Утро.Ru | Анна Линдберг | 05.10.2005 |
Но самым главным достоинством государя было великое благочестие. При всяком удобном случае он читал религиозные книги, в Святую четыредесятницу стоял каждый день часов по пяти в церкви и клал тысячами поклоны, а по понедельникам, средам и пятницам ел один ржаной хлеб. Еще на заре своего царствования Алексей Михайлович приблизил к себе группу «ревнителей древнецерковного благочестия», среди которых был и будущий патриарх Никон. Царь был искренне привязан к патриарху, называл его «собиным другом».
Будущий друг государя появился на свет в Нижегородской губернии, в семье мордвина. Уже 19-летним юношей он стал священником в соседнем селе. Женился, но после смерти всех своих троих детей избрал путь монашеского служения. Перебравшись в Москву и войдя в кружок самых доверенных лиц царя, Никон быстро смог найти применение своим недюжинным организаторским способностям. Ведь в отличие от милого и домашнего правителя, будущий патриарх обладал железной волей, несгибаемым характером, а главное — весьма четкими представлениями о том, как обустроить Россию. Он решительно проводил реформы, безжалостно подавлял бунты и, в конце концов, привел страну к религиозному расколу. Правда несколько лет спустя патриарх понял, что несколько погорячился, и даже признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было поздно, анафемы на «непокоряющихся святому собору» уже прозвучали. К тому же — и это окончательно закрыло путь к мирному разрешению церковной проблемы — назрел и второй конфликт: противостояние Никона с царем.
Дело в том, что, выражая всяческое почтение и любовь к своему царственному другу, Никон успел прибрать к рукам церкви немало ценностей. Отстроив роскошный комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой, патриарх нажил себе немало врагов и завистников. С другой стороны, подчеркивая величие и мощь Русской церкви, Никон, по сути, отбирал у царя часть законной власти. Кончилось дело тем, что Алексей Михайлович предпочел избавиться от сомнительного друга — Никона лишили всех званий и отправили в Ферапонтов монастырь. Тем не менее, очевидцы утверждают, что незадолго до смерти государь просил благословения и прощения у своего «собиного друга».
Выставка «Премудрая двоица. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон», открывшаяся в Кремле, посвящена сложным отношениям и нелегкой судьбе двух главных лиц российского государства. Почти все произведения изобразительного и ювелирного искусства, памятники деревянной резьбы и художественного ткачества, рукописные и печатные материалы, представленные в экспозиции, носят мемориальный характер, что придает им особый исторический интерес. Выставка открылась в новом выставочном зале Музеев Московского Кремля — Одностолпной палате Патриаршего дворца, где были проведены серьезные реставрационные работы по воссозданию исторического облика уникального памятника гражданской архитектуры XVII века.