Новая политика | Александр Лукоянов | 04.10.2005 |
Примечательно, что в 2004 г. в «Списке доверенных лиц кандидата на должность Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина» А. А. Абрамян фигурировал как советник президента от ЗАО «Согласие».
ЗАО «Согласие» — очень интересное образование, созданное в 1993 году под руководством А. Абрамяна, который стал его бессменным президентом., Первым вице-президентом ЗАО «Согласие» [1] является известный политолог Андраник Мовсесович Мигранян, обязанный, естественно, в первую очередь отстаивать интересы этой структуры во всем их многообразии. В том числе и находясь на посту Вице-президента Международного фонда экономических и социальных реформ «Реформа».
Располагая мощной финансовой базой и поддержкой влиятельных политических сил, прежде всего в России и Армении, А. Абрамян сумел создать организации, не просто призванные объединить сначала армян России, а затем и всего мира, но уже работающие. Прежде всего, это касается САР, достаточно успешно создающего по всей территории России контролируемую им сеть армянских общин, насчитывающих по разным оценкам от 400 тыс. до 2 млн. человек.
Одна из главных официальных целей САР и ВАК — содействие развитию Армении и Нагорного Карабаха с использованием, прежде всего материального и политического потенциала России, а также зарубежной диаспоры. Эта цель постепенно реализуется в различных формах. В первую очередь, в форме разного рода благотворительных акций. Например, путём оказания материальной поддержки армянским школам, находящимся в достаточно плачевном состоянии с точки зрения государственного финансирования. Потому торжественное открытие компьютерных классов хотя бы раз в год в нескольких школах — это действительно очень большая поддержка армянской молодежи, с восхищением и надеждой глядящей; на сегодняшнего руководителя САР. Он же со своей стороны, возможно, в будущем этой восторженностью сумеет эффективно воспользоваться, поскольку честолюбивые амбиции такого человека должны быть очень велики. Он их, правда, и не особо скрывает. А. Абрамян намерен открыть в Армении филиалы Союза армян России, которые смогли бы осуществлять каждодневную деятельность. «Наш филиал не будет заниматься политикой, здесь и без того немало политиков», — заявил Абрамян, однако, добавив при этом, что «мы не можем не участвовать в политических процессах страны, поскольку в России проживают более 400 тыс. граждан Армении». По словам Абрамяна, возглавляемая им организация будет оказывать содействие в проведении парламентских и президентских выборов в Армении, «не нарушая законодательство Армении».
Другими словами, А. Абрамян, похоже, намерен расширить своё влияние на политические процессы в самой Армении, где ситуация не очень простая во многих отношениях. Здесь официально зафиксирован большой, если не сказать стремительный экономический рост, который, похоже, не очень повлиял на повышение уровня жизни населения, поскольку также стремительно растут и цены. Потому последствия экономического роста визуально малозаметны. Особенно за пределами Еревана, где многие районы очень напоминают пригороды городов в малоразвитых регионах мусульманских стран. Правда, в Армении наблюдается что-то похожее на бурное строительство. Однако это относится прежде всего к гостиницам и частным домам. Денег в республике явно не хватает на обновление даже того же парка строительной техники, оставшейся с советских времён и уже порядком изношенной.
Несмотря на все усилия властей Армении и Нагорного Карабаха (где налог на прибыль равен всего 5%), желающих вкладывать средства в капитальные проекты, дающие рабочие места, пока немного. Большие надежды возлагаются на финансовую поддержку армянской диаспоры, в том числе российской, разумеется, а также на помощь США. По данным Госдепартамента США, она в 2005 году уже составила 84,7 млн. долларов, из которых 11,4 млн. долларов были выделены под программы развития демократии, 43,5 млн. долларов — экономические и социальные реформы, 19,1 млн. долларов — безопасность и правоохранительные органы, 1,5 млн. долларов — гуманитарная помощь, 8,9 млн. долларов — межотраслевые инициативы. (Отметим, что по данным экономического еженедельника Армении «Деловой экспресс» от 25−31 августа 2005 г., доходы и официальные трансферты бюджета Армении за первое полугодие 2005 года составили 362,561 млн. долларов.) По мнению Госдепартамента, Армения добилась значительного прогресса в плане проведения экономических и политических реформ, и именно поэтому она была выбрана в числе стран, имеющих право на получение грантов в рамках программы «Вызовы тысячелетия» в 2005 фискальном году. В стране был обеспечен стабильный рост экономики, который, однако, пока не принес значительных выгод подавляющему большинству населения. Поэтому США сфокусировали помощь на содействии малым и средним предприятиям. Что касается Программы поддержки демократии, экономики и правоохранительных органов, то они, как говорят американцы, призваны способствовать укреплению демократических структур и организаций в Армении, а также содействовать стабильности и безопасности в регионе. Ассигнование всех программ правительства США включало элементы борьбы с коррупцией в республике. Кроме того, эти программы помощи направлены на содействие взаимодействию Армении с соседними странами с целью укрепления стабильности в регионе и скорейшего урегулирования продолжающихся конфликтов.
Тем не менее, в стране ощущается дефицит рабочих мест и возможность развернуть малый и средний бизнес, что вынуждает многих армян уезжать из родных мест. Не радостная ситуация даже в родном селе А. Абрамяна — в Малишках, где напротив прекрасных церкви и музея российско-армянской дружбы красуются останки теплиц некогда развитого парникового хозяйства. Словно вымерли вместе с мастерами и ремесленно-кустарные производства, которыми раньше славилась Армения. Всё ушло в прошлое. В некоторых селах население сократилось более, чем на треть. Едут в города или уезжают из страны. «Люди уезжают, потому что не видят надежды на будущее, — заявил Аветик Ишканян, председатель правозащитной организации Хельсинкский комитет Армении. — Хуже всего то, что уезжают представители самой активной части общества, люди, в которых мы нуждаемся, чтобы добиться перемен».
Давно уже не помогает сдержать миграцию налог на выезд, который является сюрпризом только для иностранцев, взимается в аэропорту при вылете из страны и составляет 10 тыс. драм (650 руб.). А это очень немалые деньги для многих армян. В народе его окрестили как «налог на воздух». Кстати, это не армянское изобретение. Что-то подобное есть в некоторых мусульманских странах.
Подавляющая часть мигрантов направляется именно в Россию, откуда ежемесячно пересылают в страну в среднем 130 долларов в месяц. Российские эксперты посчитали, что от мигрантов в России ежегодно поступает 1 млрд. долларов в Армению — что почти вдвое превышает весь бюджет армянского правительства.
В Нагорно-карабахской республике (НКР) ситуация несколько иная. Её руководство заинтересовано в росте численности населения, составляющего на сегодня около 150 тыс. человек. Здесь, по словам президента НКР Аркадия Гукасяна, стимулируют рождаемость с помощью соответствующих дотаций, выплачиваемых за рождение третьего и последующего детей, а также оказания иной поддержки многодетным семьям. Что касается переселенцев, то сюда люди едут, хотя и не очень неохотно по вполне понятным причинам. Тем не менее, началось уже заселение территорий, покинутых азербайджанцами и курдами — некоторые их дома уже восстановлены. В течение 2005 г. в Нагорном Карабахе планировалось строительство 40 домов для переселяющихся сюда армянских семей.
Однако до полного восстановления разрушенного жилья очень и очень далеко. Это в полной мере относится и к городу Шуши, являющим собой весьма печальное зрелище.
Нагорный Карабах, тем не менее, старается предпринимать все возможные усилия не только для укрепления своего экономического положения, но и для пропаганды идей своей независимости на международном уровне. Например, в столице НКР Степанакерте запланировано проведение в октябре международного шахматного турнира с участием спортсменов из России, США, Германии, Нидерландов, Китая, Испании, Польши, Украины, Латвии и других стран.
Однако, что касается наглядной пропаганды национальной самобытности и независимости, то она практически отсутствует даже в том же Карабахе, если не считать, стоящего на постаменте перед въездом в Степанокерт подбитого во время войны азербайджанского танка и армянского креста (хачкар) перед въездом в Шушу. Правда, на внутреннем уровне, работа ведётся серьёзная. В школах, к примеру, есть мемориалы, посвященные погибшим в войне за независимость Азербайджана, который иначе как враг не рассматривается. Как бы ни было печально и горько для азербайджанцев сознавать это, но Нагорный Карабах скорее всего будет переименован в Арцах, т. е. он для них так же потерян, как Нахичевань для армян. Дело осталось за соблюдением формальностей признания независимости Карабаха и выработки механизма сохранения лица азербайджанских политиков, на что уйдёт много времени. Как бы словесно ни конфликтовали азербайджанцы и армяне, вопрос уже решён в пользу мирного разрешения проблемы, что исключает массовые депортации, чреватые новыми кровопролитиями. Американцам, заинтересованном в освоении Азербайджана, новый конфликт в регионе не нужен. Тем более, что они продолжают оказывать гуманитарную помощь Карабаху, внесшему весомый вклад в разрушение СССР. Россия тем более не заинтересована в конфликтном варианте развития ситуации. К тому же, скорее всего даже формально-декоративное военное присутствие России на территории Армении в скором времени закончится по обоюдному российско-американскому согласию и финансирование армянских пограничников (одетых сегодня в российскую форму) возьмут на себя уже США. Нельзя исключать возможности, что на территории Армении появятся американские военные базы, за содержание которых американцы будут выплачивать солидные суммы, которые составят значительную часть государственного бюджета этой страны, как это происходит в Средней Азии. Тем более, что к этому давно готовы не только американцы, намеренные взять на себя роль «миротворца» в регионе, но определённые политические силы в России и Армении.
Даже если события будут развиваться по этому сценарию, традиционные культурные связи между Россией и Арменией безусловно, сохранятся, но вместе с тем будут претерпевать некоторую трансформацию, что, впрочем наблюдается уже сегодня. В этих условиях деятельность САР в том его аспекте, который направлен на развитие взаимовыгодных отношений между Россией и Арменией может смягчить воздействие новых форм взаимоотношений на народы двух независимых государств, не всегда имеющих теперь общие интересы.
Вследствие своей многогранной активности, в 1996 году А. А. Абрамян был награжден Почетной грамотой Президента РФ, а в 1999 году был удостоен знака «Почетный строитель России», а также награжден Почетной грамотой ЮНЕСКО за участие в реконструкции Кремля. В 2001 г. А. А. Абрамян был избран «Человеком Года» в категории «Политика». Он награжден даже медалью Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества» и почетным знаком-медалью «За жертвенное служение» Общероссийского общественного движения «Россия Православная». Среди его наград есть орден Дружбы народов, почетный знак «За защиту прав человека». В мае 2003 г. лидер САР получил почётное звание Посла Доброй Воли ЮНЕСКО. В 2004 г. был удостоен Правительственных наград Аргентины и Южной Кореи за развитие экономических связей, а в июле 2005 г. удостоился высшей награды Французской Республики — Ордена Почетного Легиона за развитие российско-французских отношений.
http://www.novopol.ru/material3435.html