Русская линия
ЮГА.Ru (Кранодар) Игорь Слуцкий,
Антон Смертин
12.10.2005 

«Черный пастор» и скандал в ГТРК «Сочи»

На минувшей неделе в городском издании «Народная газета Сочи» были опубликованы сенсационные результаты журналистского расследования. По сведениям автора публикации, на сочинском государственном телевидении активно действует церковь «Посольство Божье», возглавляемая нигерийцем Сандеем Аделаджа.

По всем описанным в статье признакам эту организацию можно отнести к тоталитарным сектам с их строгой, иерархической структурой, ежемесячными выплатами «десятины» и обязательствами каждого прихожанина вербовать новых членов. Центральный офис церкви располагается в Киеве, в Сочи же действует так называемая «дочерняя церковь».

В материале «Чернокожий пастор на курорте» приводятся слова заместителя генпрокурора Украины Т. Корнякова характеризующие деятельность секты «Посольство Божье»: «Культовая практика нигерийца, применение им „массовых исцелений“, „изгнаний бесов“, доведение адептов, в том числе и детей, до состояния аффекта во время ночных богослужений вызывает опасения о здоровье граждан Украины. На деятельность этой структуры постоянно поступают жалобы в Генеральную прокуратуру».

Приход адептов церкви «Посольство Божье» на сочинское государственное телевидение совпал с реформой системы ВГТРК. Весной этого года наступил решающий момент реформирования — все региональные телекомпании стали филиалами, а ранее самостоятельная сочинская государственная телерадиокомпания превратилась в территориальное подразделение краевой ГТРК «Кубань». Руководителем вновь созданной структуры был назначен заместитель председателя ГТРК «Кубань» Дмитрий Мозалюк, а его правой рукой стала Мария Скарбовская, ранее работавшая на частной сочинской телекомпании «Макс-ТВ».

Затем, как водится, в ГТРК «Сочи» начались масштабные кадровые перестановки. За четыре месяца уволилось более пятидесяти человек. Многие из них стали лишними после изменения штатного расписания и закрытия нескольких передач, что, впрочем, вписывается в рамки реформы. Однако среди ушедших были и сотрудники основного отдела телекомпании — службы информации «Вести Сочи».

В материале «Народной газеты Сочи» утверждается, что работоспособные и нужные телекомпании сотрудники были уволены под давлением нового руководства, прямо покровительствующего сектантам. В статье приводятся факты, когда людей прямо в рабочее время пытались завербовать в «церковь», в случае же несовпадения взглядов на жизнь и отношение к работе предлагалось искать новую работу. Взамен приходили новые корреспонденты, режиссеры и продюсеры. По большей части новые сотрудники пришли из той частной телекомпании, где раньше трудилась Мария Скарбовская. Но были, по словам журналистов, и люди, взятые на работу буквально с улицы, но зато регулярно посещающие воскресные службы церкви «Посольство Божие».

— Коллектив быстро разделился на «своих» и «чужих». Особенно после того, как шеф-редактором «Вестей Сочи» была назначена активная прихожанка секты «Черного пастора» Елена Гладких — человек без высшего образования и с единственной «пятеркой» в школьном аттестате, — рассказывает один из сотрудников компании. — В кабинетах государственной телерадиокомпании стали раздаваться религиозные песнопения, а отношение к освещению православной тематики резко изменилось.

— Я помню, с каким трудом нашему корреспонденту Ирине Романьковой удалось убедить руководство компании дать разрешение на съемку телесюжета о престольном празднике святого Владимира, — приводятся в статье слова спецкорреспондента службы информации Александра Блинова. — У строящегося городского храма в микрорайоне улицы Виноградной тогда собрался весь город, включая председателя попечительского совета строительства храма — прокурора Сочи. А главным аргументом запрета темы была до боли обескураживающая фраза: «Это не событие».

Среди покинувших ГТРК «Сочи» была и заслуженная артистка России Алла Журавлева, стоявшая у истоков телевидения Сочи (вела совместные проекты «Интервидения» и СГТРК, руководила сочинским телеканалом «Культура»).

