Правая.Ru | Священник Димитрий Познанский | 10.10.2005 |
После же Успения Богородицы, святой апостол Иоанн путешествовал с проповедью Евангелия по Малой Азии, после чего обосновался в Ефесе, управляя оттуда малоазийскими Церквами, утверждая их в истине.
В правление императора Домициана — гонителя христиан, Иоанн был казнен в котле с кипящим маслом, однако силою Божией не претерпел от этого никакого вреда. После этого чуда Иоанна сослали на остров Патмос, где святой апостол удостоился видения будущих судеб мира, и продиктовал своему ученику Прохору книгу Откровения, которая вошла в список священных книг Нового Завета. После своего возвращения в Ефес, Иоанн написал свое Евангелие, в котором осветил то, что было опущено в других Евангелиях, а также раскрыл верным глубокое мистическое учение Церкви, отчего и удостоился великого имени Богослова.
После Евангелия апостол Иоанн написал три послания, в которых явил нам чудо претворения своей ревностной горячности, отличавшей апостола в юности, в убеленную сединами мудрость, украшенную глубокой любовью и милостью. Уже будучи более ста лет от рождения, святой евангелист Иоанн Богослов отошел ко Господу, став единственным из всех апостолов претерпевшим естественную, а не мученическую кончину.
Ефес же, впоследствии захваченный неверными, до сего дня сохранил память о великом апостоле любви в своем имени «Айя Селук», означающем: «Святой Богослов».
В церковной традиции одно из четырех священных «животных», изображаемых на Евангелии или парусах церковного купола, символизирует Иоанна Богослова. Это — орел, подобно которому Иоанн парил в высотах созерцания, как никто иной открывая нам неисследимую глубину тайн Господних и силу любви Божией.