НГ-Религии | Станислав Минин | 05.10.2005 |
Впрочем, не следует сильно удивляться этому обстоятельству — сегодня именно Польша является настоящим форпостом католицизма в Европе, а влияние Католической Церкви на польскую политику после нынешних выборов может оказаться самым существенным за последние 10 лет.
Если Ватикан лишь обозначил свою заинтересованность в исходе парламентских выборов, то члены Конференции католических епископов Польши выступили с официальным обращением к избирателям-католикам. Епископы, конечно, не назвали напрямую партии, за которые «было бы желательно» проголосовать верующим. Однако критерии, которыми польским католикам надлежит руководствоваться для того, чтобы выбор «соответствовал духу Евангелия, учению Церкви и голосу совести», в тексте обращения были озвучены.
По мнению польских епископов, на парламентских выборах 25 сентября членам Церкви следовало поддержать кандидатов, решительно выступающих против эвтаназии и абортов, а также признающих «святость семьи и брака». Эти положения в явном виде присутствуют в программах двух политических партий, получивших по итогам голосования весомое представительство в Сейме и Сенате (низшая и высшая палаты парламента Польши). Речь идет о партии братьев Леха и Ярослава Качиньских «Закон и Справедливость» («ЗиС»), а также о «Лиге польских семей» («ЛПС») Романа Гертыха и Марека Котлиновского.
В предвыборной программе «ЛПС», в частности, говорится: «Мы против абортов, эвтаназии, клонирования, однополых браков и законов, которые противоречат христианской этике». Аналогичных позиций придерживаются и в партии «Закон и Справедливость», в программных документах которой применительно к планированию семьи и эвтаназии используется современный католический термин «культура смерти». Одним из принципиальных положений идеологии обеих партий является признание определяющей роли католических ценностей в формировании польской культуры.
Партия «Закон и Справедливость» подчеркивает «особую важность» взаимодействия с Католической Церковью в деле реализации социальных программ. В свою очередь, «Лига польских семей» и вовсе считает необходимым для власти в Польше в отношениях с Католической Церковью во всем строго придерживаться положений Конкордата — договора между Ватиканом и польским правительством, изначально подписанного в 1925 году и, после денонсации в послевоенные годы, восстановленного в 1998 году. Конкордату польское общество, в частности, обязано законодательным запретом абортов и признанием браков, заключенных в Католической Церкви, официальными.
Глава Комиссии по Конкордату, титулярный епископ Тадеуш Перонек, выполнивший 25 сентября свой «гражданский долг», сказал, что «хотел бы проснуться в нормальной Польше», а нынешние выборы «могут приблизить исполнение его мечты». Кому конкретно отдал предпочтение Перонек, озвучено не было, но, по словам епископа, он голосовал за тех, «кого наверняка изберут». Нужно сказать, что все социологические опросы, проведенные накануне выборов, свидетельствовали о высоких шансах как «ЗиС», так и «ЛПС». В итоге партия братьев Качиньских получила 27% голосов избирателей, а «Лига польских семей» — 8%. Сегодня в Польше говорят даже о возможной коалиции и формировании правительства на основе этих двух партий.
По мнению авторитетного польского издания «Gazeta wyborcza», в недавнем обращении Конференции епископов к избирателям все-таки было мало конкретики. Куда определенней польский епископат высказывался перед выборами в 2001 году, когда католические иерархи напрямую предупреждали об опасности формирования правительства «идейных продолжателей коммунистической партии» — «Союза левых демократов» («СЛД»). Особые опасения у Церкви вызывала тогда идея проведения национального референдума по вопросу о легализации абортов. Однако впоследствии «СЛД» фактически заморозил проект референдума, а влияние Католической Церкви в Польше на социальные процессы при левом правительстве ничуть не ослабло.
В Польше, где большинство электората проживает в сельской местности или небольших городках, главную роль в предвыборной агитации Католической Церкви играют не церковные иерархи, а местное духовенство. По словам лидера левого движения «Nie» («Нет») Петра Гадзиновского, многие депутаты «СЛД» накануне выборов в 2001 году стремились «задобрить» священников на местах, чтобы те «не мешали избирательной кампании». Результат такого неофициального соглашения во многом парадоксален: социал-демократическая партия, ставившая своей задачей интеграцию Польши в Евросоюз и провозглашавшая принцип «мировоззренческого нейтралитета» государства, в области социальной политики осталась консервативной и прокатолической.
В преддверии нынешних выборов польский епископат напомнил избирателям, что «предпочтительный» кандидат должен придерживаться идеи «общего блага». Судя по всему, это стрела, выпущенная в сторону либералов из «Гражданской платформы» («ГП»), чей рейтинг значительно вырос за последние месяцы. В польской католической прессе подчеркивается, что либералы и их лидер Дональд Туск «не имеют представления об общем благе», а из свободного рынка «делают идола», против чего всегда выступал Иоанн Павел II. Католическая газета «Nasz dziennik» расценивала потенциальную победу «ГП» на парламентских выборах как «продолжение экспериментов над Польшей».
Польский епископат накануне парламентских выборов напомнил гражданам об их ответственности перед страной. Такого рода напоминания в целом соответствуют учению о месте Церкви в современном мире, изложенном в Апостольской Конституции Папы Павла VI «Gaudium et spes» («Радость и надежда»). Однако в тексте той же Конституции подчеркивается, что Церковь должна не просто «уважать», но и «развивать» политическую свободу граждан. А обращение польского епископата к верующим, содержащее недвусмысленные намеки на «предпочтительность» определенных кандидатов и партий, не только не развивает политическую свободу, но и существенно ограничивает ее.
9 октября в Польше пройдет первый тур президентских выборов. Сегодня совершенно ясно, кого из кандидатов Католическая Церковь поддержит и против кого будет выступать. В отсутствие сильных «левых» претендентов на пост главы государства основным объектом критики станет нынешний лидер президентской гонки Дональд Туск. Католическая пресса уже окрестила его «противником десяти заповедей» и приверженцем либерализма не только в сфере экономики, но и в сфере этики.
Единственным реальным конкурентом Туска является мэр Варшавы Лех Качиньский, чья партия «ЗиС» победила на парламентских выборах. Именно он и может рассчитывать на поддержку консервативной католической общественности и Церкви, особенно если дело дойдет до второго тура. В этом случае свои голоса Качиньскому, по всей видимости, отдадут кандидат от «Лиги польских семей» Мачей Гертых и, возможно, лидер партии «Самооборона» Анджей Леппер, и тогда у Качиньского появится шанс стать президентом Польши.
Возможно, после этого епископ Тадеуш Перонек проснется в Польше, которая покажется ему «нормальной».