— Я не могу больше принимать участие в этом вандализме! Я слишком много сделала для этой студии! В заявлении об увольнении, которое председатель ГТРК не подписывал дней восемь или десять, я так и написала, что не имею права работать в такой нецивилизованной, нетворческой обстановке среди малокомпетентных и религиозно-озабоченных людей, — заявила А. Журавлева — Только один пример. Буквально за день до подачи заявления я приехала из отпуска, и в одном из пустынных коридоров компании встретила шеф-редактора службы новостей Елену Гладких. Она своим видом, своим состоянием и своими признаниями привела меня в глубокое замешательство: «Алла Григорьевна, как вы хорошо выглядите! Боженька вас бережет! Боженька вас сохраняет! Он вам столько всего дал! Я так рада видеть вас!». А эти песнопения, которые вечно раздаются из бухгалтерии! Одна из девочек, которая там работает, уже вся трясется и плачет оттого, что коллеги-сектанты закрывают ее в кабинете и систематически прорабатывают.

Как рассказал один из сотрудников телекомпании, «чужие» для нового руководства пытались бороться с установившимися порядками. Однако общение с прямым начальством ничего не дало — после откровенного разговора с Дмитрием Мозалюком инициаторов беседы вызвала к себе госпожа Скарбовская и прямо предложила самым недовольным искать себе новое место работы.

Тогда инициативная группа направила письмо с изложением всех фактов руководству ВГТРК и патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В письме, которое подписали около 20 сотрудников телекомпании, прямо называются активные члены секты «Посольство Божье» — шеф-редактор Е. Гладких, главный бухгалтер С. Тишкина, бухгалтер Т. Рыбак, корреспондент В. Тишкина и другие, не скрывающие своей причастности к пастве Сандея Аделаджа.

— Со стороны г-жи Скарбовской сектантам создан режим наибольшего благоприятствования, — говориться в письме. — Причем, эта поддержка даже не скрывается. Мы не против команды, но считаем, что она должна создаваться по профессиональным признакам и в интересах дальнейшего развития государственной телерадиокомпании, а не для разделения коллектива на «своих» и «чужих» и расширения сферы влияния религиозной секты.

Первыми на «сигнал» сочинских журналистов отреагировали в краевой администрации — после письма телекомпанию посетил чиновник Департамента по делам средств массовой информации, печати и телерадиовещания Краснодарского края. Он провел несколько бесед с инициаторами письма и уехал. Говорили, по словам участников встречи, преимущественно о работе, а не о религии. Никаких выводов из этой беседы на Красной, 35 пока не сделали.

В руководстве Всероссийской гостелерадиокомпании информацию приняли к сведению, пообещали разобраться и прислать комиссию для проверки во главе с начальником регионального департамента ВГТРК Петром Земцовым. По имеющейся информации, 4 октября члены комиссии прибыли в Сочи, где провели встречу с руководством компании. Об итогах этой встречи пока ничего неизвестно.

Быстрее всех оргвыводы сделали в руководстве ГТРК «Кубань». Уже через два дня после выхода в свет материала в «Народной газете Сочи» руководитель ГТРК Наталья Тованчева провела в сочинской телекомпании экстренное собрание коллектива. По свидетельству очевидцев, госпожа Тованчева, которая, в результате, и должна нести ответственность за происходящее в сочинском подразделении краевой гостелерадиокомпании, для начала призвала всех «не выносить сор из избы». Этому должен поспособствовать циркуляр о нераспространении внутренней информации, который должен будет подписать каждый сотрудник ГТРК «Сочи».

Кроме того, руководитель ГТРК «Кубань» заявила, что в нашей стране существует свобода вероисповедание, и нет ничего страшного в том, что в сочинской телекомпании работают, как выразилась Наталья Тованчева, «протестанты». «Пусть хоть сатанисты, лишь бы во внерабочее время», — цитируют ее слова участники встречи. А недовольным было в очередной раз предложено уволиться.

Один из частных сочинских телеканалов попытался разобраться в ситуации и сделать материал на эту тему. Все руководители сочинской гостелерадиокомпании категорически отказалось давать какие-либо комментарии, а сюжет, по непонятным причинам, так и не вышел в эфир. По имеющейся информации, против «Народной газеты Сочи» может быть подан судебный иск.

— Мы считаем, что деловой репутации компании нанесен значительный ущерб. После детального всестороннего анализа ситуации руководством компании будут приняты соответствующие правовые решения, — прокомментировал председатель сочинской телерадиокомпании Дмитрий Мозалюк.

В то же время, глава ГТРК «Сочи» официально сообщил, что ему неизвестно о фактах воспрепятствования шеф-редактором Еленой Гладких подготовке сюжетов на религиозную тематику или о трениях с журналистами, связанными с ее вероисповеданием.

— На наш взгляд, эти утверждения абсолютно не соответствуют действительности, т.к. мы регулярно готовим сюжеты о религиозных праздниках самых разных конфессий, — заявил Д. Мозалюк. — Трения же между шеф-редактором и некоторыми корреспондентами действительно порой возникают, как и в любой редакции. Журналисты — люди творческие, достаточно амбициозные, при этом весьма ранимые… Есть обычные проблемы, присущие всем редакционным коллективам, никак не связанные с религиозным воззрением кого-либо из членов.

По мнению председателя ГТРК «Сочи» статья «Чернокожий пастор на курорте» «тенденциозна от начала до конца».

— Принимая людей па работу, мы смотрим только на их профессиональные качества. Для культурных людей, к коим мы себя причисляем, считается невозможным задавать другим вопросы относительно их вероисповедания, — подчеркнул Д. Мозалюк. — Действительно, среди наших сотрудников есть верующие люди. У нас в стране свобода вероисповедания оговорена в Конституции, ст. 28. Тем более, религиозные убеждения сотрудников никак не отражаются на их отношении к работе, их профессионализме. Никаких конфликтов на религиозные темы в компании нет, не было, и уверен, не будет.

По его словам, никто из покинувших компанию не уволился, предъявив как аргумент «невозможность работы с сектантами».

А пока в ГТРК «Сочи» уже начинает ощущаться нехватка кадров. Новые специалисты не торопятся занять ставшие вдруг вакантными места, ведь все знают, что именно заставляет увольняющихся сменить работу. С десяток сотрудников — корреспонденты, операторы и другие «творческие» — по-прежнему готовы отстаивать родную телекомпанию, неожиданно ставшую, по их мнению, «домом Божьим».

Церковь «Посольство Божие»

Полное название: «Посольство Благословенного Царства Божьего для Всех Народов»
Глава: «Черный пастор», Сандей Аделаджа, гражданин Нигерии. Родился 28 мая 1967 года. Окончил Белорусский Государственный университет по специальности «тележурналист». В телевидении не работал, перебрался в Украину и начал в 1998 году раскрутку религиозного проекта «Слово веры», который со временем перерос в мощную и влиятельную разветвленную структуру. Входит в состав владельцев крупных финансовых корпораций.

Структура организации: строгая, иерархическая. Каждый член церкви в обязательном порядке ежемесячно жертвует «десятину» — отдает 10% своих доходов. Система имеет вид пирамиды — построена по принципу «система двенадцати» — чтобы стать членом церкви необходимо входить в «семью» из 12 человек и иметь своих 12 учеников.

В Украине секта претендует на большую роль не только в обществе, но и в государстве. «Если народ Божий не приобретет государственности и не узаконит христианские ценности на законодательном уровне, рано или поздно он окажется вне закона. Мы, как народ Божий, претендуем на государственный статус, имея на это все основания», — заявил на одной из религиозных конференций один из пасторов этой церкви Сергей Ледяев.

Официальная статистика: «более 1 млн. спасенных за первые восемь лет, в 30 странах мира открыто более 300 церквей, политические лидеры и депутаты являются членами церкви и регулярно посещают церковь»

http://www.yuga.ru/articles/society/?id=3773


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru