Русская линия
Аргументы и факты Вячеслав Костиков12.10.2005 

Как России выйти из мглы?
Прах генерала Антона Деникина и мыслителя Ивана Ильина вернули в Россию. Оба были прокляты в СССР как враги народа

В ПУТИНСКОЙ России их встречали Патриарх Алексий, депутаты, деятели культуры. Сам В. Путин, вопреки ожиданиям многих патриотов, от церемонии уклонился. Думается, неслучайно. В патетическом восторге вокруг возвращения Деникина и Ильина много конъюнктуры, саморекламы и, главное — свойственного россиянам желания выдать желаемое за действительное. Кто-то даже заговорил о том, что нет больше России «белой и красной», о возвращении к национальному согласию.

Деникин вместо Ленина?

ДВЕНАДЦАТЬ лет назад, когда из Конституции была выброшена знаменитая 6-я статья о «руководящей и направляющей» роли КПСС, нам тоже казалось, что Россия окончательно сбросила с себя чары «марксизма-ленинизма». Хорошо помню день, когда Ю. Лужков приходил в Кремль и настойчиво предлагал Б. Ельцину без промедления вынести Ленина из Мавзолея. Казалось, вот вынесем мумифицированного вождя революции — и бесы коммунизма разлетятся сами. Ельцин не решился. И не только потому, что сам впорхнул в демократию из коммунистической номенклатуры. Вероятно, еще и потому, что хорошо помнил, как, будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС, приказал разрушить дом Ипатова, в котором комиссары расстреляли царскую семью.

Ныне царская семья причислена к лику святых. Восстанавливаются разрушенные большевиками храмы и монастыри. Издаются запрещенные книги. Всплеск патриотических эмоций в связи с возвращением в Россию воина и философа, конечно же, отражает стремление части общества к согласию на основе «русской идеи». Но контуры «русской идеи» и русского будущего, о которых так много размышляли изгнанные мыслители, еще очень размыты. Одним хочется монархии, другим — либерализма без берегов, третьим — управляемой демократии и социального государства. И едва ли захоронение в Донском монастыре двух знаменитостей подведет черту под красным периодом истории и решит спор о путях развития. Коммунизм так наследил в наших умах, что дай нам бог вытащить из болота свой большевистский хвост хотя бы к середине века ХХI.

Раболепие перед властью, неумение постоять за свои права, неизбывная вера в то, что власть, «начальство», Путин обо всем позаботятся и все дадут (надо только сильно попросить или дозвониться в прямом эфире), все еще сидят в нашем рассудке.

Мы никак не научимся предъявлять самим себе счет за собственные грехи, неудачи, ошибки. В революции мы виним Ленина и Троцкого. В терроре — Сталина и Берию. В дурацком лозунге «догнать и перегнать» — Хрущева. В застое — Брежнева. В развале СССР — Горбачева и Ельцина. Как будто бы в России, кроме вождей, не было народа. Мы не хотим признать, что в постигших нас бедах есть и доля нашей вины: пассивность, неумение самоорганизовываться, постоять за себя. Мы полны обид не только на собственную власть, но и на весь мир. За то, что нас не любят в Прибалтике, изгоняют из бывших союзных республик, не спешат принимать в европейское счастье, таскают по европейским судам, за то, что не выдают нам сбежавших олигархов…

Адамово яблоко

МЫ ВЕРИМ в то, что «дело Адамова» — это заговор американцев, что швейцарский суд не отдает нам проворовавшегося министра из-за антироссийских настроений. И нам не приходит в голову простая мысль, что наших вороватых министров и беглых олигархов не выдают потому, что наше правосудие никому не внушает доверия.

У нас прекрасная Конституция, потому что в России нет дела проще, как что-то приятное придумать, написать и провозгласить. Но как заставить власть соблюдать Конституцию? Как добиться соблюдения провозглашенного в статье 120 положения о том, что «судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону»?

В течение почти целого века «советское правосудие» обслуживало исключительно интересы власти, государства, но не граждан. Наивно думать, что канонизация царя-мученика, звон вновь отлитых колоколов или возвращение Деникина, Ильина или Бердяева как-то приблизят нас к правовому государству. В стране, где в течение десятилетий главным судьей и прокурором был «товарищ маузер», а потом (когда стрелять по собственным гражданам стало неловко) — «подруга психушка», быстрых решений ожидать трудно. Но требовать, чтобы власть хоть что-то делала в этом направлении, давно пора.

Прощай, Даздраперма…

МОЖНО и нужно низко поклониться властителям былых дум, вернуть на книжные полки забытые авторитеты, инвентаризировать наследие русских философов. Но при всем уважении к их памяти нужно понимать, что новую Россию на известке ХIХ века не построить. Мы медленно, но все-таки избавляемся от идеологической дури прошлых десятилетий. Мы снова называем своих детей простыми русскими именами — Вера, Надежда, Любовь. А не Октябрина или Даздраперма (от «да здравствует Первое мая!»). Но мы все еще ждем какой-то новой идеи (разумеется, великой и спасительной), спорим о том, кто станет очередным «великим кормчим».

А нужны ли они нам, спасительные идеи, властители дум? Их было много в ХХ веке — спекульнувших на «великой державе», на «пятилетке за три года», на «за ценой не постоим». Ведь сказано же в Писании: «Не сотвори себе кумира». На новостройках России нужны не великие идеи и не «великие инквизиторы», а тысячи профессиональных рабочих и управленцев, неподкупных депутатов, независимых судей и прокуроров.

http://www.aif.ru/online/aif/1302/0401


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru