Благовестник | Священник Михаил Щепетков | 06.10.2005 |
При совершении крещения фиксировали день рождения, день крещения, имя ребенка, имена родителей, их принадлежность к Церкви или к какой-либо другой конфессии, сословное происхождение и имена восприемников. Также вносились имена крестившего священника и причетников (дьякона, псаломщика и пономаря), тех, кто участвовал в таинстве.
Бывали случаи, когда очень слабого младенца крестила повивальная бабка или акушерка. Тогда священник совершал только таинство миропомазания, о чём записывалось в метриках.
В случае обращения в православие лиц других конфессий, их также заносили в метрики по определенной форме, в зависимости от того, по какому чину был принят человек в православную веру (через крещение, миропомазание или покаяние). При совершении крещения требовалось присутствие восприемника, несмотря на возраст крещаемого.
Особо записывались незаконнорожденные дети и подкидыши.
Первыми считались младенцы, рожденные вне брака, от прелюбодеяния или после долгого отсутствия, развода или смерти мужа, если после этих событий до дня рождения прошло более 306 дней. Отчество внебрачному ребенку, как правило, давалось по имени его восприемника.
Узаконивались незаконнорожденные браком своих родителей, по решению суда, как правило, через несколько лет после бракосочетания. Например, в метрических книгах подмосковного села Проскурниково есть запись о рождении Николая, сына крестьянской девицы деревни Скрылево Тверской губернии Анны Томилиной. Крещен младенец был 20 ноября 1900 года, а узаконен только в 1914 году, о чём свидетельствует запись благочинного, сделанная рядом с записью о рождении: «В исполнении указа Московской Духовной Консистории от 4.10.1914 Николай определением Московского Окружного суда, состоявшегося 8.07.1914, узаконен почетному гражданину Александру Николаеву Лебедеву и законной жене его Анне Ивановой, вступившим в брак 31.01.1901».
Относительно подкидышей запись включала имя крещенного, время и место его рождения, удостоверение от полиции или свидетельские показания. В графе о родителях писали: «родители неизвестны».
При бракосочетании записывались имена брачующихся, их возраст, сословное происхождение, имена свидетелей, тогда они именовались «поручителей», как правило, по два человека от жениха и невесты. Обязательно указывались занимаемая должность жениха или невесты и даже учебное заведение, которое они закончили.
При погребении указывалось имя, возраст и сословие почившего, причина смерти, имя священника, который напутствовал его перед кончиной, и священника, совершившего отпевание. Для несовершеннолетних указывалось имя родителя. Для женщин — имя мужа. Также записывалось, где был похоронен почивший: на общем кладбище или в церковной ограде. Здесь, зная традиции захоронений того времени, можно примерно определить место могилы. Существовал и третий вариант — «в здании церкви», но, как правило, там хоронили за особые заслуги, например, за возведение храма или по знатному происхождению.
Составлялись книги в двух экземплярах, один, который считался подлинником, отсылался в консисторию (Духовное правление), другой -копия, хранился на приходе.
Обычай ведения метрических книг на приходах известен издавна. Впервые законодательно оформлен был на Московском соборе 1666−1667 гг., а повсеместно введён в 1722 г.
Ведение метрических книг на приходах было очень важным и ответственным послушанием клириков перед государством. И духовная власть строго следила за правильностью их заполнения. Клирики, виновные в ошибках или небрежном отношении, подвергались наказаниям: от штрафов в пользу бедных духовного сословия до лишения места и запрещения в служении. Фонд Московской Духовной Консистории в ЦИАМе изобилует делами о наказании духовенства или причетников за неправильное ведение метрик.
С момента прихода советской власти ведение актов гражданского состояния по декрету ВЦИК и СНК от 18 декабря 1917 года перешло к государству. Назывался декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Тогда же экземпляры метрических книг, находившиеся в консисториях, были изъяты, а копии книг у приходов отобрали в 1919 году.
Знакомство с метрическими книгами доставляют современному исследователю неоценимую услугу, особенно в поисках информации о новопрославленных святых. Большинство прославленных Церковью новомучеников проходили свое священническое или учительское служение в сельских приходах, и, естественно, важные события их жизни, по крайней мере, до 1919 года были отражены в местных метрических книгах.
В настоящее время в Русской Церкви существует тенденция к возрождению обычая ведения метрик на приходах. Всё больше новорожденных детей приносят крестить, практически над всеми умершими совершается отпевание. Само время требует отражения этих событий в приходских записях. Но не в безликих журналах «учёта треб», а в книгах, по названию и форме близких к метрическим в дореволюционной России.