Правая.Ru | Священник Димитрий Познанский | 05.10.2005 |
Сегодняшнее Евангелие повествует, как на вопрос законника: «Какая наибольшая заповедь в законе?», — Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Многие пытаются постичь — в чем же суть Православия: в подвиге, в молитве, в древнем богослужении, забывая слова Христовы: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Сколь же трудно увидеть сегодня такую любовь меж нами — почитающими себя учениками Спасителя, тогда как исполнение заповеди о любви, названно Господом основанием всего закона и пророков.
Апостол говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Эти слова очень актуальны и важны для многих из нас, в особенности же для тех, кто почитает себя ревнителями Православия, считая, что все намеченные цели оправдывают любые средства, что покалечить душу ближнего — сущий пустяк, действуя по принципу «лес рубят — щепки летят».
Однако апостол опровергает мысль о допустимости такого подхода и указывает на признаки подлинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
Апостол же любви — Иоанн, возлюбленный ученик Господа, недвусмысленно поучает нас: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». И в другом месте: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме».
Согласно поучениям святителя Игнатия Брянчанинова, высшей добродетели — любви — противостоит царица страстей — гордость. Очень важно осознавать, что гордость легко уживается и сопутствует наружным добродетелям, еще более надмевая и удаляя от Бога зараженного ею. Можно справедливо утверждать, что согрешивший и кающийся лучше, чем не грешащий и не кающийся. Мы же обыкновенно и грешим, и не каемся, и пребываем в ожесточении духа. Поэтому Спаситель и предрек нам, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь».
Когда же охладевает в нас любовь, следует сознавать, что мы отпадаем от Церкви. Церковь есть Тело Христово и Единство в Боге — есть единство в любви. Не лицемерной и прелестной любви, которой так часто хвастают сектанты, а любви подлинной, способной по примеру Христову положить душу свою за други своя