НГ-Религии | Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) | 05.10.2005 |
— Ваше высокопреосвященство, опираясь на свой жизненный опыт и на опыт пастырского служения, скажите, какие годы были наиболее тяжелыми для Русской Православной Церкви?
— Говоря в целом, нужно признать, что многие десятилетия ХХ века воспринимаются как единая, крайне тяжелая эпоха в жизни Церкви. Но это было и героическое время, в которое православие на Руси дало миру неисчислимый сонм новомучеников и исповедников.
— Что значимого удалось сделать за годы вашего многолетнего служения на посту председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата?
— С моей стороны было бы нескромно об этом говорить. Блаженной памяти митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, мой предшественник на посту председателя Отдела внешних церковных сношений, в свое время использовал уникальную возможность служения отечеству и миру в невероятно сложное для Церкви время. Его деятельность была эффективной и общепризнанной. Русская Православная Церковь в его период занимала лидирующее положение в межправославном и межрелигиозном сотрудничестве.
Мне же на этой стезе предоставилось лишь идти по «проторенному пути». И, оглядываясь на те годы, думаю, что и в мое председательство внешняя деятельность РПЦ приносила пользу внутренней церковной жизни и не была ослаблена эффективность межправославного и межрелигиозного сотрудничества.
— На днях, отвечая в прямом эфире на вопросы россиян, президент Путин заявил, что в Советском Союзе была только одна легальная оппозиция — Русская Православная Церковь. Как вы считаете, удавалось ли Церкви в столь непростой для нее период российской истории действительно оппонировать советской власти?
— Как мне представляется, слова нашего президента на эту тему потому вызвали оживленный интерес, что им было использовано слово «оппозиция», которое у большинства людей сегодня ассоциируется с пропагандистской шумихой, демонстрациями или, как теперь говорят, «пиаром».
В этот период особенно наблюдалось, как в нашей стране сила Божия в немощах совершалась (2 Кор. 12: 9)… Вера Христова не была сокрушена в тот период в Советском Союзе не благодаря личным заслугам священнослужителей, а по обетованию, данному Господом: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).
— Что в нынешней ситуации, когда вера для многих утрачивает свою значимость, Церковь может реально предложить стране и обществу?
— В вашем вопросе проглядывают старые взгляды, знакомые мне еще с детства об «отмирании» религии. Я же с оптимизмом могу повторить слова святого апостола Павла о том, что «слово Божие живо и действенно…» (Евр. 4: 12). И вместо утверждения, что «вера для многих утрачивает свою значимость», хочу поделиться личными наблюдениями, что Церковь для многих обретается как последняя надежда. И в этих обстоятельствах мы стремимся возрождать присущие тысячелетней истории формы служения Церкви в нашей стране. Много примеров того вы сможете найти в Московской епархии.
— Какое событие в жизни Русской Православной Церкви вы могли бы назвать наиболее судьбоносным для современной России?
— Это, без всякого сомнения, восстановление Патриаршества на Поместном Соборе 1917−1918 годов. В наши дни для всех очевидна значимость Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II и для восстановления церковной жизни, и для духовно-нравственного возрождения России.
— Как вы в целом оцениваете попытки переосмысления исторического прошлого России и, в частности, стремление некоторых околоцерковных кругов канонизировать Ивана Грозного и Григория Распутина?
— Прошлое не должно превращаться в игрушку, при помощи которой люди манипулируют общественным мнением и человеческими душами, не раскрывая при этом свои истинные цели. История — это наука, и она всегда должна оперировать фактами, а не домыслами и выдумками. Что касается Грозного и Распутина, то Святейший Патриарх Алексий неоднократно высказывался по этому вопросу.
В моем докладе на последнем Архиерейском Соборе также обоснована невозможность причисления этих личностей к лику святых. Этого вопроса я недавно касался в других интервью в различных СМИ, и вряд ли тут есть что добавить. Если же кто-то продолжает настаивать, то это прежде всего свидетельствует о своем непослушании Церкви, а для верующего человека понятно, что это грех и заблуждение.
— Какую роль в нынешней ситуации может сыграть Русская Православная Церковь в мирном сосуществовании различных религий и конфессий?
— Именно ту, которую она и играет. Я имею в виду выстраивание взаимоуважительных отношений, предполагающих невмешательство в дела друг друга и взаимодействие ради достижения общественной стабильности, мира и процветания россиян.
Александр Петров
http://religion.ng.ru/facts/2005−10−05/1_pravoslavie.html