Православие и современность | Протодиакон Андрей Кураев, Владислав Боровицкий | 10.10.2005 |
В тот момент, когда я переступил порог актового зала Саратовской академии права, где должна была состояться первая из лекций профессора Свято-Тихоновского богословского православного института, московский гость выпроваживал из него мужчину респектабельной наружности. Публичная отповедь православного миссионера, похоже, возымела нужное действие. Минут через пять сконфуженный господин, подхватив полный неоязыческих листовок кейс, ретировался из зала, успев удовлетворить мое любопытство: «Иудокоммунисты развалили Русскую империю, теперь их дело пытаются довершить иудохристиане вроде Кураева».
Впрочем, это еще большой вопрос, что труднее — выставить из аудитории автора маловразумительных текстов или увлечь своей речью несколько сот студентов, добрая треть которых, к сожалению, пока еще не рассталась с подростковым инфантилизмом. Только диакону Андрею не привыкать.
— Есть миф о Православии, и многие люди его разделяют, будто оно не меняется. Это неправда, — начал он свою лекцию в привычной полемической манере. Ярким примером происходящих в Церкви перемен, по мнению отца Андрея, служит «феминистская революция», изменившая статус женщин, превратившихся из молчаливого церковного большинства в активно проявляющую себя во многих сферах силу.
Заметно меняется, по мнению миссионера, лицо православных монастырей, которые после реформ Петра I потеряли свое значение культурных центров. Нынешнее молодое монашество, говорит он, — это в большинстве своем выпускники институтов и университетов. Монастыри вновь становятся «точками культуры». Но порой и бунтарства. Монархические настроения братии в них — далеко не редкость.
Наконец, внутри Церкви, по убеждению диакона Андрея, зреет понимание необходимости более активного диалога с молодежью. Тот факт, что большинство даже молодых священников не считают нужным особым образом выделять юношей и девушек из числа прочих прихожан, диакона Кураева, похоже, не смущает. На состоявшейся на следующий день в Энгельсском краеведческом музее лекции, совпавшей с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, он уже традиционно сетовал на то, что православных миссионеров, работающих с молодежью, крайне мало: «Атмосфера у нас не та. Хотелось бы побольше терпимости к тем, кто хочет работать с юношеской аудиторией, уметь разговаривать с молодыми на их языке».
У самого отца Андрея проблем общения с молодыми слушателями и собеседниками по-прежнему не возникает. Судя по многочисленным вопросам и неоднократным аплодисментам, звучащим в Академии права, Поволжской академии госслужбы, СГУ, студенчество явно подкупали и раскованный стиль, и эрудиция, и ставшая притчей во языцех резкость кураевских оценок. Досталось и автору американского романа-«лохотрона» «Код да Винчи», и знаменосцу российского евразийства, политологу А. Дугину, поставленному в один ряд с оккультисткой Блавацкой. Профессору Московской Духовной Академии, доктору богословия и доктору филологических наук А.А. Дунаеву, с которым диакон в последнее время полемизировал по поводу оценки булгаковского романа «Мастер и Маргарита», было отказано и в богословских, и в литературоведческих познаниях. Нелицеприятно отозвался отец Андрей и о все увеличивающемся паломничестве в православные монастыри, в частности в Дивеево. По его мнению, подобная тенденция свидетельствует о росте популярности не столько Православия, сколько мифа о православных чудесах, не имеющего ничего общего с истинной верой.
Охотно отвечал отец Андрей на все чаще задаваемые вопросы, касающиеся межконфессиональных отношений, влияния религиозного фактора на рост террористической опасности. Богослов категоричен: мнение о том, что в обострении межэтнической напряженности в России виновны религии — тоже миф. Проблема заключается в различии мировосприятия людьми разных национальностей, разными культурными сценариями, которыми они руководствуются. Лучшим подтверждением этой мысли, по мнению отца Андрея, являются воспоминания православного араба Павла Алеппского, побывавшего в Московском государстве во времена церковного раскола в составе делегации Антиохийского патриарха. Его записки, полное издание которых вышло недавно, позволяют взглянуть на Россию XVII века глазами восточного человека, что представляется миссионеру очень поучительным. Поэтому комментарию отдельных их фрагментов богослов посвятил всю свою заключительную лекцию, собравшую полный зал социально-экономического университета. При всем уважении к величию и благочестию Московии православный сириец с трудом привыкает к суровости нравов и обычаев своих северных единоверцев. Так стоит ли винить ислам, к примеру, в том, что какой-нибудь нынешний гость с Кавказа до глубокой ночи не выключает музыку в своем кафе на одной из столичных улиц, гордо отмахиваясь от замечаний: «Мое кафе — нэ Москва»?
Диакон Кураев уверен, что если мы будем лучше знать культуру и религиозные традиции соседей, мы будем меньше осуждать друг друга. Именно поэтому так важно сегодня введение в школах «Основ православной культуры». «К топору охотно тянется тот, кто не может найти аргументы».
Вместе с тем диакон Андрей не снимает ответственности традиционных конфессий за те жестокости, которыми полна мировая история, в частности за то, что творилось во время освобождения русских и украинских земель в XVII веке. По его мнению, православные священнослужители взывали к милосердию московских воевод и соратников Богдана Хмельницкого недостаточно громко. Также слабо протестовали против зверств фашистских язычников в XX веке католики и протестанты. Сегодня мусульманское духовенство тоже могло бы активней разоблачать нечеловеческое в своей основе учение ваххабитов, фанатизм которых первыми пытались обуздать еще войска Османской империи. Отец Андрей, выступая на круглом столе «Религия в обществе риска», состоявшемся в СГУ в рамках только что прошедшей в Саратове мусульманской конференции, подчеркнул, что ни у одной конфессии, ни у одной нации сегодня нет статуса невинной жертвы. Вывод, сделанный из этой грустной констатации, кажется, пришелся по душе и мусульманам, и евреям: носители религиозных традиций должны осознать как личную рану еще живущую среди своих единоверцев нетерпимость к людям иных исповеданий.
Бог весть кого сегодня будоражат лекции диакона Андрея. Не устающий разоблачать все виды православного и антиправославного мифотворчества, он и сам, похоже, стал заложником имиджа эдакого неразборчивого в средствах «записного дуэлянта». И на этот раз кто-то услышал в его речах нотки национализма, кто-то профанацию православного вероучения. Ну, а кто-то ищет ответа на свои вопросы в новых книгах отца Андрея, без которых он в наш город не приезжает. Всякий раз миссионер просит молиться за него. Помолимся.
Беседовал Владислав Боровицкий
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/81.html