Русская линия
Правая.Ru Юрий Крупнов10.10.2005 

Россия как мировая держава

Задача России в настоящее время состоит в том, чтобы стать мировой державой (mirovaja derzhava) — т. е. государственностью, образцово-показательно решающей всеобщие мировые проблемы на собственной территории и организующей по просьбе иных народов, цивилизаций и государств дееспособные коалиции по решению любых мировых проблем в любой точке земного шара

Russia as Mirovaja Derzhava (World State)

Тезисы доклада на секции «МОФ представляет цивилизацию — «Идея и образ России в XXI веке» III-го Мирового общественного форума «Диалог Цивилизаций»

1. Задача России в настоящее время состоит в том, чтобы стать мировой державой (mirovaja derzhava) — т. е. государственностью, образцово-показательно решающей всеобщие мировые проблемы на собственной территории и организующей по просьбе иных народов, цивилизаций и государств дееспособные коалиции по решению любых мировых проблем в любой точке земного шара. Как мировая держава Россия осуществляет своё цивилизационное всеприсутствие в мире и определяет желательный для себя мировой порядок.

Такая задача определяется как необходимостью новой идентификации России, построенной на воспроизводстве её тысячелетней традиции мировой государственной жизни, так и ситуацией в мире.

2. После того, как в 1961 году первый космонавт Юрий Гагарин окинул Землю одним взглядом, человечество окончательно перестало существовать как абстракция и возникло в сознании как практическая и даже материальная возможность — стало единым обживающим земной шар (геоид) населением.

С тех пор создана развитая риторика человечества как единого организма. Организована и активно реализуется (особенно в 1990-е годы) программа глобализации, использующая данную риторику в качестве объяснения своей природы. Однако на деле, вопреки такой риторике, мир оказывается всё дальше и дальше от единства, он дезинтегрируется и разделяется по различным основаниям: как социально-экономическим («Север» — «Юг»), так и этноконфессиональным, религиозным, культурным, бытовым. Это означает, что человечества как единого духовного организма до сих пор не возникло.

Мы находимся в ситуации, когда необходимо со значительной долей искусственности и целеполагания, организации и планирования проектировать и создавать человечество как единый духовный организм.

Альтернативой этой задаче является окончательное сползание мира в хаос гоббсовской войны всех против всех — мировой гражданской войны.

И наоборот, способность выстраивать единые действия человечества как целого, которые решают ключевые мировые проблемы и кардинально меняют и выправляют мир во всей его целостности, тотальности, означает продолжение Всемирной Истории. Собственно это, очевидно, и требует того всеединства, которое с самого начала существования российской государственности разрабатывает русская мысль.

3. Но единое человечество требует не организации какого-либо мирового правительства (как это, в частности, предлагали в 1940-е и 50-е годы Б. Рассел и А. Эйнштейн) или иного единого органа руководства.

Преодоление дезинтеграционных процессов возможно только через общее дело человечества — универсальные всеобщие действия разных народов и цивилизаций, создающие полноту и всеединство, т. е. воспроизводящие и развивающие мир, осуществляющие мировое развитие.

Организация такого именно человечества, субъекта, возможна через постановку и решение мировых вопросов и проблем.

4. Какие же проблемы можно выделить в качестве ключевых мировых проблем? Это — следующие проблемы: проблема сохранения мировых народов и цивилизаций; проблема организации полноценного развития в системе единого мирового развития; проблема личности и недопущения разчеловечивания; проблема переорганизации энергетики и увеличения в разы объёмов производства энергии при одновременном уменьшении вреда для окружающей среды; проблема развития промышленного труда с наращиваемой технологической сложностью; проблема предотвращения глобальных природных катастроф; проблема новых сверхгосударств и сверхобществ;

5. Постановка и решение мировых проблем позволяет не только сделать глобализацию управляемой и даже сдерживаемой и обуздываемой (как это формулировал, например, бывший премьер-министр и кандидат в президенты Франции Лионель Жоспен — «mondialisation maitrisee»), но и, главное, перейти к организации мирового развития — принципиального структурного усложнения глобальных инфраструктур и систем деятельности, организации новых конфигураций и геометрий мира, проектирования и осуществления цивилизационных сдвигов.

В конечном счёте, мировое развитие есть добровольное преобразование способа исторического существования человечества с опорой на тысячелетние традиции.

Переход к целенаправленному мировому развитию является основой альтернативных глобализации процессов. Условно их можно назвать мироизацией — т. е. совокупной работой на сохранение и продвижение мира как всеобщей ценности и заботы.

6. Русская мысль и русское действие в течение тысячелетия за счёт постоянного братского общения с разными народами и цивилизациями внутри и по периметру России наработали особое мировоззрение и мировидение, которое условно можно назвать мироизмом, т. е. лелеянием, обживанием и развитием мира — в дореволюционной орфографии «мiръ"(mir).

В основе мироизма лежит то, что Ф.М. Достоевский определил как всемирную отзывчивость и всемирность: „…Нашъ уд лъ и есть всемiрность, и не мечомъ прiобр тенная, а силой братства и братскаго стремленiя нашего къ возсоединенiю людей“.

Всемiрность и должна стать главным и прямым смыслом и делом российской государственности в XXI веке.

7. Исторически российская государственность всегда строилась на принципе державности, которая является прямой противоположности любого рода империи.

В основе державности — в отличие от имперскости — лежит идея не власти, господства или насилия, а основательности и прочности.

Таким образом, мировая держава — это способность к всемирности и направленность на удержание основательного и справедливого мирового порядка.

8. Мировая держава, организуя мировое развитие и решение мировых проблем, по необходимости опирается на принцип личности.

Именно принцип личности лежит в основе того миропорядка, который Россия более тысячелетия строила сама и всегда предлагала миру, поскольку и в отношении себя и других Россия исходила из того, что порядок состоит в уважении уникальной и неповторимой личности каждого без исключения человека, народа, страны и цивилизации на Земле.

9. Мировая держава ставит и решает мировые проблемы на собственной территории, выдвигая цели развития страны.

Мы считаем, что такими целями на ближайшие десятилетия могут и должны быть следующие:

Снижение смертности населения, рост средней продолжительности жизни до 72 лет к 2015 г. и переход с 2012 г. к демографическому росту с достижением в 2050 году населения Российской Федерации в 250 миллионов жителей.

Обеспечение каждой российской молодой семье с 2015 года безусловной возможности приобрести собственный дом-усадьбу. Средство — переход к альтернативной урбанизации на основе малоэтажного усадебного домостроения.

Организация нового центра мирового развития на российском Дальнем Востоке. Перенос столицы России на Тихий океан.

Организация пяти сфер приоритетного развития страны: градостроительной (см. цель 2), электроники (задача — к 2010 г. довести долю отечественной электроники мирового уровня до 70%), биотехнологий, ядерной (см. цель 5) и инструментальной (станкостроение и производство технологических линий и универсальных заводов). Сохранение и воспроизводство на новых основаниях базовых промышленных отраслей, прежде всего — авиапрома и автопрома.

Достижение глобального энергетического лидерства России в мире через опережающее развитие ядерной энергетики на основе замкнутого ядерного топливного цикла и организацию сотовой инфраструктуры малых атомных станций.

Определение общественного строя России 21 века вокруг принципа личности как того, что задаёт уникальность каждого человека и основу его творческого потенциала, позволяет каждому человеку на самобытных основаниях участвовать в мировом развитии. Организация России как мировой державы — государственности, которая образцово-показательно решает мировые проблемы на собственной территории.

Создание теории и практики мирового развития как русского вклада в решение общечеловеческой проблемы развития. Организация в ситуации кризиса ООН по инициативе России новой международной организации, объединяющей большинство мировых народов на организацию мирового развития. (подробнее см.)

10. Реализация программы Россия как мировая держава» требует разработки теории мирового развития и организации практики мирового развития. Для этого считаем необходимым на первом этапе создание международного Института мирового развития и вокруг него сети лабораторий мирового развития как соответствующей инфраструктуры.

http://www.pravaya.ru/look/5130


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru