Нескучный сад | 11.10.2005 |
Многие именно в эти годы находят веру. Как чувствует себя православный студент в светском вузе: как овца среди волков, как миссионер среди аборигенов? Ведь жизнь по вере требует от человека многого. Становятся ли верующие студенты чужаками в своей среде? На эти вопросы прямо и анонимно отвечают сами студенты.
Из опроса, проведенного среди неверующих студентов:
— Пугает, когда молодой человек или девушка демонстративно отказывается от радостей бытия: пива, невинных объятий в курилке, мата, шуток. Человек кажется ненормальным. Того не делай, этого не делай, не будь слишком веселым, если в пост съешь кусок колбасы или шоколадку — это великий грех, воздыхания, шепоток за спиной, что, мол, вот не совсем он православный, дикая одежда и проч. и проч.
Всегда кажется, что у такого человека проблемы, комплексы не от хорошей жизни. Его просто жалко, он не кажется полным благодати. Отрастит мальчик бороду, как у попа, и ни с кем не общается… А одна наша девочка, похожая на православную, оказалась, к несчастью, угодившей в секту какую-то, так что вообще страх…
У нас в школе была очень активно верующая одноклассница. У нее и семья была верующая. Она все разговоры сводила к религии и Богу, всем пыталась навязывать религию и все объясняла божественными силами. Нормально общаться с ней было невозможно. Думаю, эта девочка мне и привила атеизм…
Алла, выпускница и аспирант МГИМО:
— Время моего поступления в вуз совпало со временем моего воцерковления. Я жила в общежитии того института, куда, собственно, и приехала поступать (документы в МГИМО подала так, заодно), родители не смогли со мной поехать, денег у меня было катастрофически мало. Много ходила по Москве. Как-то раз доехала до усадьбы Шереметевых в Останкине, зашла в храм Живоначальной Троицы. Первое, что бросилось в глаза, была огромная икона Божией Матери Казанская, которая висела в проходе в левый притвор. С тех пор каждый мой день начинался с этой иконы: я шла в храм, проводила там какое-то время и только после этого ехала по остальным делам. Поэтому удивительная история про девочку из провинции, которая взяла и поступила в МГИМО, для меня имеет только такое объяснение.
В институте моя религиозная жизнь особенно не проявлялась. Да я и не знала ничего толком, чтобы что-то доказывать и проповедовать. Нужно учитывать еще, что МГИМО — светское учебное заведение с подчеркнутой политкорректностью, поэтому здесь проповеди были не вполне уместны. Но когда был повод — например, на семинарах по философии, литературе, в творческих работах, рефератах, на занятиях по иностранному языку — все же старалась заявить о том, что я православный человек. Ведь у меня спрашивали мое мнение. Мне очень не хватало фактических знаний: к вере я шла не через ум, а через сердце, не читала, например, святоотеческую литературу, как делают грамотные люди на моем месте. Так что работы над собой был и остается непочатый край.
Конфликтов с нецерковными друзьями, с соседями по студенческому общежитию у меня никогда не было. Случались жаркие споры, но это не было войной Православия со всем остальным миром. Несколько раз бывало, что нецерковные друзья ездили со мной в храм, приглядывались к батюшкам, к приходской жизни… И потом приезжали снова. В этом деле ведь главное — начать. Если есть интерес и духовная жажда, человек не останется равнодушным к Церкви. Моя задача в этом деле была минимальна: не отпугнуть…
Многие проявляют интерес к посту: а зачем это надо, а вот мне врач сказал, что нельзя… Для некоторых за кухонными разговорами у общежитской плиты становится открытием, что ограничение в еде — это далеко не самое главное.
Бывали очень интересные случаи. Например, одна наша студентка из Албании, праведная католичка, прожив несколько лет в России, приняла Православие. Ее подруга, тоже католичка, была, кстати, моей соседкой, и нам замечательно жилось вместе, было полное взаимопонимание.
Еще одна наша студентка перед каждым экзаменом и зачетом обязательно «ловила халяву» в форточку. Это был целый ритуал, она даже просила всех покинуть помещение на это время. Но однажды вместо этого она помолилась. Получила пятерку, и с тех пор «халяву» больше не ловила. Или вот история… Мы с подругой тряслись от страха перед госэкзаменом. Она хотела вытянуть свой заветный билет, я — свой. При этом все понимали, что билеты просчитать не получится. Когда мы пришли на экзамен, сначала она вытянула тот самый билет, потом, следом за нею — я. И вот стоим мы с этими билетами и от изумления слова сказать не можем. Для меня было очевидно, Откуда нам такая помощь…
Надо сказать, что в МГИМО очень много православных людей: и преподавателей, и студентов. Интерес к религиозной тематике тоже очень высок. Например, на спецкурс по истории мировых религий профессора Андрея Борисовича Зубова, который читается в пятницу на пятой паре, огромная аудитория набивается битком. На первом курсе у нас был семинар по религиоведению, вел его Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома». Могу привести еще много достойных примеров… За таких людей институту нужно сказать большое спасибо. Ведь они и в жизни — лучшие учителя…
Мария, в 2003 году окончила один из технических вузов Москвы:
— Мне было очень трудно учиться. Начнем с того, что среди моих сокурсников (нас было около 100 человек) не было ни одного верующего. Мне приходилось слышать и насмешки, и издевки. Окружающие меня люди просто не понимали, почему я не пью спиртных напитков, почему я пощусь. Сложнее всего, конечно, было в отношениях с противоположным полом. Я тогда не была замужем. Если меня пытались склонить к близким отношениям, я, конечно, отказывалась, и это каждый раз вызывало бурную негативную реакцию. На моих глазах галантный молодой человек превращался в инквизитора: «Ты что?! Да тебе табличку надо на шею повесить, что ты вроде как прокаженная!» И девушки тоже меня не понимали: «Как можно так жить? Это же несовременно!» У нас в вузе был один верующий преподаватель. У меня с ним были хорошие отношения. Но не настолько, чтобы я могла искать у него защиты или рассказать ему о своей ситуации.
Денис, 6-й курс факультета автоматики и электроники МИФИ:
— В МИФИ я поступил с благословения духовника. В нашем институте есть православные люди, но их немного. Друзья мои по вузу в основном неправославные. Но все хорошие ребята. А с теми, кто воинственно относится к Православию, я не общаюсь.
Если, например, все идут пить пиво в пост, я отказываюсь, меня спрашивают почему — я отвечаю. Некоторые реагируют на это с удивлением. Но пока с отрицательной реакцией я не сталкивался. От вечеринок чаще всего приходится отказываться. Сначала было жалко. А потом и я привык, и другие привыкли к этому. Теперь, если намечается поездка на дачу с сомнительным концом, меня даже не приглашают. Знают, что я не поеду. Но изгоем я себя не чувствую.
Православная община в нашем вузе пока формируется. Несколько раз проходили молебны. Сейчас активисты пытаются построить при институте храм-часовню. Даже начали уже сбор средств. Занимается этим в основном главный редактор институтской газеты «Инженер-физик».
Из опроса православных студентов в Интернете:
— Как раз в вузе и стал серьезно о вере думать, хоть крестился уже после окончания. Религиозные диспуты входили в первую пятерку тем разговоров и споров на всяческих пьянках, наряду с музыкой, политикой, литературой и историей, притом с первого курса. Это были вопросы, которые уже сколько веков подымаются: о свободе воли и самоограничении, о соответствии теории и практики, о проявлении Бога в мире, о соотношении рационального и иррационального и т. п. Причем меня тогда весьма в гностицизм заносило, к Православию довольно поздно пришел, уже после окончания.
Ростислав, в 2005 году окончил исторический факультет МГУ, специальность — история искусства. До того учился во Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества:
— Воцерковленных людей я встречал и в том, и в другом вузе. Сам был крещен в детстве, мои дядя и тетя были людьми верующими, занимались реставрацией храмов в российской глубинке и часто брали меня с собой. Специально общества православных людей в вузе я не искал. Я вообще общаюсь с теми, кто мне симпатичен, интересен — не важно, верующий он или нет. Да и потом, это же такая вещь: сегодня ты неверующий, а завтра — еще какой верующий. На моих глазах многие люди воцерковились, другие отошли от веры. Мне кажется, важно смотреть не на то, как складывается (или не складывается) духовное взросление у кого-то, а как дела обстоят у тебя самого. Конечно, дурных компаний старался избегать, но, к сожалению, удавалось это не всегда.
Университет нам давал систему знаний, университет — это прежде всего школа и традиция, преемственность. Еще мы посещали лекции о. Андрея Кураева. К нему люди ходили потому, что он именно ПРАВОСЛАВИЕ преподавал.
