Русская линия
Дух христианина, газета Валентин Королев,
Андрей Петелин,
Священник Александр Колесников
04.10.2005 

Что может быть общего у рока с Херувимской?

При храме на Костромской будет построен культурный центр, а при нем рок-клуб. Организатором такого заведения является настоятель храма игумен Сергий (Рыбко). Об этом написала газета «Звездный бульвар». Отец Сергий, бывший хиппи, сегодня пишет рок-оперу и надеется в скором времени ее поставить. Когда-то 15 лет назад, он стучал на ударных инструментах в самодеятельном ансамбле, но, оставив рок, Юра (мирское имя батюшки) ушел в монастырь. Приняв постриг и рукоположение в известном монастыре Оптина Пустынь, он вскоре вернулся в Москву и продолжил занятия. Правда, теперь в роли настоятеля храма на Лазаревском кладбище. Отец Сергий первым выступил в защиту рок-музыки и активно сражается на ее стороне с православными, по слову батюшки, «мракобесами». Мечтает выйти с проповедью на сцену в антракте мощного рок-концерта, а пока тренируется. Главным аргументами игумена Сергия в борьбе с многочисленными оппонентами, являются: 1) принадлежность авторов статей против рока к старшему поколению и 2) невежество, т. е. отсутствие профессионального мастерства. Сегодня на страницах нашей газеты мы публикуем небольшую беседу с бывшими рокерами Валентином Королевым, Андреем Петелиным и священником Александром Колесниковым.

Насколько мне известно, вы все трое — бывшие рокеры и профессиональные музыканты поколения 80-х годов. Как на ваш взгляд можно оценить такое течение как рок-музыка?

О. Александр: Вообще-то у рока есть как бы две стороны медали. С одной стороны, это направление в музыке, а с другой — идеология, которая и составляет основу не только рока, но и вообще всякой музыки.

Андрей:: Если рассматривать рок как музыкальный стиль, то он, безусловно, привлекателен, особенно, когда речь идет о мелодическом роке, более свойственном отечественным исполнителям. В самой рок-музыке меня лично всегда привлекало качество звука, оригинальность аранжировок, новые необычные темы, сочетающиеся с виртуозностью исполнителей. У фирмачей это всегда получалось неплохо, поскольку они стремились к комфорту и потому далеко продвинулись в области студийной обработки звука.

Валентин: Я бы сказал, что обычно тема и характер гармонии в рок-музыке занимает второстепенное место, поскольку музыка является как бы вспомогательным материалом. Человек не может без музыки. Он привык петь, и часто, что-то делая, мы сами того не замечая, напеваем. Нередко эта мелодия кружится в голове целый день. И это не случайно. Мелодия в данном случае исполняет двойную функцию: вспомогательную и воздействующую. Она помогает отвлечься от тяжелых мыслей и в то же время как бы навязывает свой дух, свое состояние душе.

Вы хотите сказать, что происходит как бы внушение?

Валентин: Да-да, именно внушение. И часто это происходит незаметным образом. Вот в Церкви, например, существуют традиционные песнопения, которые передают молитвенный настрой верующим. Заметьте, что песнопения знаменного одноголосного характера, написанные в древности святыми отцами, во многом отличаются от современных партесных аранжировок.

Именно поэтому, когда послы святого князя Владимира вошли в православный византийский храм, то почувствовали себя как на Небе. Сама мелодия заставила их на время отречься от всего земного и предстать пред Создателем всяческих. Такова сила и функция церковной музыки.

О. Александр: То же самое можно сказать и о любой другой музыке, так как она является всего лишь служительни­цей, т. е. существует культ (идеология), а при ней как бы вспомогательный психологический механизм — музыка. Вот, например, если взять классику, то во главе ее также стоят различные идеологичес­кие базы. В произведениях И.С. Баха можно увидеть полифионическое раздвоение души католика, у Брамса — академизм протестанта, у Стравинского — революционный разрушительный абстракционизм. Причем последний пользовался музыкальными оборотами еще доклассической эпохи, собирая их в некоторые как бы нелепые построения.

Валентин: В принципе, мелодии современного рока не новы. Вообще в музыке семь нот, не считая диезов и бемолей. За такое длительное существование человечества все, что можно было придумать, уже придумано. Поэтому надо сказать, что музыкальные обороты рока во многом повторяют то, что уже существовало, только часто акцент ставится на более жесткие и надрывные моменты, стараясь удержать при этом их все время на пике. Нередко используется контраст, когда агрессивные шумовые элементы сменяются балладами или лирическими отступлениями. Это и создает для слушателя многообразную картину образов и уводит его от реального мира. Вот почему большинство любителей рока предпочитают слушать его под кайфом. Пленяясь звуковыми эффектами, мощным ритмом, подростки находят для себя в тяжелом роке (хеви-металл) как бы возможность выплеснуть накопившуюся в них энергию, а более старшее поколение предпочитает мелодический (симфо-рок).

Получается, что рок-музыка для молодежи — это одна из возможностей выплеснуть энергию?

Валентин: Да, и показать себя, свое «я», если речь идет о рок-концертах. Подобное бывает и на футбольных матчах. Обычно рок-музыка подстрекает своим синкопированным ритмом и металлическим звучанием к выражению эмоций.

Это все, что касается самой музыки. А теперь, если можно, расскажите об упомянутой вами выше идеологии, которую несет в себе рок-музыка. Как это понимать?

О. Александр: Рок — это идеология протеста. Человек с младенческих лет живет в пространстве запретов: «там не трогай», «сюда не ходи», «с тем не дружи» и т. д. И надо сказать, что существующие запреты относятся ко всем людям, независимо от того, где и в какое время они росли и воспитывались. Запрет вложен в нашу совесть от рождения. Более того, он просто необходим, потому что сам по себе делает человека свободной личностью. Когда ты знаешь, например, что плохо употреблять наркотики и не употребляешь, то ты самопроизвольно выбираешь добро. А если не будет запрета, то человек лишится свободной воли, лишится самих понятий добра и зла. Ведь именно с этой целью Господь и дал нашим прародителям Адаму и Еве заповедь в раю, чтобы соблюдая ее они имели свободную волю. Так учит Православная Церковь.

Андрей:: Идеология же рока снимает запрет, т. е. она протестует против заповедей. Рокеру необходим беспредел. Когда западные музыканты входят в кураж, то они, как известно, начинают делать вещи абсолютно неприличные для человеческого понимания. Я вспоминаю, как мы играли как-то на одном из провинциальных стадионов. Местные рокеры стали ломать скамейки. Нам это нравилось, и мы их заводили тем, что выкрикивали гортанные напевы типа «ей-ею-ея», а оператор плавно добавлял низа. Это у нас называлось «раскачать толпу».

Валентин: Тогда мы не понимали, что провоцируем людей на противоестественные поступки. Нам самим хотелось сделать что-то такое, что в здравом человеческом понятии является безумием. Впоследствии, когда мы, по милости Божией, стали посещать храм, то поняли, что это противоестественно и сам по себе протест — это идеология диавола.

Может быть это слишком сказано, ведь многие рок-музыканты не считают себя сатанистами?

Валентин: Я нисколько не хочу обидеть или оскорбить кого-то из музыкантов или рокеров. Многие из них искренне любят свое дело и не понимают всей подоплеки. Сатанизм тоже бывает разный. К примеру, на западе он чаще выражается в жертвоприношениях в виде убийств животных или даже людей. У нас тоже стали появляться такие примеры. Вы наверное помните, в Оптиной Пустыни в 1993 году сатанисты убили на Пасху трех монахов. Убийство ритуальное, поскольку на клинке была гравировка «666». Каждому убитому надвинули на лицо клобук, а наметку несколько раз обвернули вокруг головы.

О. Александр: Слава Богу, у нас сатанизм пока не приобрел такого широкого распространения как на западе, но он привносится в Россию чаще всего, именно, через рок-музыку, которая является своеобразным пособием по черной мессе. Дай Бог, чтобы наши русские парни и девчонки поняли, что это за болото. Сама идея, переступить порог запретного, принадлежит сатане. Кто первым воспротивился Богу? Это был падший ангел денница. Он вышел из повиновения Небесному Отцу, потому и считается у сатанистов первым рокером, который обрел «свободу». Ведь у сатанистов нет ничего запретного: делай что хочешь, живи, как хочешь. Отсюда и страшное падение нравов среди любителей рок-музыки.

Андрей:: Вообще, в начале человек не чувствует вреда от слушания рок-музыки. Но потом постепенно, незаметно для себя, он подпадает под влияние и проникается духом страстей. Сама по себе кажущаяся свобода от запретов делает человека рабом диавольских внушений. Я помню, когда был рокером, то нередко понимал, что я нарушаю естественные законы и здравые человеческие понятия. Меня пытались останавливать, но я постепенно втягивался и уже не противился страсти, и становился рабом ее, утрачивая желание что-то менять в своей жизни. Это и есть первое проявление сатанизма в душе.

А как вы относитесь к тому, что скоро при православном храме будет рок-клуб?

Валентин: Я когда впервые услышал об этом, то был просто шокирован. Многие мои знакомые рокеры, которым наплевать на все, прекрасно понимают, что Церковь это противоположная сторона баррикады. А на войне всегда уважают честного и достойного противника, а если он и нашим и вашим, то таких только презирают.

О. Александр: Действительно, идеи уважаемого о. Сергия (Рыбко) у многих священников и православных вызывают смущение. Практически он пытается смешать идеологию сатанизма с Православием. Более того, совесть каждого верующего человека подсказывает, что рок-музыка — это не Божье дело, а заглушать голос совести и в таком состоянии проповедовать истину — нелепо. Если это действительно делается для спасения одной овцы, которую о. Сергий хочет найти на рок-концертах, то не надо, по крайней мере, резать оставшихся девяносто девять. В житиях святых встречаются примеры, когда тот или иной святой по воле Божией заходил в дом терпимости, чтобы обратить блудницу на истинный путь, но чтобы при храме строились такие дома терпимости, что-то я не припоминаю.

Валентин: Я хотел бы добавить к сказанному, что святые проповедовали истину, не совершая греха, а в данном случае предлагается творить грех и грехом привлекать души в Православие. Это же огромный соблазн для всех.

Однако о. Сергий уверен, что в его рок-клуб пойдут рокеры. А как вы считаете?

Андрей:: Я думаю, что нет. Там, скорее всего, будут только послушницы о. Сергия и залетные неудачливые музыканты по глупости решившие, что у Церкви много денег и при помощи ее можно раскрутиться

Настоящие рокеры уже увидели лукавство. Увидели, что представитель Церкви стал заигрывать с ними. И это только подорвало авторитет Церкви и далеко отбросило тех людей, которые могли бы прийти в храм.

О. Александр: Господь наш Иисус Христос не случайно дал Церкви право анафематствовать всякие заблуждения, и святые Отцы всегда использовали анафему как средство для обращения заблудших в Церковь. Категорическая и четкая оценка идеологии рока скорее приведет в Церковь людей, чем безрассудные попытки прятаться под маской своего парня.

А как вы относитесь к тому, чтобы на рок-концерте в антракте священник со сцены говорил проповедь?

О. Александр: Господь сказал: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6). Я в данном случае под свиньями подразумеваю не рокеров, к которым могла бы быть направлена проповедь, а те страшные бесовские силы зла и разврата, переполняющие концертные залы и стадионы. Всему свое место. И как неуместно во время похорон на кладбище рассказывать анекдоты родственникам покойного, так недопустимо говорить о Боге там, где можно вызвать лишь хулу на святое.

Андрей:: Такие дурилки существуют у католиков. Им все равно, где совершать свои мессы. Я помню, видел, как однажды в Италии на сцену вышел ксендз с чашей и стал совершать служение. А перед этим только что, на том самом месте плясали обнаженные развратницы. Они не успели зайти за кулисы, как тот стал говорить проповедь. А молодежь в зале только глумилась над его словами, выкрикивая разные оскорбления в адрес Бога и папы римского.

Валентин: Католики благоговение утратили давно. У них только одно правило — признай, что папа римский — наместник Бога и, пожалуйста, причащайся. Про католическую миссию в Испании я как-то видел фильм. Один ксендз пришел к аборигенам, а у них как раз был свой языческий праздник.

Аборигены напились браги и хохочут. А этот ксендз спокойно разложил свои принадлежности и стал их причащать. Ну и что толку? Они после этого тут же устроили меж собой еще и драку.

О. Александр: Вообще всякая проповедь познается по плодам. Преподобный Исаак Сирин говорит, что если ты монах, то прославляй Бога монашескими подвигами. А если монахи будут сочинять рок-оперы и играть на барабанах, что же станет с нашими монастырями? Нельзя служить двум Господам или служить Богу или идеологии про­ теста.

Андрей:: Если монахи станут играть рок, то это все равно, что коровы начнут плясать «лебединое озеро». Вообще рок — это страсть и надо с ней бороться. Народ не обманешь. Я тут на днях слышал от приятеля забавную историю. Старушка с внучкой, направляясь в храм, проходят мимо афиши известного рокера-сатаниста Мэрилин Менсона. Вдруг внучка испуганно смотрит на рекламу и спрашивает:

— Бабушка, кто это такой страшный?

— Не пугайся, внученька. Это духовное чадо отца Сергия (Рыбко).

Да, отец Сергий становится народным героем. Но все же наверняка есть люди, которые через рок пришли в храм. Но стоит ли ради таких немногих создать православный рок-клуб?

О. Александр: Господь приводит людей в Православие разными путями. Кого-то через протестантизм, кого-то через оккультизм или какую-нибудь другую секту. Но это не значит, что мы, православные, теперь должны при храмах открывать оккультные центры или сектантские приходы, для того, чтобы через них приводить людей в Православие. Это для каждого здравомыслящего человека ясно как Божий день. Наша задача проповедовать истину, не искажая и не подстраивая ее под какие-то понятия. Горе вам книжники и фарисеи, — говорил Господь, — потому что обходите весь мир, чтобы обратить хотя бы одного, а обратив его, делаете его сыном геенны (Мф.23,15). Важно не столько обратить человека в Православие, сколько утвердить его на истинном пути. И как говорит апостол Иаков: обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и получит прощение множества грехов (Иак. 5, 20).

Что бы вы хотели пожелать всем защитникам рок-музыки?

О. Александр: Я бы сказал словами святителя Игнатия (Брянчанинова), который предупреждает нас, что и одна неправильная мысль может погубить душу. Не надо искать в канонах запретов на рок-музыку. Вы их не найдете. Нет там запретов и жевать жвачку во время пения херувимской, но совесть, этот голос Божий, ясно говорит нам, что такие действия неприличны, как неприлично защищать и то, что по праву должно быть нами осуждаемо. Ибо невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят (Лк. 17,1).

Беседовала Наталья Крылова

«Дух христианина», N 8, 2005 г.

http://www.christian-spirit.ru/v8/8.(8).htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru