Русский дом | Александр Крутов | 10.10.2005 |
Православные монахи взяли в руки оружие, хотя по церковным канонам их меч — слово и молитва. Мог ли Преподобный Сергий не посылать на битву своих иноков? Конечно, мог, ибо Церковь у нас Воинствующая, но не воюющая. Но наступают такие исключительные для страны периоды, которые могут прозревать только угодники Божии, когда даже православные монахи благословляются поднять руку не на своего врага, а на врага Божиего. Так Пересвет и Ослябя оказались в русском войске. Не по своей воле, а по Промыслу Божиему.
«Христос учил любви, но именно любовь подъемлет многое: и жертву неправедности, и жертву жизни, — писал великий русский философ Иван Александрович Ильин.
Бессмысленно браться за меч тому, кто не знает и не имеет в мире ничего выше самого себя и своей личной жизни: ибо ему вернее бросить меч и спасаться, хотя бы ценою предательства и унизительной покорности злодеям. Но за Божие дело — в себе самом, в других и в мире — имеет смысл идти на смерть. Ибо умирающий за него — отдаёт меньшее за большее, личное за сверхличное, смертное за бессмертное, человеческое за Божие.
В то время народ был задавлен чужеземным игом и разорён внутренним раздором. Над Русью витал миф о непобедимости ордынских воинов. И чтобы вдохнуть в сердца людей уверенность в победе, воодушевить русское воинство, великий молитвенник Преподобный Сергий, исполняя волю Божию, послал на битву духоносных монахов, как двух ангелов — хранителей в земном обличье. Не доспехи и щит дал инокам Преподобный, а схиму. В монашестве схима означает полное отрешение от мира и мирских забот. В схиме подвизались аскеты, молчальники и затворники, совершая невидимый людям высочайший духовный молитвенный подвиг. А здесь одеяние схимника, украшенное на куколе, груди, спине знамением воина Христова — Крестом, заменила инокам доспехи. «Вот вам, дети, оружие нетленное, — говорил им преподобный Сергий, — да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных». И они до конца исполнили самый важный закон Божий — закон любви, положив жизнь свою за Веру, Россию и родичей своих.
Когда от вражеского стана выступил страшного вида богатырь Челубей Темир-Мурза, и стал вызывать на поединок русского воина, в молчании встретили ратники его оскорбительные крики, ибо этот воин был знаменит множеством побед и никто не мог одолеть его в поединке. Вот тогда и вызвался сразиться с ним инок-воин Пересвет. В одном схимном одеянии, вооружённый копьём устремился он на грозного печенега. Две силы сошлись, светлая и тёмная. Как говорит летопись, крепко ударили друг друга копьями и оба пали мёртвыми. Так закончил свой крестный путь Пересвет, дав духовную силу русскому воинству. Не на жизнь, а на смерть началась страшная сеча. Её ещё называют Мамаево побоище. Из 150 тысяч русских воинов в строю осталось 30 тысяч. Но свершилось то, о чём и пророчествовал Сергий Радонежский: ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы., а вернулись Единым Русским Народом.
Воины — монахи, отдавшие свою земную жизнь за Веру и Родину в Куликовской битве, были похоронены в московском Симоновом монастыре. Тут же, по преданию, упокоились до Второго Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия… Я об этом узнал случайно в 1973 году, когда приехал на завод «Динамо» готовить репортаж о трудовых делах коллектива. К моему удивлению, грохочущие станки одного из заводских цехов, расположившегося в стенах монастыря, стояли прямо на месте захоронения героев Куликовской битвы. Воистину, Иваны не помнящие родства. Прошли годы. Слава Богу, восстановили монастырский храм Рождества Богородицы, установили новое мраморное надгробие с именами Александра Пересвета и Родиона (в синодиках Андрея) Осляби.
Сколько надежд возлагали русские люди, и не только они, на Россию, свободную от атеизма, богоборчества. К сожалению, многие надежды не оправдались. С так называемыми «гражданскими» свободами в распахнутые двери и окна России ворвался дух стяжательства, прагматизма, жестокости, насилия и разврата, эгоизма и распущенности. Либерализм, «свобода для греха», стал править бал в новой России. И как результат, ежегодно нас становится меньше почти на миллион человек. В год целый русский город, 55 тысяч человек, кончают жизнь самоубийством. О нравственной катастрофе России вопиют и такие цифры: в стране 6 миллионов наркоманов и ежедневно абортами убивают 20 тысяч детей!
Социологи проанализировали систему ценностей молодёжи в Европе и России и пришли к выводу, что молодым россиянам нравится «ненасытный» стиль жизни — они хотят больше работы, больше секса, больше денег.
Можем ли мы снять с себя вину, за то, что происходит с Отечеством? Нет, не можем. В каждое время, христиане, по словам апостола, должны быть той «малой закваской», которая «заквашивает все тесто» (Галл. 5, 9).
Сейчас настало время, когда мы должны дать ответ на главный вопрос: неужели прервалась та духовная связь, которая связывает нас с нашими предками, пришедшими на поле Куликово по благословению Преподобного Сергия, чтобы в жесточайшей битве с грозным противником обрести волю к свободе, ощутить себя хозяевами своей судьбы?
И разве не к нам, сегодняшним, обращены слова Преподобного Сергия: «Внимайте себе, братья, всех молю, прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и любовь нелицемерную».
Крушение России наступило, когда потомки предали заветы святого Сергия. Вспомним ли мы благодатные заветы Сергия Радонежского? Это зависит от нас с вами. Путь наш не будет лёгким. Разрушать легко, строить тяжело.
Но мы веруем, что и сегодня Преподобный Сергий со всем сонмом русских святых предстательствуют у Господа за свой народ, за своё земное Отечество.