Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Ярослав Бутаков12.10.2005 

«Русская доктрина» заявлена на острове русской славы

Остров Корфу, фигурирующий на картах также под именем Керкира, — самый северный и самый крупный в группе Ионических островов у западного побережья Греции, или Эпира, как издревле называлась эта часть Эллады. Для истории России остров Корфу — один из знаковых символов. Здесь была одержана одна из самых славных побед русского оружия.

В 1799 году Россия вела войну с республиканской Францией. В то время, когда армия Суворова освобождала от французов Северную Италию, к Ионическим островам, захваченным французами, через Босфор и Дарданеллы была двинута эскадра под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Это был первый выход русского флота на просторы Средиземного моря. И он ознаменовался беспримерной в военных летописях победой, одержанной военно-морскими силами над сухопутным гарнизоном мощной крепости. Для рациональной военной истории это — результат чётких внезапных действий русского флотоводца, применившего совершенно неожиданную для противника тактику, но для многих современников и потомков победа на Корфу воспринималась и воспринимается как чудо.

На освобождённом архипелаге была образована Республика Соединённых Ионических островов — первое в новой истории независимое Греческое государство. Память о событиях конца XVIII столетия на Корфу равно дорога русским и грекам. Проводимые на Корфу ежегодные торжества, посвящённые тем событиям, с недавних пор стали ключевым моментом более широкой программы культурных мероприятий под названием «Русская Неделя на Корфу», организуемой в октябре каждого года.

Нынешняя «Русская Неделя на Корфу» прошла с 7 по 11 октября. Центральное место в программе заняли: дружественный визит на Корфу большого десантного корабля «Азов» Русского Черноморского флота, праздничная служба в самом древнем храме Корфу с вручением храму иконы Фёдора Ушакова, крестный ход, возложение венков к памятникам нашему адмиралу и Иоанну Каподистриа — первому главе независимого Греческого государства (впоследствии — российскому дипломату), гала-концерт на площади перед крепостью и двухдневный кинофестиваль в Ионической академии. В мероприятиях принимали участие официальные лица с обеих сторон: посол России в Греции Андрей Вдовин, губернатор нома Керкира, мэр города Керкира.

«Русская Неделя на Корфу» становится удобной возможностью «себя показать и других посмотреть» для представителей отечественных бизнес-, арт-, политической и интеллектуальной элит. Не стал исключением и подобный слёт в нынешнем году. Заметное место в программе «Русской Недели» заняла презентация «Русской Доктрины» и посвящённый ей круглый стол экспертов, политиков и журналистов. Как можно судить по размаху мероприятия, которое придали ему устроители, «Русская Доктрина» претендует на значение всеобъемлющей программы преодоления нынешнего системного кризиса России и её развития на почве традиционных ценностей — программы, имеющей консолидирующее значение для российских элит незападной ориентации.

Труд с таким названием появился на свет в результате совместного труда многих патриотически настроенных учёных и публицистов. Наиболее значительную роль в его подготовке сыграли хорошо известные и уважаемые в патриотических кругах Виталий Аверьянов и Андрей Кобяков. Авторами «Русской Доктрины» являются также Александр Анисимов, Илья Бражников, Пётр Калитин, Владимир Кучеренко (Максим Калашников), Егор Холмогоров, Константин Черемных, а также автор этого комментария. В подготовке различных разделов «Доктрины» своими материалами и экспертными оценками принял участие очень широкий круг учёных и публицистов.

Создание «Русской Доктрины» обусловено тем, что, как указали авторы документа на его первой странице, «проект, начатый в 1991 году, доказал свою нежизнеспособность. В сегодняшнем мире страна под названием „Российская Федерация“ обречена. В мировом разделении труда ей отведена самая позорная роль — поставщика сырья для развитых стран… А участь сырьевой страны печальна: в этом случае РФ не сможет прокормить более 50 миллионов человек и удержать свою обширную землю, в недрах которой хранится ресурс выживания всего человечества».

В чём же отличие «Русской Доктрины» от множества других, циркулирующих среди российской общественности, программных документов, указывающих на ту же опасность для России и излагающих меры по преодолению кризиса и возрождению страны? Авторы «Доктрины» надеются, что их работа послужит «знаком того, что от бесконечных и ни к кому не обязывающих словопрений о „национальной идее“ нация переходит на более жизненный уровень». Стремясь к созданию «системного стратегического проекта консервативных преобразований», авторы «Доктрины», вместе с тем, «стремятся подвигнуть общественное мнение к осознанию необходимости… программы национального развития, а также побудить… экспертов и общественных деятелей к совместной разработке… параметров этой программы и „рабочих чертежей“ для её реализации».

«Русская Доктрина» носит не идеологический, а сугубо прагматический характер, основанный на глубоком и всестороннем анализе разных аспектов жизни России и её положения в современном мире. «Русская Доктрина» состоит из шести больших разделов: «Духовно-политическая нация», «Русский дух», «Русское государство», «Русское хозяйство», «Русский социум» и «Пути преобразований». Меры, предлагаемые в «Доктрине», имеют, как правило, чёткое рациональное обоснование, исходящее из реального видения российской ситуации, и ориентированы на позитивное восприятие всех общественных кругов, которые соединяют своё благополучие с благополучием родной страны, а не с планами эмиграции из неё. Она приемлема для различных политических сил, не претендует на роль абсолютной идейной истины и открыта к творческой конкуренции с другими программами. Как заявлено в «Доктрине», «настоящая борьба должна идти между десятью, двадцатью и более программами Реставрации Будущего России, пусть выполненными с разных точек зрения и исходя из различных ценностных систем».

«Доктрина» составлена в расчёте на три основных возможных сценария ближайшего будущего, условно названных «пессимистическим», «оптимистическим» и «наиболее вероятным». Первый сценарий предусматривает эскалацию кризисных и дезинтеграционных процессов в России и потерю ею суверенной субъектности. В этом случае «Доктрина» может послужить руководством к действию для патриотического сопротивления, задачей которого будет любыми средствами восстановить реальность российской государственности. Второй вариант — взятие «Доктрины» на вооружение государственной властью в скором будущем. Третий сценарий — стабилизация и консервирование нынешней стагнации. Для этого варианта авторы «Доктрины» считают возможным выстраивание сетевых экономических, социальных и политических структур, которые явочным порядком берут на себя реализацию основных положений «Доктрины», с перспективой превращения этих сетевых структур в контуры новой русской государственности.

Пока сложно говорить определённо о том, какой из вариантов осуществится, равно как и о реакции политических кругов на представленный проект. Член Совета Федерации В. Лихачёв озвучил на «круглом столе» собственную точку зрения, сказав, что «Русская Доктрина» должна представлять интерес для российской власти. В целом, можно утверждать, что появление программы, подобной «Русской Доктрине» как по своей направленности, так и по масштабности поставленных в ней задач, давно востребовано разными кругами российской политической и экономической элиты. Очевидна также объективная потребность страны в рациональном проекте консервативного национального возрождения, отвечающем на все вызовы современности.

Но сможет ли стать «Русская Доктрина» таким проектом? Не положит ли она начало очередной отвлечённой дискуссии, на сей раз развёрнутых многостраничных проектов, каждый из которых претендует на роль доктрины русского спасения? Думается, что уже ближайшие месяцы прояснят это.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=13 554


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru