Патриархия.Ru | 12.10.2005 |
Известны имена первого священника — Иосифа Лазарева — и монаха — Игнатия (Козыревского), подвизавшихся в начале XVIII века на Камчатке.
Первая церковь была выстроена здесь в 1713 году на реке Ключевке Иваном Енисейским, который в то время управлял краем.
Представление о процессе христианизации Камчатки дает донесение В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апреля 1730 года. В нем говорилось о наличии на полуострове одной церкви, одного священника и о начале строительства монастыря. В 1737 г. Недостаток священнослужителей и церковных богослужебных принадлежностей — одна из основных сложностей обустройства полноценной православной жизни в новопросвещаемом краю этого времени.
Важный этап истории православной проповеди на Камчатке — деятельность третьей духовной миссии (1745−1761) во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцевским). Ее штат состоял из 11 человек. Имела она и специальное задание Святейшего Синода — открывать школы для представителей местных народов. К 1745 году были открыты школы в Большерецком, Верхнекамчатском, Нижнекамчатском острогах.
Всего за время деятельности миссии было организовано 14 учебных заведений для детей камчадалов. Миссионерское школьное дело ориентировалось прежде всего на христианизацию населения. Этому способствовало совмещение сподвижниками архимандрита Иоасафа преподавания и церковного служения.
Для распространения христианства среди кочевых народов было важно обучить их русскому языку. Для этого глава миссии предлагал организовывать передвижные школы и школы-общежития.
За время работы группы отца Иоасафа существенно увеличилось число церквей, храмы появились практически во всех крупных острогах. Крещение приняло абсолютное большинство камчадалов. Пытались активно сопротивляться христианизации только отдельные группы коряков и чукчей.
Вскоре правительство перестает субсидировать школы и присылать учителей. Число учебных заведений начинает сокращаться. К 1783 году на Камчатке не было ни одной школы.
Настоящим апостолом Камчатки и «русской Америки» стал архиепископ Иннокентий (Вениаминов).
Будущий святитель (в миру Иван Евсеевич Попов) родился в 1797 г. в с. Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1821 г. рукоположен в сан священника. В 1823-м выехал с семьей на Аляску. Собственноручно выстроил в Уналашке церковь и школу, 10 лет вел миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 г. переезжает на о. Ситху и обращает в православных христиан индейцев и эскимосов. В 1839 г. возводится в сан протоиерея.
В 1840 г. принимает монашеский постриг с именем Иннокентий. В этом же году возведен в сан архимандрита и в связи с созданием Камчатской, Алеутской и Курильской епархии хиротонисан во епископа.
В 1842—1843 гг. епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершает объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт — Мильково — Ключи — Нижне-Камчатск — Большерецк — Тигиль — Лесной острог — Дранкинский острог — Олюторка — Гижига — Охотск.
В 1845 г. Преосвященный вновь посетил Камчатку с целью перевоза в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского духовного училища, чтобы, объединив его с духовным училищем столицы Русской Америки, создать там духовную семинарию.
В 1850 г. с обозрением епархии прибывает на Камчатку. Здесь узнает о том, что он возведен в сан архиепископа.
В состав Камчатской епархии тогда же водится Удский край. В 1852-м к ней присоединяются якутские приходы. В этом же году для удобства управления гигантской епархией владыка переселяется в порт Аян.
В 1853 г. архиепископ Иннокентий переводит кафедру в Якутск и переезжает туда на постоянное местожительство.
В 1854 г. Россию, проигравшую Крымскую войну, всколыхнула весть о героической обороне Петропавловского порта.
В 1855 г. архиепископ Иннокентий в течение недолгого времени пребывает в плену у англо-французской эскадры (порт Аян).
В 1857 г. выходит в свет книга протоиерея П. Громова «Историко-статистическое описание камчатских церквей» — важнейший источник для изучения церковной жизни полуострова в позапрошлом столетии.
В 1858 г. Высочайшим Императорским Указом учрежден ежегодный крестный ход в Петропавловске в ознаменование победы над англо-французским десантом. В 1858 г. согласно Айгунскому договору с Китаем к России присоединяется огромный Приамурский край. В переговорах, возглавляемых с российской стороны генерал-губернатором Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским, принимает участие и архиепископ Иннокентий.
В этом же году основан г. Благовещенск.
В 1860 г. по Пекинскому договору к России отходит территория «…между р. Уссури и морем» — Приморский край, который включен в Камчатскую епархию. Основан г. Владивосток. Первую церковь в нем освящает владыка Иннокентий.
1862 г. — перевод кафедры Камчатской епархии в г. Благовещенск.
1867 г. — Соединенным Штатам Америки продана Аляска (Русская Америка). Этот акт существенно повлиял на территориально-географическое положение епархии.
В 1868 г. архиепископ Иннокентий назначен митрополитом Московским и Коломенским. На Камчатскую кафедру возводится епископ Вениамин.
В 1977 г. митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) канонизирован Русской и Американской Православными Церквями.
Двадцатый век внес смятение и разруху руками безбожной власти. «В годы, последовавшие за революцией, казалось, что духовная жизнь здесь прекратилась. Уже в 1923 году было уничтожено около 50 храмов, богослужебная и приходская жизнь была почти полностью прекращена», — напомнил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на состоявшейся в Москве 12 апреля научно-богословской конференции, посвященной памятному событию. Камчатка была объявлена первым антирелигиозным оплотом страны Советов.
Началом церковного возрождения на северной земле следует считать 1984 год, когда в Петропавловске-Камчатском особым постановлением Совета по делам религии при Совете министров СССР была зарегистрирована Православная община. «Сегодня на Камчатке возрождается духовная жизнь, — сказал Святейший Патриарх, — с 1994 году существуют Петропавловская и Камчатские Епархии, действуют 42 прихода, мужской и женский монастырь, а также один скит».
Ныне на территории региона в школах-интернатах и детских садах в рамках программы проводятся уроки «Основы Православной культуры», открыт филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, создаются православно-просветительские центры и активно развивается миссионерское служение.
Однако и сегодня Православие на Камчатке испытывает немалые трудности. Хотя возрождено более 40 приходов, храмов не хватает, их всего лишь пять. Большинство общин служат либо в перестроенных помещениях, либо на квартирах, либо в государственных учреждениях. Основная причина такой ситуации, по словам епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия, кроется в трудном материальном положеним края. Камчатка всегда была дотационным регионом, куда вкладывались большие средства. «Теперь же поступлений практически нет. Вследствие этого нашу землю покидают многие деятели культуры, науки, образования. А все это сказывается на общем уровне нашего населения», — пояснил епископ.
Но не менее важным фактором, усугубляющим положение вещей, стало и советское атеистическое наследие, которое нелегким бременем лежит на сегодняшней камчатской жизни. Снова наступает пора активной миссионерской деятельности.
300 лет Православия на Камчатке — это повод не только подвести итог сделанному за столетия, но и вспомнить о высоком достоинстве своих великих предков и ревностно послужить Богу и Церкви в условиях нового века.