Единственное затруднение, которое я могу вспомнить, такое: у нас было принято перед экзаменом желать «ни пуха, ни пера», и очень раздражало, когда от меня требовали «правильный» ответ.
Некоторые студенты университета ходили в Сретенский монастырь. Со многими из них мы учились вместе. Однажды в храме я заметил девушку, а потом увидел ее в университете. Впоследствии она стала моей женой.
Из опроса православных студентов в Интернете:
— В студенческое время я только начала ходить в храм: иногда исповедовалась, причащалась, Великий пост соблюдала. И меня нисколько не смущали неверующие однокурсники, друзья. Дискомфорта оттого, что кто-то курит или красится, я не испытывала. Да и сама я могла запросто в мини-юбке прийти или на дискотеке полночи плясать — не видела, чем это противоречит приходу в храм. Только однажды, когда утром после веселой гулянки пришла на исповедь, получила от ворот поворот: мол, как же это после дискотеки причащаться? Тогда впервые и задумалась…
Павел, в 1998 году окончил исторический факультет МГУ, специальность — искусствовед. А в 2003 году — Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова
— На последнем курсе университета я решил, что нужно еще что-нибудь закончить. Моя студенческая компания складывалась, прежде всего, по принципу общего миропонимания. Конечно, с людьми православными мне легче найти общий язык, но никому вопроса о том, православный он, или нет, я не задавал.
Суриковский институт более камерный, в нем меньше народа. А процент православных людей среди студентов, возможно, больше, чем в МГУ. В Суриковском учатся самые талантливые ребята из разных регионов страны. Интерес к православной культуре там очень высок. Особенное впечатление на меня произвели лекции Николая Николаевича Третьякова по древнерусскому искусству. В них ощущалась его глубокая вера и знание литургии.
В МГУ из преподавателей, которым удавалось заинтересовать, увлечь студентов, выделялась Ольга Сигизмундовна Попова. Она читала искусство Византии. Мы знали, что Ольга Сигизмундовна — человек верующий. А научный талант плюс православие — это двойной эффект. А про некоторых преподавателей я только позже узнал, что они православные. Например, Андрей Чеславович Козаржевский, филолог, преподававший нам латинский язык и ораторское искусство, написал месяцеслов.
Университет для меня стал местом, которое формирует характер. Сюда приходят люди разных интересов, разного социального положения. Только здесь можно получить такую свободу, открытость общения со всеми. Ни один другой институт этого не дает.
Девушки со мной учились разные. Некоторые даже начинали интересоваться Православием из-за интереса ко мне. Но вообще так сложилось в моей жизни, что красивые и общительные девушки — это одно, а православные — немножко другое. Но может быть, мне просто не везло.
Из опроса православных студентов в Интернете:
— Я перешла на четвертый курс. В моей группе учатся люди, называющие себя верующими православными христианами, но Таинства Православной Церкви для них — интересная сказка, рассказанная мною. По-настоящему православных друзей из вуза у меня не много, и все они знакомы мне по нашей академической часовне, по молебнам и литургиям, которые время от времени в ней проходят. Но учимся мы на разных факультетах. Следуя советам нашего батюшки, мы пытаемся своим примером доказать всем, что православные христиане — это не тупенькие, тускленькие, хмурые, замученные, затюканные, несчастные, одинокие сектанты, а яркие и интересные, жизнерадостные люди, у которых все хорошо, потому что в их жизни есть Бог.
Николай, студент Московской духовной семинарии. Окончил механико-математический факультет МГУ:
— Золотую медаль, которую мне выдали на мехмате вместе с красным дипломом, я чуть не продал милиционеру в столовой за 300 рублей. В день получения. Мне были совершенно безразличны эти выпускные сантименты. Но сейчас очень приятно вспоминать учебу в университете, я с большим воодушевлением туда прихожу. Думаю, будет еще более приятно вспоминать семинарию. По тому, как семинария формирует людей, ее можно сопоставить только с военной службой. Ну что такое светский вуз: пришел, пообщался часа четыре, потом пошел домой. А в семинарии ты весь здесь.
Проблем из-за моих убеждений у меня на мехмате не было. Учеба как-то не затрагивала вопросов веры. Были сложности в аспирантуре, когда изучали философию. Я не понимал при разговоре о вере, когда необходимо промолчать, а когда нельзя молча слушать и надо возвысить голос. Бывает, хочется отсидеться, когда этого делать уже нельзя.
Из опроса православных студентов в Интернете:
— Лично я во время обучения в вузе нашел веру. И когда стал верующим, был один-одинешенек. Не то что среди студентов, вообще среди знакомых не было НИ ОДНОГО воцерковленного человека. Приходилось до всего доходить самому. Пришел в ближайший храм, поговорил с батюшкой… Объяснять свою веру неверующим однокашникам не приходилось — особо как-то и не расспрашивали. Кто крайне негативно относился, с теми старался не общаться. Потом, конечно, когда стал искать знакомства с теми, у кого схожие интересы, появились верующие знакомые на физтехе. Был приятно удивлен. До сих пор с ними общаемся, но ходим в разные храмы.
Мария, студентка 3-го курса педиатрического факультета РГМУ (бывшего Второго мединститута) :
— Я родилась в православной семье и до поступления в вуз училась в православной гимназии. Но затем решила, что хочу поступить именно в светский вуз. У меня даже вышел конфликт с духовником, потому что он благословлял меня в православный.
Атмосфера в вузе и в гимназии, конечно, отличается, но от этого учиться труднее не становится. Мне повезло. Я попала в одну группу с девчонкой, про которую знала точно, что она православная. Мы с ней ходили в один храм.
Я общаюсь, в том числе и с людьми, которые совсем не православные. У нас, например, есть девочка буддистка. Она калмычка. Мы с ней замечательно контактируем, потому что между нами существует взаимное уважение. Мне, конечно, важно, верующий человек или нет. Но тем интереснее мне общаться с людьми неправославными.
С плохим отношением ко мне по причине того, что я верующий человек, я ни разу не сталкивалась. Моя православная подружка очень болтливая, и о том, что я пощусь, стало быстро известно. Это всегда вызывает сначала некоторое удивление, ну, а потом уважение.
Мне сложно входить в новый коллектив, но изоляции я не ощущаю. Я вскоре узнала, что кто-то из наших постится, кто-то заходит в храм перед экзаменом.
Екатерина, в 2005 году окончила вечернее отделение факультета журналистики МГУ:
— На моем курсе — это около 180 человек — было всего четыре девочки, про которых я точно знала, что они православные. Чужим человеком в неверующей среде я себя на курсе не чувствовала. То, что я верю в Бога, никак на моих отношениях с сокурсниками не сказалось. Я их не чуралась, они же мои родные! Однажды в пост мы поехали на дачу. Не поехать было невозможно, друзья бы обиделись. А они узнали, что идет пост, и специально для меня купили постную еду!
Мы жарко дискутировали на религиозные темы, это всегда было очень интересно. Когда сокурсники узнавали, что я православный человек, они удивлялись. А узнавали они об этом так: я писала работы на религиозные темы. Все всегда относились к этому с уважением.
Три года я занималась новогреческим языком. За это время в нашей греческой группе сменилось много народа, позднее выяснилось, что все они православные. Хотя преподавательница была далека от Православия, увлекалась греческой мифологией.
Зарубежную журналистику у нас читал православный преподаватель, который мне очень помог на дипломе. Зовут его Григорий Владимирович Пруцков. Начинал он свой курс с древних ораторов, в том числе разбирал с нами послания апостолов. Настаивал на том, чтобы мы к экзаменам прочитали Евангелие. На эти лекции, казалось бы по журналистике, приходили люди с других факультетов. Но своих религиозных убеждений он не выказывал. А однажды я пришла в храм вмц. Татьяны и обнаружила, что он там алтарничает.
К молодежной моде я отношусь очень хорошо. Раньше всегда хотела сделать себе пирсинг или тату. Но побоялась. А потом поняла, что стала воцерковленным человеком настолько, что уже не могу себе этого позволить.
Из опроса православных студентов в Интернете:
— Именно в университете мне помогли прийти в Церковь. Я до сих пор благодарен моему преподавателю испанского языка, который объяснял нам элементарные вещи. Благодарен за то, что вместо пар водил нас в храмы. Для меня это был очень существенный импульс… Нужен был старший (необязательно в прямом смысле слова) товарищ, который смог бы объяснить правила поведения в храме, значение праздников, традиции. Тогда было просто страшно зайти в храм — совершенно непонятно, что надо делать и как…
Материал подготовили Анна ПАЛЬЧЕВА, Екатерина СТЕПАНОВА, Светлана УЛЬЯНОВА
http://www.nsad.ru/index.php?issue=17§ion=9999&article=314