Труд | Леонид Черношкур | 06.10.2005 |
В давние времена, когда Россия вела затяжные войны с Турцией, в Петровской армии служил солдат Иван. Однажды его захватили в плен и продали в рабство богатому паше в Малую Азию. Турки заставляли русского пленного отречься от своей веры и принять ислам. Его били, морили голодом. Но Иван был несгибаем духом. В конце концов туркам это надоело, и Ивана, как «киафа» — неверного, выгнали в хлев: живи и питайся со скотиной. А он не сломался: жил смиренно, но с достоинством — не боялся молиться своему Богу.
В той стороне был греческий городок Прокопион. В нем жили единоверцы русского солдата. Они видели, каким испытаниям и страданиям он подвергался. В его несломленной вере черпали для себя силы.
Шли годы. Со временем даже турки зауважали Ивана, стали называть его «вели» — святой. Когда Иван скончался, греки выпросили у турецкого паши тело раба и похоронили на своем православном кладбище. Поскольку в горных селениях новые могилы вырубать в камне трудно, то веками утвердилась такая традиция: через 3−4 года могилу вскрывают, кости переносят в специальное хранилище при храме, а в могилу кладут нового усопшего. Вскрыли могилу Ивана. И удивились. Тело его лежало нетленным, от него исходило благоухание. Его положили в храме. С тех пор у раки с мощами Ивана Русского больные исцелялись, а слабые укреплялись духом. Городок Прокопион стал местом паломничества не только греков, но и армян, турок.
В начале прошлого столетия греки бежали от преследований на историческую родину, захватив с собой главное — свою святыню. На острове Эвбея они заложили новый поселок Прокопион, построили храм и поместили в нем мощи святого Ивана Русского (Иоанниса Россоса по-гречески).
…Горная дорога спустилась наконец в прекрасную долину. Уже у самого поселка меня обогнал автобус с паломниками. Служба давно закончилась, но в храме было людно. К серебряной раке с мощами образовалась очередь. И я пока присел в углу, огляделся. Иконостас — из белого мрамора с тонкой резьбой. На стенах — фрески, где изображены издевательства и пытки, через которые прошел многострадальный Иван Русский. Паломники припадали к его мощам, как к целебному источнику. Потом подходили к чаше с освященным лампадным маслом и натирали им больные места. Кто-то наливал масло в пузырек, чтобы взять с собой. Его можно купить и в церковной лавке. Тут вам каждый столько историй расскажет о чудесных исцелениях. И не тех, что когда-то и где-то… А про сестру или соседа. Сообщают имя, адрес. Не верите? Проверьте. Особенно усердно исцеляет наш святой детей. А отчаявшимся родителям, приехавшим к нему с мольбой о помощи, возвращает чад, заблудших в наркоманских дебрях.
Я так и не постоял возле святого соотечественника наедине. Автобус за автобусом подъезжал к храму. Церковный служитель сказал, что в дни Великого поста за неделю здесь бывает по 6−7 тысяч паломников. Потом посмотрел на меня внимательно и спросил: «А вы откуда?» «Из России», — говорю.- «О-о!», — он так восхищенно всплеснул руками… Наверное, не так уж много в мире мест, где вам окажут такое же радушие и восхищение только за то, что вы русский.