Русский дом | Анатолий Евсеенко | 13.10.2005 |
В 1672 году деревянная церковь сгорела, и был построен каменный храм Покрова Божией Матери. Тогда же, в конце XVII века, монастырь был упразднЈн, монастырский храм стал приходским, а монастырская слобода преобразована в патриаршее село Покровское, которое в 1780 году приобрело статус уездного города. На следующий год город Покров получил герб, на котором изображЈн Покров Пресвятой Богородицы.
В Сибирь, по «Владимирке» — центральной улице города, шли когда-то арестанты мимо храма Покрова и молили Пресвятую Деву о заступничестве, просили покрыть их честным омофором (платом, покровцем Божией Матери). И каторжане, и вольные переселенцы, укореняясь за Уральским хребтом, строили в первую очередь православные храмы и, конечно же, многие из них освящали в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь на р. Нерльв с. Боголюбово Владимирской обл. |
Не знаю, есть ли ещЈ где в православной ойкумене град или весь с чудным названием Омофорово, а вот на Владимирской земле такое село появилось в XVIII веке. Местный помещик Павел Иванович Дубровский создал здесь каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы в честь иконы, приобретЈнной им в Крыму. Эта икона почиталась чудотворной, риза на ней была серебряная, вызолоченная, убрус и ожерелье низаны жемчугом; на иконе был подвешен ковчежец с частицами святых мощей.
РазорЈнный в советское время храм села Омофорово и доныне в руинах. И в этом отличие в судьбе двух Покровских храмов — городского и сельского — характерно для страны: в городах жизнь кипит и даже пенится, находятся ктиторы, восстанавливается попранное, растЈт число прихожан, а село вымирает, — некому в деревне пахать, молиться, просто жить.
Те, кто санкционировал разрушение наших алтарей, ведали, что и очаги не устоят. Как происходило надругательство над святынями русскими, описал в своих произведениях писатель и наш земляк Владимир Алексеевич Солоухин. Он вырос в доме рядом с церковью Покрова Божией Матери села Алепино.
Эта каменная церковь построена в 1850 году усердием прихожан — предков писателя. Однако у неЈ богатая предыстория. Селу Олепино (так оно писалось в старину) более 600 лет. При разборе ветхой деревянной церкви села были обретены три антиминса и самый древний из них отдан в Покровскую церковь в период княжения Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В начале XVI века село принадлежало московскому Новодевичьему монастырю. В царской жалованной грамоте этому монастырю 1662 года апреля 2 говорится: «В Володимерском уезде, в Полском стану село Микулинское с деревнями, а пожаловал их игуменьи и наместнице монастыря с сестрами тем селом и деревнями блаженная памяти Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси против их села Олепина с деревнями».
В начале XVIII века в книгах Патриаршего казЈнного приказа под 1712 годом село записано уже вотчиной «стольников Петра и Ивана Самойловых детей Салтыковых», которым Олепино принадлежало и в XIX веке.
Ныне село Алепино известно всему читающему миру благодаря таланту замечательного писателя, патриота и христианина Владимира Алексеевича Солоухин, который был родом из этого села. Писатель, используя свой авторитет и связи, не дал в своЈ время снести Алепинский храм и теперь над могилой его раздаЈтся церковный благовест, и, веруем, покров благодати пребывает с ним в блаженной вечности.
Не умирает в нас упование на то, что множество храмов Покрова Божией Матери низведут милость и помощь Божию на одичавший в неверии русский народ. И пусть несутся сегодня мимо Покровской церкви арестанты греха на крутых иномарках на «стрелки», «разборки», сходняки и саммиты. Возможно, завтра и они «тормознут», зайдут в церковь, поставят свечки… А там, глядишь, и очнутся, придут в себя и прилепятся к святыням.
Много лет я тоже пролетал на скорости мимо этого храма. ВсЈ недосуг было зайти, да и мнилось мне, что, побывав на Святой Земле, посетив знаменитые обители страны, тут я ничего особенного не обрящу.
Вдруг, накануне очередного праздника Покрова, у нас в доме, в Суздале, обильно замироточила икона, а волны благоухания буквально затопили комнату, где это происходило. «К чему бы это?» — настороженно рассуждали мы с домашними, памятуя о том, что «всякое даяние свыше благо есть» и в то же время — мироточение икон часто предшествует скорбям.
Так и произошло: гонения, скорби, напраслина обрушились на нас… и неожиданное перемещение по службе… с повышением — я стал работать в Покрове. Наконец-то зашЈл на Пасху в Покровский храм и… встретил он меня иконой священномученика Антипы Пергамского. Благочестивому читателю несомненно знакомо сладостное и священно-трепетное чувство радости от встречи с родным и любимым человеком. Охваченный этой неземной, непередаваемой радостью, я долго не мог отойти от благодатного образа этого величайшего борца с бесовщиной и победителя, ибо обрЈл в нЈм соратника.
А посему не торопитесь, проезжая мимо, братья и сЈстры. Зайдите в храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий у самого большака. Мы все нуждаемся в лечении Духом Святым. И Господь, видя наперЈд наше бедственное нынешнее состояние души, построил нам здесь духовную лечебницу и утвердил в ней батюшек, наших небесных лекарей, а Богородица, словно крылья, распростЈрла над нами свой незримый омофор.
Впрочем, Покров ЕЈ приобретает иногда и зримые очертания. 14 октября 2003 года после литургии в Покровском женском монастыре города Суздаля и после праздничной трапезы я по пути домой увидел гигантскую, полную и сочную радугу. Проходя под ней, как под триумфальной аркой грядущей русской победы, я слышал отдалЈнный благодатный гром.