Русская линия
НГ-РелигииМуфтий Мухаммедгали Хузин06.10.2005 

Вопрос завтрашнего дня
Менять сложившуюся систему под «мусульманского патриарха» не имеет смысла, считает муфтий Прикамья Мухаммедгали Хузин

На прошлой неделе председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказался в поддержку идеи создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания в будущем одного главного муфтия. «Было бы неплохо, если бы у нас был один муфтий. Думаю, мусульмане в дальнейшем придут к необходимости создания единого Духовного управления мусульман и избрания единого муфтия», — сказал Гайнутдин на пресс-конференции в Москве. Это заявление вызвало далеко не однозначную реакцию у региональных руководителей мусульманской общины. Возможно ли в данный момент создание единой координационной структуры мусульман России? Необходимо ли мусульманам сейчас избрание единого муфтия, «равного по статусу Патриарху»? На эти и другие актуальные для российской уммы вопросы в интервью «НГР» отвечают представители двух конкурирующих внутри российского ислама «лагерей»: поддерживающий политический курс Совета муфтиев России председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода (ДУМНО) муфтий Умар Идрисов и муфтий Прикамья Мухаммедгали Хузин, член президиума Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ).

— Мухаммедгали-хазрат, существуют ли сегодня какие-то реальные предпосылки для создания новой системы взаимоотношений между духовными лидерами мусульман России?

— В современной России система взаимоотношений у мусульман такова: есть Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) и соответственно Верховный муфтий, а есть региональные муфтияты и муфтии. ЦДУМ России (с центром в Уфе.- «НГР») действует на территории страны более двухсот лет. И на сегодняшний день в его составе 30 региональных духовных управлений.

И мы считаем такое устройство мусульманских организаций в России наиболее оптимальным и отвечающим интересам и мусульман и государства. По крайней мере, не идущим вразрез с общими интересами обеих сторон. У нас уже есть единый верховный духовной руководитель (муфтий Талгат Таджуддин. — «НГР») и есть региональные муфтии, которые работают в составе единого духовного управления мусульман.

— На днях председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказался в поддержку идеи создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания в будущем одного главного муфтия. Как вы могли бы прокомментировать эту инициативу?

— У нас уже есть единый Верховный муфтий России. Это Шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин. Он избран и уже 25 лет находится на своем посту. А если кому-то хочется избирать своего нового супермуфтия, то это уже либо его собственная проблема, либо проблема психиатрической клиники им. Кащенко.

Отвечать же за действия параллельных мусульманских структур, которые возникли лишь в 1990-е годы, когда произошло присвоение атрибутов суверенности некоторыми духовными руководителями, мы не можем. Однако нам, конечно, было бы удобнее, если мусульманские структуры, не входящие в ЦДУМ, решились обзавестись единым муфтием. Это позволило бы нам вести диалог с одним муфтием, а не со многими.

— Как вы отнеслись к идее нижегородского муфтия Умар-хазрата Идрисова о том, что в России слишком много муфтиев и что региональные муфтии должны добровольно отказаться от своих постов в пользу главного? Пойдут ли на это муфтии?

— Идею упразднения поста региональных муфтиев России мы никак не можем поддержать. Существующая система управления — это уже сложившаяся и вполне оправданная традиция. На данный момент результаты деятельности как Центрального духовного управления, так и региональных муфтиятов только позитивные.

Поэтому сегодня что-то менять, перекраивать под того, кто захотел себя почувствовать «мусульманским патриархом», уже сложившуюся систему не имеет смысла. На такие авантюры мы не пойдем.

— Есть ли сегодня какая-то база для консолидации исламской уммы России? Что надо сделать для преодоления ситуации разобщенности между мусульманами страны?

— Конечно, есть. Более года назад между тремя ведущими централизованными мусульманскими структурами страны — ЦДУМом, Координационным центром мусульман Северного Кавказа и Советом муфтиев России (СМР) — подписано соглашение о создании Совета по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.

Это и есть та самая область, в рамках которой возможно сотрудничество. К ней относятся создание единого исламского информационного пространства, унификация единого образовательного пространства. Это также совместная подготовка священнослужителей по единым образовательным стандартам, отвечающим многовековым традициям мусульман России. И только после этого можно постепенно прийти к разговору о том, что можно создавать единую централизованную мусульманскую структуру.

До тех пор пока существует море противоречий и недоговоренностей, говорить о каком-то объединении рано. Объединение — это вопрос перспективы и, возможно, десятилетий кропотливого труда. Однако я не исключаю возможности, что в будущем на повестку дня встанет такой вопрос. Но это не вопрос дня сегодняшнего.

— Есть ли уже какие-то положительные результаты в процессе объединения мусульман России?

— Есть некоторые положительные изменения в системе подготовки кадров. Сейчас эта область постепенно упорядочивается, в том числе и при участии президента страны.

— Если вы не исключаете в отдаленной перспективе создания единого координирующего центра мусульман России, то на базе какой мусульманской структуры это было бы возможно сделать?

— Это и сложный и простой вопрос одновременно. Потому что до этого времени нужно дожить. До момента создания такой структуры либо султан, либо ишак умрет. Кто будет трудиться во благо и приносить реальную пользу обществу и государству, тот укрепит свои позиции.

А кто будет распространять чуждые для российского ислама идеи и кто будет заниматься дальнейшим раскалыванием единого духовного пространства страны, тот найдет место на свалке истории. А какая структура или организация станет основой для объединения мусульман, покажет время.

— Могут ли прозвучавшие заявления о необходимости создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания единого главного муфтия вызвать очередной раскол в мусульманской общине и привести к конфронтации между уже существующими муфтиятами?

— Эти заявления, безусловно, имеют популистский привкус. Ведь прежде чем бежать в информационное агентство с очередным заявлением, нужно обсудить эти вопросы с другими муфтиями. Необходимо поехать в регионы и обсудить эту проблему со своими коллегами. То, что некоторые пытаются бежать впереди паровоза, выглядит по меньшей мере странно и не делает чести тем, кто делает заявления подобного рода.

— Как вы считаете, возможно ли достижение какого-то консенсуса по этому вопросу между ЦДУМ и Советом муфтиев России?

— Между Советом муфтиев России и Центральным духовным управлением мусульман военные действия не ведутся. Каждый из нас работает в сфере духовности, но в меру своего понимания и в меру того, скажем так, базиса, на котором он существует. ЦДУМ имеет 215-летнюю историю и тем самым богатейшую традицию. Совет муфтиев России возник в 1996 году и опирается лишь на девятилетний опыт работы. Судите сами.

А кричать с колокольни Ивана Великого, что, мол, «всех муфтиев — в отставку!», «мусульмане, объединяйтесь!», конечно, можно каждый день, но от этого ничего не изменится. Надо заниматься реальными делами.

— Не кажется ли вам, что инициатива по форсированию объединения мусульман России уже находит свое понимание в Кремле?

— Когда чьи-то инициативы навязываются насильно, то, конечно, любые идеи могут быть приняты. Однако при любом удобном случае люди от них отказываются. Так уже не раз случалось в истории и нашей страны. А то, что принимается осознанно и добровольно, усваивается цивилизованным путем, закрепляется на века. Попытки же навязать что-то в духовной сфере могут привести к тому, что любая самая позитивная идея может оказаться провальной.

Александр Петров

http://religion.ng.ru/problems/2005−10−05/4_vopros.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru