Пресс-служба Псковской епархии | Игумен Спиридон (Иващенко) | 11.10.2005 |
В русском языке безлюдным местом, некоей параллелью пустыне стали дремучие леса, болота, острова — пустынь. Что такое монашеское пустынножительство современный человек плохо представляет и не понимает. Зачем уходить от людей, почему надо претерпевать мучения и физические, и духовные в одиночестве? Зачем нужно молиться в безлюдье, если можно это делать в храме?
В совершенном одиночестве голос Бога более слышен, и ценой больших лишений и духовной борьбы, происходит непосредственное молитвенное общение с Богом. О Никандре пустынножителе, Псковском чудотворце мы начали с разговор с игуменом Свято — Благовещенского Никандрова монастыря, бывшей Никандровой пустыни, отцом Спиридоном (Иващенко). Преподобный Никандр — единственный из псковских святых закончил свою физическую жизнь в пустыне, в порховских лесах, еще при своей жизни указал, где взять храмовую икону и построить сам храм. Благовещенская церковь была построена на месте погребения святого, а пустынь превратилась в богатейший монастырь, полностью разрушенный в 20- годы XX столетия. Игумену Спиридону 44 года, родом — из кубанского казачества.
Отец Спиридон, наши псковские святые, преподобные похожи своим смирением, кротостью, чудотворением, но они — разные. А какой он — Преподобный Никандр? Еще в атеистическое время в справочниках по аномальным зонам Никандрова пустынь числилась в ряду самых известных на земном шаре, о которой говорили, что здесь хрономиражи и время идет по — другому. И неспроста это. В советское время люди, когда приезжали на праздник Никандра и просто ночевали здесь, молились в лесу, видели Преподобного: он обходил монастырь с крестом и благословлял. А по — научному это называли тогда хрономиражи. Для нас, верующих, еще одно доказательство молитвенного подвига Преподобного.
Результат пустынножительства — появление мощной духовной силы?
Господь дает пустынникам и дар прозорливости, и дар чудотворения и, достигнув такого совершенства, человек может принести намного больше пользы и обществу, и страждущим.
А у Вас был совершенно осознанный выбор, Вы так и шли к цели — монашеству?
Да…Я служил в строительных частях, штукатурил, и сейчас приходится показывать нашим работникам, чего и как делать. Год служил в Узбексистане, год — под Москвой.
И Вы в армии уже были воцерковленным человеком?
Да. У меня родители верующие. Мать пошла в школу, помню, и сказала: «В пионеры вступать не будет. И все». В комсомол я уже сам осознанно не вступал. Но армией я, в общем — то, доволен. Там отношения во многом складываются от того, как себя поведешь, как относишься к окружающим. Если ты молодой — тебе нужно смиряться, если ты слишком заносчив — тебя будут смирять, поэтому надо знать свое место, и что можно, а что нельзя.
Разные есть люди, отец Наместник, и кто — то может сказать о монахах: им хорошо, они взяли и ушли, а мы тут остались. Им и посты легче исполнять — нет рядом холодильника, и молиться легче — ничто не отвлекает, нет телевизора и т. п. Так ли это? Что же в пустыне, на самом деле?
Есть и физические трудности, но идет еще сильная духовная борьба, мысленная. А зачастую она переходила в борьбу с реальными явлениями: привидения устрашали… Но здесь так: на какую — то ступеньку всходишь — уже чувствуешь потребность дальше идти.
Когда Вы были пострижены?
В 1988 году, постриг принял в Псково — Печерском монастыре и там подвизался четырнадцать лет.
Понятно, что все делается в этом мире Промыслом Божиим, но вот возрождать самому монастырь — это можно определить как великое счастье?
Конечно, это Промысел Божий, и у нас все делается по благословению чиноначалия. Владыка присмотрел меня в Печерах и послал сюда.
Просто вот так увидел? Отметил взглядом?
Да, но я у него на глазах был, потому что был Ризниччным. И конечно подготовка к праздникам, когда приезжает наш Владыка, а Ризничный отвечает за все храмы материально и готовит все к Богослужению.
Ваше послушание — монастырская Ризница в Псково — Печерском монастыре? Там же был известный Ризничный отец Серафим (Розенберг).
Да, я у него все и перенимал.
Вы его застали, отец Спиридон? А что же можно вспомнить о легендарном Ризничном?
Все хорошее можно вспомнить. Он был очень трудолюбивый, старой традиции — у него ничего не пропадало, все было на своем месте. Сам он ходил всегда в заплатанной одежде
Ризничий ходил в заплатанной одежде?
Да, но очень чистенькой.
А с какого времени, отец Спиридон, возрождается Никандрова обитель, появились монахи?
Владыка благословил с 2000 года, но почитание этого места было всегда, приезжали православные поклониться Преподобному Никандру, и благочинный наш отец Павел здесь служил Литургии в день преподобного Никандра, 7 октября. А я тут всего три года, были до меня иноки, и до нас расчистили территорию от леса. Все заросло, деревья огромные. Солдаты помогали из Псковской дивизии, приобретали у нас опыт выживания.
Сейчас Бог так помогает, что прямо на глазах поднимаются из праха разрушенные монастыри, но на это нужны деньги, чтобы покупать лес, нанимать рабочих, не все же во Славу Божию трудятся?
Постоянных жертвователей у нас нет, самый крупный жертвователь — Владыка, он нам дает средства, а понемножку все помогают.
За пять лет построили два храма в обители.
Да, быстро построили, строили местные порховские плотники. Стараются. И лес наш, выписываем тут же.
Почему, отец Спиридон, такой выбор в названии храмов — в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и в честь Царственных мучеников?
Это решение Владыки, и оно не без основания, потому что в наше время самая актуальная тема — народ погибает. Погибает от пороков, от наркотиков, от алкоголя. И само название — Взыскание погибших — говорит, что Матерь Божия готова помогать всем, кто теряет надежду на перемену своей жизни. У многих сейчас в душе есть такое чувство: я сам не справляюсь. А Царственные мученики — наши покровители, покровители России: на них закончилась одна эпоха и началась новая. Да и на Псковской земле Царь с семьей начали свой Крестный путь. А Вы никогда не думали, как такое великое собрание преподобных пустынножителей на псковской земле появилось, откуда это явление: Ефросин Спасоелеазаровский, Савва Крыпецкий, Серапион Изборский, Онуфрий Мальской, Илларион Псковоозерный, Досифей Верхнеостровский и др. Откуда такие мощные молитвенники, сильнейшие духом люди? Действительно в XYI — XYII веках был духовный подъем. И, я считаю, что, когда Святой Димитрий Ростовский написал «Жития святых», потом был большой скачок в духовной жизни. И сейчас «Жития святых» очень положительно влияют на детское восприятие. Я себя помню, читал «Жития» — и тут же появлялось желание подражать. Читаешь Житие монаха — пустынника и хочется уйти в монастырь. Но в мое время я и не знал, что монастыри были, в России всего тогда осталось три монастыря, а когда отслужил в армии, и был при храме, узнал, что есть Троице — Сергиева Лавра, в Печерах есть монастырь, вот и поехал в Псково — Печерский монастырь. Сколько братии в Никандровом монастыре? Постоянно живет человек пять. Трудников больше, более двадцати. А мощи Преподобного Никандра не ищите? На это есть благословение нашего Владыки. На самом деле, существует несколько рассказов о том, где предположительно могут находиться святые мощи. Одна из версий — в ближайшей деревне был храм, но он сгорел в войну, мы там искали, но не нашли пока. Видно время не пришло, чтобы их обрести. Есть предположение, что по традиции Крыпецкого монастыря, где мощи Саввы Крыпецкого находятся «под спудом», также и у нас: мощи под спудом, а сверху стояла рака и икона с частицей мощей в Благовещенском храме, но храм разрушен…
У вас новые кирпичи лежат на месте Благовещенского храма, и какие впереди задачи?
Владыка благословил восстанавливать монастырь, и мы потихоньку движемся. Руины являются памятником архитектуры, но государство благосклонно относится к тому, чтобы восстановить памятник. Нам приходится самим готовить проекты охранных зон, утверждать, готовить генплан монастыря, подходим к изготовлению проекта восстановления Благовещенского Собора, но надо расчистить руины, чтобы сделать замеры.
Значит, отец Спиридон, у вас впереди возрождения Благовещенского храма?
Да, мы на него уже подавали бюджетные заявки в Министерство культуры.
А правда, что Благовещенский храм напоминал храм Христа Спасителя в Москве?
Он был, а не напоминал. При Архимандрите Геннадии, который был приближен ко двору Императора Павла 1, монастырь переживал расцвет. И у Архимандрита были проекты расширения храма, потому что на праздник Преподобного Никандра сюда съезжались от 15 до 20 тысяч верующих. И Собор, который был к середине XYII века, расширялся несколько раз, и был такой «расплюснутый», с двумя приделами. Территория храма большая, а архитектурно он выглядел не очень гармонично. И Архимандрит Геннадий хотел его снести и построить что — то по типу Императорского храма.
А часы с монастырской колокольни, которые сейчас идут на Доме Советов, у вас есть желание попросить их обратно?
Как Владыка благословит. Вот будет колокольня воссоздаваться, а сейчас такой необходимости нет.
Отец Спиридон, что можно пожелать сейчас нашему народу в праздник обители нашего Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца?
Бога не забывать. Народ стремится за счастьем, а счастье на самом деле не в материальном благополучии — душа наша должна общаться с Богом. Хватит уже, попробовали этих удовольствий в кавычках, пусть люди пытаются заходить в храм, молиться. Пусть даже свечу только поставить, но так часто бывает: поставил человек свечку и почувствовал на душе облегчение. Слава Богу!
Ныне Никандров монастырь строится и восстанавливается. Усердием братии и трудников построены храмы, кельи, крепко сделаны срубы на святых колодцах Преподобного Александра Свирского — святой часто являлся Преподобному Никандру, укрепляя его в пустынножительстве. Есть колодец, где можно омыть святой водой глаза для их исправления, есть колодец самого Преподобного Никандра, и колодец Святых Апостолов Петра и Павла, причем, один замерзает зимой, а другой — нет. И тянется ручеек православных поклониться подвигу пустынножительства, укрепиться в вере и получить исцеление от недугов, телесных и духовных «Господи, исцели душу мою, яко прибегну к Тебе».
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=363