Русская линия
Благовестник05.10.2005 

Может ли рок быть православным?
Материал для любителей современной музыки

Рок, пожалуй, наиболее спорная часть современной молодёжной культуры. В православной среде весьма распространено огульное отрицание этого явления в целом. Однако с такой оценкой вряд ли все согласятся. Известны примеры, когда рок-музыка помогала молодым людям встать на путь духовной жизни и даже избрать судьбу священнослужителя.

От того, что мы будем осуждать рок в целом как музыкальное явление, молодёжи в наших храмах не прибавится. А ведь в руках лидеров рок-движения — колоссальный потенциал влияния на молодых. Есть ли возможность использовать этот потенциал в интересах Православной Церкви? Могут ли современные музыканты стать помощниками священников в преодолении того хаоса пошлости и мещанства, в котором захлёбывается наша культура? Давайте подумаем над этим вместе с одним из наших авторов.

Говорить о пустоте нынешней российской эстрады — значит изрекать банальности. Собственно и эстрады никакой нет. Есть так называемый «шоу-бизнес». Так называемый, потому что на самом деле никакой это не бизнес, а обычное надувательство. Подозрительные проходимцы, нахватав денег подозрительного происхождения, штампуют «певцов» без голоса, слуха и смысла, которые и умеют что только прыгать по сцене и открывать рот под «фанеру».

Печалит не это. Печалит судьба русского рока.

Эх, добрый старый «застой» — времена розовых иллюзий! В эпоху комсомольских песен русский «андеграунд» был как глоток чистого воздуха в накуренной комнате. «Машина времени» звучала как «Битлз», а Гребенщиков казался настоящим гуру — кладезем таинственной восточной мудрости.

Да, было такое партизанское чувство: вот, мол, нас давят, а мы героически противимся брежневизму. Будет возможность — мы горы свернём! Но вот брежневизм провалился, за ним и «перестройка» полетела в тартарары, а гор никаких чего-то не свернули.

Напротив, бывшие «властители дум» очень хорошо вписались в нашу вороватую действительность. Макаревич раздобрел и призывает голосовать за СПС, а Борис Гребенщиков всё повторяет замшелые оккультные пошлости. Когда литература по религиоведению была дефицитом, БГ казался пророком. Раз Блаватская сказала, что индуизм и христианство — близнецы-братья, то в это верили. Но теперь-то, когда можно свободно достать и ведическую поэзию, и Конфуция, и Лао Цзы, получается, что восточная мудрость застойных времён — никакая не мудрость, а просто американизированный суррогат. «Карма-кола» — по меткому выражению одной индийской журналистки.

Может, поэтому и оказались такими убогими результаты русского рока, что за душой у него ничего не было, кроме «карма-колы»? И глоток свежего воздуха в накуренной комнате оказался просто ветерком с западной свалки…

На Западе рок-движение привнесло в жизнь какие-то реальные вещи: рок породил культуру хиппи, полностью изменил музыкальную традицию, рок был одним из существенных факторов, которые прекратили войну во Вьетнаме, рок сопутствовал «революции нравов». Как видим, далеко не все его результаты, положительны, есть немало негативного.

А что осталось от русского рока? За рубежом о нашей альтернативной музыке и не подозревают. Ну разве что «Юнона и Авось» с успехом прошла на концертных площадках, но никакого заметного влияния на мировую музыку она не оказала. Так что русский рок — это вещь для внутреннего употребления, да и то малоэффективная. Согласитесь, телепередачу «Смак» трудно назвать положительным итогом напряжённых духовных исканий.

Но всё ли так безнадёжно? Не думаю. Справедливости ради надо сказать, что далеко не все заслуженные рокеры Российской Федерации встали на путь конформизма и соглашательства с нашим бандитским капитализмом. Некоторые ушли в оппозицию. Мне кажется, что «Алиса» или «ДДТ» сейчас находятся в андеграунде похлеще брежневского времени. Их не часто узришь на телевидении, на страницах журналов.

Да оно и понятно. Нынешним мастерам «фанерной попсы» любые слова о совести, Боге, России, культуре кажутся диковатыми. И тем не менее и у Кинчева, и Шевчука сохранились свои команды «фанатов», которые насчитывают не одну тысячу человек. И самое главное — нынешний русский рок не ограничивается Кинчевым и Шевчуком.

Недавно мне попался на глаза диск «Последнее Воскресение». Он поразил тем, что текст в нём принадлежит иноку Всеволоду (Филипьеву). Музыкальный материал в основном написан Юрием Целищевым. И в соединении получается очень мощная вещь.

Это действительно музыка христианского воина. Это музыка, пробуждающая совесть и главное — поразительно совпадающая с нонконформистским, бескомпромиссным духом христианства. Авторы как бы говорят миру: вы хотите превратить нас в жвачных животных, вы хотите, чтобы духовные запросы молодёжи ограничились едой и блудом? Не выйдет! Мы не принимаем вашу жизнь и ваш мир. В человеке есть нечто большее, чем животный уровень.

Лгите, обманывайте, пытайтесь превратить нас в похотливую скотину — всё равно ничего не получится. Под сенью православного храма, на сходках думающей молодёжи выковывается особый класс людей, создаётся духовное оружие грядущей православной революции. И когда эта революция грянет, весь этот Вавилон, поднятый на коррупции, блуде, предательстве, рухнет и развалится.

Сейчас инок Всеволод трудится в Джорданвилле (США). Но это не помешало ему остаться православным человеком и патриотом России. Не мешало бы и нам, живущим на Родине, задуматься о своём долге перед верой и страной.

Конечно, тексты «Последнего Воскресения» — это рок-поэзия. И то, что потрясает в музыкальном оформлении, блекнет на обычных типографских страницах. И всё же возьму на себя смелость сказать, что инок Всеволод — даровитый поэт. У него встречаются неожиданные рифмы и удивительные, незатёртые образы. Он говорит: «Запиши, как поёт свирель, в своём сердце на алом Си-Ди».

В его метрополитене
Подземный переход приводит к Богу
На станции Эдемских орхидей.

И уверяю вас, братья и сестры, на этом диске есть самые настоящие стихи без всяких скидок на музыку и ритм.

Ты крикнул безмолвно весне уходящей: «Постой».

Обложка диска «Последнее воскресение»
Она обернулась и тихо сказала: «Прости».
И ты побежал бы за ней, но густой травостой
зелёной лавиной накрыл все земные пути.
На семьдесят лет ты останешься в этой земле,
на семьдесят медленных зим, на семьдесят ран.
И если не станешь свечою, горящей во мгле,
то, может быть, станешь дорогой, ведущей в храм.

Книги инока Всеволода (Филипьева), кассеты и диски с песнями на его стихи можно заказать по телефону (095) 949−77−65.

Мы живём в такое время, когда молодому человеку приходится отвергать действительность и бороться против мира чистогана и лжи. Но для этой борьбы нужно духовное оружие. В том числе такое, как диск инока Всеволода.

Р.С.

http://blagovestnik.kolomna.ru/lastnumber0.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru