Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург07.10.2005 

8 октября — преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца

Преподобный Сергий Радонежский родился в Ростове в 1314 году от знатных и благочестивых родителей, Кирилла и Марии, и при крещении назван Варфоломеем. Имея от природы слабые способности, он учился с большим трудом и малым успехом. Однажды в лесу мальчик увидел инока и попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил его. С тех пор отрок стал успевать в науках. При этом он был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе со старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве.

Когда приходили к преподобному ревнители иночества, он охотно принимал их. Собралось к нему 12 братий, и стали они жить каждый в своей келье. По временам приходил к ним священник и совершал службу. Вскоре, уступив долгим и настойчивым просьбам братии, преподобный принял сан пресвитера и стал игуменом обители.

Господь являл преподобному великие знамения Своей благости. Однажды ночью молился он Пресвятой Богородице и Она явилась ему Сама, вместе со святыми апостолами Иоанном и Петром. «Не ужасайся, избранник Мой, — сказала Пречистая, — Я услышала молитву твою и не отступлю от твоей обители ни при жизни твоей, ни по смерти». Преподобному было 78 лет, когда он, предузнав свою кончину, призвал иноков и вручил игуменство преподобному Никону. 25 сентября 1392 года, причастившись святых Таин, святой Сергий мирно отошел ко Господу.

Преподобный Сергий достиг святости и угодил Богу. Его пример учит нас тому, что каждый христианин должен достигать святости, что быть святыми — это обязанность не только великих подвижников, но всех нас.

Если бы какому-нибудь человеку сказали: делай то и то, и будь приближенным царя, который дает тебе право на это преимущество, то с каким бы усердием принялся бы он за требуемые от него дела, как тяжелы бы они ни были. Но вот Господь говорит нам: будьте святы, живите благочестиво, будьте приближенными Царя Небесного, Который позволяет нам не только приближаться к Нему, но и пребывать в Нем, и Сам хочет не только приближаться к нам, но и жить в нас. И что же? Многие ли следуют этому призыву с готовностью, горячим усердием? Да нет, — говорим мы, — где нам быть святыми? Мы люди грешные, довольно, если как-нибудь спасемся покаянием.

«Где нам быть святыми?». Но задумаемся, что же будет с нами, если не станем подвизаться, чтобы стать святыми? Есть высшие степени святости, которыми сияют особые избранные души, но святость — это не только частное между христианами отличие, которое похвально иметь некоторым и без которого легко могут обойтись другие. По учению апостольскому, каждый, кто призван Богом к Царствию Небесному, то есть каждый христианин, должен непременно быть или стать святым. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, — говорит апостол, — без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12,14).

«Мы — люди грешные». Эта истина неоспорима. Но если мы называем себя грешниками поверхностно, без сердечного сокрушения, без отвращения от греха, с беспечностью и бесстыдством, то такое признание греховности, конечно, не приведет к святости. «Верно… что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1, 15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Господь спасает грешников тем, что дает им средства стать святыми.

«Как-нибудь спасемся покаянием». Да, покаяние принадлежит к числу средств спасения, которые преподает Христос грешникам. Но если мы думаем «как-нибудь» покаяться, как-нибудь спастись, то слишком легко судим о деле чрезвычайной важности. Угодит ли раб господину, если будет делать дело как-нибудь, а не как можно лучше? Конечно, нет. Тем более не угодит человек Богу, если будет делать как-нибудь дело Божие, каковым является дело нашего спасения. При этом совершенный учитель покаяния, святой Иоанн Креститель, говорит, что истинное покаяние требует чего-то еще вслед за собой. «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3,8). Покаяние очищает сердце, возделывает его, вера всевает в него небесные семена; возрастание этого растения — это соблюдение заповедей и делание добра, цветение его — духовное внутреннее просвещение, а зрелый плод — святость.

Если бы только своими человеческими, естественными силами надлежало бы нам достигать святости, то было бы справедливо сказать, что это выше наших возможностей. Но когда мы имеем для этого Божию благодать, просвещающую, укрепляющую, содействующую, охраняющую, никто не должен терять надежду достигнуть того, для чего призвал нас Господь. А призвал Он нас быть «святыми и непорочными пред Ним в любви» (Еф. 1, 3−4).

http://orthodox.etel.ru/2003/38/k_sergij.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru