Гудок | Ростислав Новиков | 05.10.2005 |
Внекрополе Донского монастыря уже нашел упокоение прах одного изгнанника — выдающегося писателя Ивана Шмелева. Теперь вернулись домой и останки генерала Деникина и философа Ильина.
Антон Иванович Деникин — главком Западного фронта в Первую мировую и командующий Добровольческой армией в Гражданскую войну, с января 20-го — «Верховный правитель Российского государства» — после разгрома белогвардейских войск весной 1920 года передал командование генералу Врангелю в Крыму и уехал за границу. Живя в Англии, Бельгии, Венгрии, Франции, Деникин отошел от политических дел, однако думы о судьбе Родины не покидали его и здесь. Занявшись литературной деятельностью, он усердно работал над фундаментальным пятитомным трудом «Очерки русской смуты». Во Франции из-под его пера вышли книги «Старая армия» и «Офицеры». В парижский период своей жизни генерал Деникин часто выступал с докладами на политические темы и с 1936 года начал издавать газету «Доброволец». Антон Иванович в отличие от некоторых эмигрантских организаций категорически отказался сотрудничать с фашистской Германией. Он осуждал политику Гитлера и называл его «злейшим врагом России», всецело поддерживая советский народ в борьбе с нацистами. Во время германского вторжения во Францию Деникину пришлось провести несколько лет, до освобождения Франции от немецкой оккупации, в холодном бараке, где он, претерпевая крайнюю нужду и голод, продолжал работу над своим трудом «Путь русского офицера». Скончался Антон Иванович от сердечного приступа 7 августа 1947 года в США, в больнице Мичиганского университета.
Имя русского мыслителя Ивана Ильина до недавнего времени было известно только специалистам. В конце 80-х появились первые публикации его произведений, после чего последовали статьи о нем, документальные фильмы и научные конференции, посвященные жизни и творчеству Ильина.
Иван Александрович Ильин, преподаватель философии на юридическом факультете Московского университета, во время Первой мировой войны выступил в роли талантливого политического публициста, ведя активную лекционную работу в провинции, посвященную «научно-духовно-религиозному осмыслению войны» с патриотических позиций. При этом он с православных позиций подвергал критике толстовский гуманизм. После октябрьского переворота его шесть раз арестовывали, причем после последнего ареста судили и приговорили к смертной казни, которую заменили высылкой. Осенью 1922 года он покинул Родину на «философском пароходе» вместе с почти двумя сотнями лучших умов нации. Душа же его всегда оставалась с Россией. Позже философ напишет: «Я жил там, на Родине, совсем не потому, что „нельзя было выехать“, а потому, что Наталия Николаевна (супруга И. А.Ильина. — Р. Н.) и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы и сами теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве — там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери не уезжают; разве только оторванные и выброшенные».
В эмиграции Ильин читал лекции в Русском научном институте в Берлине и в ряде европейских университетов, издавал журнал «Русский колокол. Журнал волевой идеи». Когда к власти пришли нацисты, ему было запрещено преподавать и печатать свои работы. Оставшись без средств к существованию, в 1938 году Ильин вынужден был эмигрировать в Швейцарию. Он скончался 21 декабря 1954 года под Цюрихом, где жил последние годы.
Вряд ли жизненные пути генерала Деникина и философа Ильина когда-либо пересекались. Это были разные люди, и боролись они с теми, кого считали врагами России, разными способами. Однако их объединяет трагичность судеб, а самое главное — горячая, самоотверженная любовь к Родине. Они оба, как и многие другие русские изгнанники, тяжело переносили разлуку с Россией, мужественно неся по жизни свой крест.
В перспективе в той части кладбища, где обрели покой Иван Ильин, Антон Деникин и, надеемся, обретут его другие выдающиеся представители русской эмиграции, будет создан Мемориал национального примирения.