Русская линия
Православие.Ru Анна Радзюкевич17.10.2005 

Православие в Польше: вера, выстраданная веками
Интервью с куратором выставки «Православие в Польше» Анной Радзюкевич

Много ли мы знаем о наших братьях по вере, живущих в соседнем государстве, — об их истории, словно сотканной из драматичных перемен, и сегодняшнем дне, столь насыщенном яркими проявлениями духовной жизни?

Во многом этот пробел восполняют события нынешнего октября — визит Предстоятеля Польской Православной Церкви Митрополита Саввы, выставка «Православие в Польше» и научная конференция на ту же тему, знакомство с гостями — представителями Польской Православной Церкви, с которой, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, у нас много общего: близость народов, общность исторических путей.

Одним из таких интереснейших собеседников стала для нас Анна Радзюкевич, куратор вышеназванной выставки, организованной Фондом имени князя Константина Острожского (Белосток), автор книги «Свет с Востока» об истории Православия в Польше, вышедшей в свет на русском и английском языках и снабженной великолепными иллюстрациями польских фотомастеров.

— Расскажите, пожалуйста, Анна, о Вашем фонде.

— Знаете ли Вы, что численность православных в современной Польше довольно мала? И все же, несмотря на это, мы чувствуем себя наследниками великой византийско-русской вероисповедной традиции и культуры.

У нас сохраняется сознание, что во времена, когда Речь Посполитая была государством многонациональным, когда у власти находилась королевская династия Ягеллонов — с конца ХIV и почти до конца ХVI века, православные составляли около 40 процентов населения страны (примерно такой же была в то время и численность римо-католиков). На фоне бурных исторических событий менялись позиции Православия на нашей земле, но так или иначе восточное христианство было постоянным и важным составным элементом конфессиональной структуры польского государства на протяжении более чем тысячелетней истории.

Сохранением и развитием православных традиций, распространением православной культуры и занимается наш Фонд. Он существует уже несколько лет, и поначалу мы столкнулись с финансовыми трудностями. Сейчас мы получили финансирование от Министерства культуры Польши в рамках программы распространения польской культуры за рубежом. Работа над проектом выставки «Православие в Польше» велась все эти годы, мы стремились, прежде всего, через обширную фотоэкспозициию передать в основном современное состояние Православия в Польше, хотя в ней присутствуют и исторические моменты.

Вначале мы думали начать показ выставки в Греции — в Салониках. Но, видимо, так нужно, чтобы первым городом, куда она прибыла, стала Москва — самый крупный православный центр мира и самый известный в России и за ее пределами храм — Храм Христа Спасителя.

— Если вкратце охарактеризовать это «современное состояние», то каковы его основные черты?

— Можно сказать, что, начиная с 80-х годов минувшего столетия, Православная Церковь в Польше переживает подъем — ей были предоставлены права, позволяющие развиваться, и она ими пользуется.

Большим событием для нашей Церкви стало урегулирование в 1991 году — впервые на протяжении столетия — ее правового статуса, равного статусу Римско-католической церкви. За последние два десятилетия построено много новых храмов, восстанавливается жизнь монастырей, созданы православные братства. Православные священники осуществляют свои миссии в армии и полиции, в госпиталях и местах лишения свободы. С начала 90-х годов в школах и дошкольных детских учреждениях введено изучение основ православной веры. Активно развивается паломническое движение, ведется благотворительная работа, действуют издательства, выпускающие православную литературу и периодику.

О возрождении литургической жизни говорит наша работа в области церковного пения. К примеру, ежегодно в Свято-Троицком соборе Гайновки ежегодно проводится международный фестиваль церковной музыки, на который собираются певческие коллективы из Польши, России, Беларуси, Украины и других стран. Высочайшим достижением церковного пения является «Супрасльский ирмологион» — самая древняя из известных книг церковного пения. В 1972 году он был открыт известным московским музыковедом, профессором консерватории Анатолием Конотопом. Сейчас это неиссякаемый источник вдохновения для монастырских хоров Восточной Европы. У нас в Польше действует много церковных хоров, особенно молодежных и детских. При некоторых приходах существует даже несколько певческих коллективов.

Все эти этапы жизни — литургической, монашеской, общинной — отображены в фотографиях нашей выставки. А главной своей целью мы ставили показать именно людей, в том числе молодых людей и совсем детей, пришедших к Православию, передать их внутренний духовный мир, их стремление укорениться в церковной традиции.

— Что, по Вашему мнению, привлекает молодежь в храмы? Есть ли какое-то общее дело, которое объединяет православную молодежь Польши во внебогослужебное время?

— Такая религиозность, я бы сказала, у нас в традиции. Так, традиция братств, где юноши и девушки могут найти применение своим силам, познакомиться с интересными людьми, существует в Польше с ХVI века. Дело в том, что мы всегда существовали между западным и восточным миром. И всегда стояла задача утвердить себя в глазах как самого польского общества, так и римо-католиков. А значит — неустанно бороться за свое дело, защищать интересы Православной Церкви на польской земле.

С началом возрождения православной жизни в Польше, в 1982 году было создано Братство православной молодежи — первое светское православное общество во всем блоке социалистических стран. И оно вышло за «железный занавес», наладив сотрудничество со многими аналогичными организациями в Западной Европе и Америке, а также с греческой молодежной организацией «Синдесмос». В 1995—1999 гг. генеральный секретариат последней размещался в Белостоке и возглавлял его представитель Польши Владимир Мисиюк. Именно Братство православной молодежи возродило традицию паломничества на святую гору Грабарку, а в последние годы принимает активное участие в организации многих паломнических и миссионерских поездок, конференций и встреч со своими сверстниками из других стран.

Ежегодно это братство организует около 30 молодежных лагерей, где его участники имеют возможность заниматься различными делами — от велосипедных походов до изучения иконописи. К примеру, в Бельске Подляшском уже давно существует иконописная школа, возрождающая лучшие православные традиции. Еще одно очевидное преимущество таких лагерей — ребята имеют возможность общаться, что для них чрезвычайно важно. Многие работают над интернет-страничками. К примеру, не так давно был создан обширный православный фотокаталог с прилагающимся к нему форумом на нескольких языках. Не может не радовать открытие Института истории византийского искусства, который возник при Ягеллонском университете в Кракове.

— С какими проблемами в сегодняшней Польше сталкиваются православные граждане?

— Слава Богу, сейчас у нас в Польше установились хорошие отношения между Церковью и государством. Из истории мы помним, что так было далеко не всегда — особенно в военный период и после окончания Второй мировой войны, когда православные были переселены на новые земли. Но даже в это тяжелое безбожное время вера сохранялась. Сейчас, напомню, государство даже финансирует отдельные православные проекты, как, например, данный проект нашего Фонда.

Важной вехой явилось возвращение в 90-х годах Супрасльской Лавры (монастырю более 500 лет), которая была захвачена католиками в межвоенный период. Православные добивались возвращения им этой святыни еще в те годы, однако тогда, в условиях постоянных гонений, реально рассчитывать на положительное решение они не могли. Сейчас Благовещенский собор монастыря — одна из жемчужин древней архитектуры Центрально-Восточной Европы — восстанавливается Православной Церковью.

-Что Вы можете сказать об участии православных верующих Польши в общественной жизни?

— Как говорит Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, когда нам делают плохо, мы об этом громко кричим. А если нам делают хорошо, то мы благодарим. С начала 90-х годов в польских школах за счет государства преподают Закон Божий, катехизис. Причем никаких конфессиональных конфликтов из-за этого не возникает. Православные занятия по Закону Божьему ставятся первым или последним уроком — тогда дети-католики просто не посещают эти занятия. Или занятия проходят одновременно: католики идут к своему преподавателю, православные — к своему.

Очень важно, что сейчас в Польше Православная Церковь присутствует во всех сферах общественного бытия, о чем я уже говорила выше. И наша выставка как раз призвана отразить это многообразие духовной жизни, помочь православным верующим в России оценить динамизм и открытость нашей Церкви.

— К сожалению, у нас в стране даже православная культура пока не преподается во всероссийском масштабе — антицерковное лобби прилагает все силы, чтобы этого не допустить. И здесь опыт Польской Православной Церкви очень важен для нас. Каково отношение вашего общества к изучению религии в общеобразовательной школе?

— Сегодня для любого здравомыслящего человека очевидно, что без веры человек прожить не может. В Польше происходит не только возрождение православных традиций, но и укоренение в них подрастающего поколения. Мы видим ощутимые плоды, которые проявляются в детях, изучающих Закон Божий. Конечно, и преподаватель Закона Божьего должен делать свое дело с любовью к детям. Когда видишь шестилетнего ребенка в блестящем стихаре, который читает на середине храма Апостол, то понимаешь, что воистину, по слову Спасителя, «таковых есть Царствие Небесное».

Что касается отношения общества к преподаванию религии в школе, то на этой почве у нас никогда не было конфликтов.

— Какие отношения складываются у православных верующих с католиками?

— Я упоминала уже о возникшем конфликте по поводу Супральской Лавры. Римо-католики считали, что этот древнейший монастырь должен принадлежать им. Борьба длилась несколько лет, прежде всего, на уровне парламента и правительства. Сейчас всё встало на свои места, и, в целом, у нас, слава Богу, нет межконфессиональных конфликтов.

В то же время мы постоянно должны отстаивать ценности Православия. Ведь если мы сами не будем бережно относиться к православной культуре, то, естественно, и у других людей отношение будет соответствующее. Если мы сами не будем защищать многовековую православную традицию в Польше, то нас могут оттеснить на крайние позиции.

— Что бы Вы хотели пожелать нам?

— Сейчас у вас сейчас идет большое церковное возрождение — возводится много храмов, Русская Церковь доносит до самых различных общественных групп Божественные истины. Конечно, я хотела бы пожелать, чтобы контакты между православными верующими наших стран развивались еще более плодотворно. У польской православной молодежи хорошие отношения с ребятами из Сербии, Греции, Румынии, Беларуси. Дай Бог, чтобы наша выставка послужила мощным стимулом к упрочению братских отношений православной Польши и православной России, прежде всего среди молодого поколения. Такие контакты могли бы осуществляться, например, в сфере паломничества.

Хочу пожелать также, чтобы русские дети изучали в общеобразовательной школе не просто православную культуру, а Закон Божий. Ибо этот Закон непреложен во все времена, независимо от того, что кто-то пытается ему сопротивляться.

Я верю — с Божией помощью все больше людей будут молиться в храмах на русской земле.

С Анной Радзюкевич беседовал Василий Писаревский

http://www.pravoslavie.ru/guest/51 013 143 755


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru