Русская линия
Агентство национальных новостей Наталья Луконина12.10.2005 

Пещеры под Свято-Духовым монастырем хранят тайну мятежного иеромонаха

Знаменитый политический авантюрист, талантливый оратор, «заказчик» убийства Григория Распутина иеромонах Илиодор вырыл под царицынским Свято-Духовым монастырем целый подземный город.

Как рассказал корреспонденту Агентства национальных новостей руководитель епархиальной пресс-службы Сергей Иванов, в этих пещерах под монастырем во время Сталинградской битвы скрывались несколько тысяч человек. Пока Волгоградская епархия не снимает своего вето на вскрытие пещер, засыпанных после войны строительным мусором. Пещеры вообще стали секретным объектом, недоступным для исследователей.

«Тем не менее, — сказал Иванов, — возможно в перспективе запреты будут сняты, и пещеры Свято-Духова монастыря удастся раскопать.

История появления пещер под главным монастырем Волгоградской епархии связана со множеством легенд и, прежде всего, с именем одного из его настоятелей, харизматичного священника, которого награждали такими эпитетами, как «буйный», «чудак», «интриган», «авантюрист» и «бунтарь».

Иеромонах Илиодор начал рытье пещер под Свято-Духовым монастырем в сентябре 1911 года. По словам Сергея Иванова, чтобы убедить жителей Царицына в их необходимости, Илиодор заявил людям: скоро начнется конец света, и тогда пещеры станут убежищем. Страстные воззвания Илиодора возымели действие, и на рытье пещер записалось 7 тысяч добровольцев — мужчин, женщин и детей. Тогда были перепаханы буквально тонны земли. В результате таких стараний пещерные ходы уходили под храм и другие здания монастыря на несколько десятков километров, а пещерные усыпальницы были рассчитаны на 5 тысяч человек, в том числе и на тех, кто копал пещеры.

Как отмечает Сергей Иванов, чтобы убедить царицынцев в необходимости строительства пещер, отец Илиодор также обещал, что их в награду за старания похоронят в «святых пещерах». Над усыпальницами писали имя захороненных и вешали лампаду с неугасимым огнем.

По окончании работ подземелья представляли собой сложную трехъярусную систему ходов с лабиринтами, глубиной до 9 метров. Они обкладывались кирпичом, а под потолком оборудовались своды. Планы пещер держались в строжайшем секрете от «непосвященных».

Как выясняется, сам иеромонах Илиодор имел сугубо личные причины для строительства пещер. В своих записях он отмечал, что таким образом лишь предпринимает шаги для своей собственной безопасности и защиты от Григория Распутина, которого называл «святым чертом».

«Я понимаю, — писал Илиодор, — что восстать против Распутина означало восстать против царя, и что это повлечет за собой ожесточенную борьбу, которая могла закончиться для меня потерей монастыря. Я сказал себе: «Если я не могу бороться с ним над землей, я попробую бороться с ним под землей». Соответственно, я начал рыть проходы на глубине десяти ярдов под монастырем. Тысячи моих последователей вызвались выполнять эту службу; они трудились над этими подземными ходами и кельями четыре месяца, днями и ночами, сменами по десять часов».

Надо сказать, что «святой» работой Илиодора заинтересовались и власти Царицына. Когда они попросили иеромонаха объясниться, он ответил, что копает могилы. Довольно быстро вести о строительстве пещер в Царицыне облетели российскую прессу, где появились статьи под такими заголовками, как «Что делает Илиодор?», «Илиодор к чему-то готовится».

Как рассказывает Сергей Иванов, Илиодор приобрел у жителей Царицына огромную популярность практически сразу после своего прибытия в город по приглашению владыки Гермогена. Именно Илиодор вместе с архитектором Василием Петропавловским стал автором проекта строительства Свято-Духова монастыря. Эту стройку можно было назвать народной, поскольку на нее жертвовали все верующие царицынцы. Строительство завершилось в 1911 году и обошлось городу в 300 тысяч рублей.

Илиодора буквально носили на руках. На его богослужения, особенно праздничные, приходили в иные дни свыше 10 тысяч верующих. И даже после служб прихожане не расходились, а слушали страстные проповеди иеромонаха. Очевидцы служений Илиодора рассказывали, что на его акафистах в руках у людей горело миллион свечей, и храм напоминал звездное небо.

«Неутомимый настоятель оказывал на Царицын немалое влияние, — рассказывает Сергей Иванов, — он участвовал во многих событиях не только провинциальной, но и столичной жизни. К примеру, в 1911 году он ездил в Петербург для поисков украденной Казанской иконы Богородицы. Кстати, Илиодор подозревал в воровстве Распутина, с которым к тому времени уже поссорился. А после смерти Льва Толстого назвал его «великим духовным разбойником и богохульником».

После ссоры с Распутиным Илиодор потерял поддержку двора и по приказу Столыпина был направлен в Тульскую епархию. Однако не прошло и месяца, как мятежный иеромонах без разрешения Синода вернулся в Царицын, и 20 дней находился в осаде в монастыре. Многие жители Царицына объявили голодовку в знак солидарности со своим духовным лидером.
В конце концов, Илиодор добился своего — император простил его. А императрица Александра Федоровна даже подарила священнику 30 тысяч образков и крестиков для раздачи верующим.

«Экстравагантный иеромонах начал создавать в Царицыне свой собственный культ, — продолжает рассказ Сергей Иванов, — он убеждал верующих в том, что совершал чудеса, исцелял больных и был предсказателем. При этом Илиодор не забывал и о политике — в конце 1911 года он вместе с епископом Гермогеном участвовал в заговоре против Распутина. Однако попытка эта не удалась, и Илиодор на время исчез из поля зрения — вернулся в свой родной хутор Большой области Войска Донского. Отсюда он и благополучно сбежал в 1912 году, переодевшись в женское платье».

Илиодор вскоре отрекся от монашеского сана и церкви и сбежал за границу. А его «поклонница» 28- летняя Хиония Гусева в июне 1914 года ранила Распутина ножом в живот, покушаясь на жизнь «почтенного старца». Сам расстрига Илиодор жил сначала в Норвегии, затем в Нью-Йорке, однако здесь не имел никакого успеха.
Бывший иеромонах вернулся в Россию в 1917 году, где опубликовал в прессе отрывки из своей книги о Распутине «Святой черт», присоединился к большевикам и создал религиозную коммуну из своих последователей. В этот период деятельностью Илиодора заинтересовался и сам Ленин.

Однако заигрывания монаха с советской властью продолжались недолго. В мае 1922 года он сбежал из Царицына. Как сообщил Сергей Иванов, внучка одной из очевидиц побега рассказала, что ее бабушка, которая училась в приходской школе Свято-Духова монастыря, оказала помощь Илиодору в его побеге — она и несколько прихожан спустились вместе с Илиодором в пещеры, где помогли ему набить сундуки наиболее ценным добром. Затем их несли по подземным ходам не меньше 3 километров со свечами в руках, и в конце пути вышли к реке. Здесь Илиодор погрузился с сундуками в лодку и уплыл в неизвестном направлении. С тех пор в Царицыне (Сталинграде, Волгограде) ничего не было слышно о мятежном священнике.

http://www.annews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=18 493


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика