Правая.Ru | Вадим Нифонтов | 11.10.2005 |
Неделя ознаменовалась, как ни странно, похоронами и разговорами о похоронах. Сначала в Донском монастыре предали земле тела генерала Деникина и философа Ильина. Потом Никита Михалков заявил, что пора бы уже, наконец, и Ленина похоронить, чем опять вызвал недовольное бурчание истинных большевиков, на сей раз, правда, довольно вялое — все прекрасно понимают, что Ленина хоронить никто в ближайшее время не будет. Прозвучали и предложения совсем уж широких жестов — например, похоронить в России Троцкого. Продолжая мысль, можно было бы вообще предложить похоронить в родной земле всех, кто это завещал с собой сделать.
Обыватель, привыкший к тому, что разговоры о символах у нас всегда затевают исключительно ради того, чтобы в очередной раз отвлечь внимание людей от какой-нибудь крупной пакости, слегка напрягся, и стал ждать, с какой стороны на этот раз на его голову обрушится удар судьбы. Пока что пакость не вычисляется, и остаётся лишь задуматься о значении всех этих похоронных событий.
Несомненно, в похоронах Деникина и Ильина присутствовал немалый элемент клоунады, и это многие отметили. Но, друзья мои, в каких серьёзных мероприятиях нынешней России (да и не только России, кстати) этого элемента нет? Многие вещи, если воспринимать их слишком всерьёз, могут свести с ума. Что касается погребения генерала и философа, то ведь никто из них не завещал хоронить себя по какому-то там сверхвысокому разряду. Они просто хотели лежать в своей родной земле, вот и всё. Чем вам не нравится это вполне нормальное человеческое желание?
А теперь зададимся вопросом — не прозвучала ли бы другая манера похорон полным диссонансом ко всему происходящему? Да, вот так выглядит посмертное единение с Родиной в нашу эпоху. Такая уж у нас эпоха. Тут, как говорится, придётся задуматься о плюсах и минусах. Плюс в том, что русских людей похоронили в русской земле. Минус в том, что похоронили как-то по-цирковому, будто пантомиму сыграли. Ну так и что же? В этом, вероятно, и скрыт смысл, который мы должны понять — есть вещи поважнее внешнего блеска и даже внешней пристойности.
Воля русского человека быть похороненным в русской земле должна быть исполнена, только и всего. Как видите, мир не рухнул оттого, что Деникин прибыл на Донское кладбище, хотя, помнится, коммунистические пропагандисты утверждали обратное.
И к Деникину, и к Ильину у исторической России могут быть свои претензии, и даже весьма серьёзные. Но это наши претензии к нашим людям, и мы их как-нибудь сами разберём — хотелось бы на это надеяться. Но наличие претензий не означает вычёркивания из своих рядов.
Что касается Ленина, то, похоже, случай здесь почти такой же. Пожалуй, к нему будет претензий поболее, чем к генералу Деникину — но, опять же, он не в Берлине родился, а вышел откуда-то из недр России, как бы мы ни пытались это отрицать. Проблема, однако, в том, что Ленин себя хоронить вроде бы не завещал, во всяком случае, письменно или хотя бы прилюдно. Другой вопрос, завещал ли он строить себе мавзолей в духе раннего эллинизма?
Вот тут-то и возникает вопрос о «морали», которую мы можем извлечь из событий недели. Что лучше: сражаться за своё понимание России — и после долгих лет на чужбине вернуться домой, хотя бы и в гробу? Или после смерти оказаться в центре внимания?
Честно говоря, мне кажется, что вся история с мавзолеем и посмертными приключениями Ленина была колоссальной иронией русской истории (если только её специально не выдумал большой иронист Иосиф Джугашвили). Здесь сошлись и известная фраза патриарха Тихона «по мощам и елей», и потрясающие ритуалы, придуманные уже после смерти Ленина — собираться всей тогдашней «элите» на могиле Ильича, попирать её ногами, распивать водку, а то и песни хором петь. По-моему, все последующие выдумки «антикоммунистов» из числа бывших секретарей обкома по своей оригинальности весьма далеки от того удивительного по своей восточной тонкости унижения, которому подвергла «отца и основателя» сталинская Россия. Секретари хотели, самое большее, в сопровождении почётного караула перенести труп вождя на Волково кладбище.
Тут хочешь, не хочешь, а задумаешься. Своротить полмира, изменить историю человечества, пролить моря и реки крови — а потом лежать себе в открытом гробу посреди столицы «демократического государства» и играть роль этакого политического мячика, который пинают все, кому не лень. Так проходит земная слава…
Но надо понимать одно — как в одной старой русской притче, погребение в своей земле часто оказывается единственной наградой и фактом прощения Родиной своих сыновей. Русский погост открыт отнюдь не для всех и не всегда. Но время от времени бывают случаи, когда родная земля прощает всех умерших и всех их принимает — и этими случаями надо пользоваться. И помнить о том, что подобные истории могут произойти и с нами.