот сайт ежедневно обновлять пресс-релизами, докладами и фотографиями. Узел IV Всезарубежного Собора будет первым и самым надежным источником официальной информации как для духовенства и паствы Русской Зарубежной Церкви, так и для прессы и для всех интересующихся судьбой Русской Православной Церкви.

7. Не могли бы Вы поделиться некоторыми подробностями предварительной программы IV Всезарубежного Собора, одобренной на майском заседании Архиерейского Синода в Мюнхене?

По милости Божией, Предсоборная комиссия составила очень, на мой взляд, сбалансированный список докладчиков и тем. Этот список был представлен Архиерейскому Синоду в мае месяце и был, с некоторыми изменениями, утвержден.

На Соборе день будет начинаться с самого главного, с Божественной литургии.

Первые три рабочих дня Всезарубежного Собора будут посвящены главной теме Собора. В первый день, как мы надеемся, будет задан тон последующим дискуссиям: будут выслушаны доклады протоиерея Николая Карыпова (Австралия), иерея Николая Савченко (Россия) и представителя нашей братской Сербской Православной Церкви. Напомним, что на I Всезарубежном Соборе почетным председателем был Патриарх Сербский Димитрий. На этот Собор были приглашены все архиереи Сербской Церкви, участвовала же небольшая делагация во главе с Патриархом. А II Всезарубежный Собор был созван по благословению Патриарха Себрского Гавриила. Хотя он, по состоянию здоровья, не участвовал в работе Собора, однако он туда направил своих представителей, которые были полноправными членами Собора. В службе Всем святым в земле Российской просиявшим имеются замечательные слова о том, что святитель Афанасий Константинопольский, скончавшийся в Лубенской обители (Полтавской области) в XVII веке, похороненный в сидячем положении и ныне почивающий в Благовещенском соборе города Харькова, оставил для Русской Церкви залог единения со Вселенской Церковью. По аналогии можно сказать, что для нашей Зарубежной Церкви Сербская Церковь является залогом нашего единения со Вселенской Церковью. Кроме представителя Сербской Церкви, на Соборе не будет докладчиков или наблюдателей из других Церквей, в том числе и от Русской Правосланой Церкви Московского Патриархата.

Второй день Собора откроется докладом Председателя Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом, Преосвященным архиепископом Берлинским и Германским Марком, а затем будут сделаны сообщения членами этой комиссии по следующим темам: церковно-государственных отношений (сергианства), экуменизма, церковно-канонических и имущественных вопросов, процесса переговоров и совместных итоговых документов комиссий по переговорам. Даст Бог, к концу третьего дня Собора будет принята резолюция по главному вопросу.

Четвертые и пятые рабочие дни Всезарубежного Собора будут посвящены вопросам нашего служения в современном мире: приходской жизни, молодежи, миссионерству, экклезиологии, вызовам XXI века. Докладчиками в эти дни будут архимандрит Лука (Джорданвилль), протоиерей Виктор Потапов (Вашингтон), протоиерей Гавриил Макаров (Австралия), священник Андрей Филиппс (Англия), А.В. Псарев (Свято-Троицкая семинария), Б. Ле Каро (Швейцария) и Г. А. Скок (Канада).

8. Думаете ли Вы, что на предстоящем Соборе решится вопрос об евхаристическом общении двух частей Русской Церкви?

Вопрос евхаристического общения с Церковью в России, несомненно, главный на предстоящем Соборе. На майском заседании Архиерейского Синода в Мюнхене эта тема была сформулирована так: установление нормальных отношений с Церковью в России. В понятие «нормальных отношений» в первую очередь входит евхаристическое общение, но заключает в себе также и вопросы канонического характера.

Функция Всезарубежного Собора — совещательная. Окончательное решение вопроса евхаристического общения принадлежит исключительно Архиерейскому Собору. Такова практика апостольских времен: высший орган церковной власти — Архиерейский Собор. Но, несомненно, обсуждения, мнения участников Всезарубежного Собора и принятая на нем резолюция будут иметь определенный вес в решениях Архиерейского Собора, который состоится непосредственно после Всезарубежного.

9. Нет ли у вас опасения, что на Соборе будут разногласия, что единомыслие не будет достигнуто?

В воинствующей Церкви Христовой постоянно идет борьба, духовная брань. Это ее нормальное состояние. В условиях войны враг не дремлет. Еще в IV веке святитель Василий Великий писал о состоянии Церкви, что это морская битва, бушующее море, смятение. Такое состояние продолжается по сей день и будет продолжаться пока Церковь не перейдет полностью в состояние Церкви торжествующей.

Что же касается возможных разногласий на предстоящем Всезарубежном Соборе, уместно вспомнить послание шанхайской пастве архиепископа Иоанна (Максимовича) после его возвращения с II Всезарубежного Собора в 1938 году. Святитель русского рассеяния так описывает итоги Собора: «В наше печальное время, когда русские люди разделены на множество групп, часто весьма недружелюбно относящихся друг ко другу, и продолжают делиться и сталкиваться по всевозможным вопросам, иногда важным, а иногда имеющим несущественное значение, казалось почти невозможным достигнуть единения в большом собрании (на Всезарубежном Соборе 1938 года было 97 участника), где будут лица, живущие в значительно разнящихся условиях, различные по своему образу мыслей и характеру. Высказывались опасения, что Собор принесет не благо, а зло, вместо единения создав новые разделения, углубит рознь и даже не сможет мирно окончить свои занятия, будучи принужден прервать их преждевременно и разойтись, не сделав никаких постановлений. Такие опасения высказывались даже почти пред самым началом Собора. И высказывались не без оснований.

Что же произошло после и что повлияло на соборные деяния, водворив единодушие среди его участников? Что как не незримое дыхание Святого Духа, пришедшего предстательством Необоримой Стены рода христианского, Чудотворная икона которой все время предлежала Собору, и особенно воздействовавшего на души его участников, при принятии ими Пречистых Тела и Крови Христовых, к коим приступить были призваны все…

Принятое после того постановление, гласившее о достигнутом духовном единении на Соборе было не пустым звуком, ибо тогда все были охвачены единым стремлением принести посильную пользу Церкви и в то же время сделать Собор ступенью к возрождению Православной России».

Вот как действовал и действует Святой Дух. Церковь — это живой организм, постоянно развивающийся и благодатно обновляющийся. Все 85 лет бытия зарубежной части Русской Церкви Святой Дух нас вел и я верю, что Он нас и теперь не оставит.

Я хотел бы закончить нашу беседу замечательными словами св. Новомученика Вениамина Петроградского, написанными им в своем предсмертном письме благочинным Петроградской епархии:

«Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божьей я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божьей». Вот первая и главная задача, на мой взгляд, предстоящего Всезарубежного Собора — дать место благодати Божьей!

С протоиереем Петром Перекрестовым беседовал сотрудник редакции.

http://www.russianorthodoxchurch.ws/01newstucture/pagesru/novosti2005/perekint.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru