Русская линия
Единое Отечество, Одесса Александр Рожинцев03.10.2005 

Император Павел I — покровитель Русской Церкви
251-летию со дня рождения Государя Императора Павла I Петровича посвящается

Государь Император Мученик Павел I Петрович (1754−1801) с особой заботой относился к православному русскому духовенству.

Он выражал Высочайшее желание, чтобы русское священство имело более «соответственны важности сана своего образ и состояние «. Вследствие чего, принимались в его Царствование меры к улучшению быта белого духовенства. Ревновал Государь и о просвещении духовенства.

При нем были учреждены духовные Академии в Санкт-Петербурге и Казани. Духовные лица отныне получали государственные награды. Вновь учрежден был для них наградной наперсный Крест.

При Государе Павле I Петровиче Святейший Синод сделал представление об избавлении священников и дьяконов от кнута, и Император утвердил таковое, но оно, к несчастью, не было приведено в исполнение после его трагической кончины.

Государь в 1797 и 1799 годы по годовым государственным сметам увеличил против прежнего вдвое штатные оклады из казны на духовное ведомство. Казенная выдача, таким образом, достигла почти одного миллиона рублей. Кроме того, в 1797 году были удвоены участки земли для Архиерейских домов. Дополнительно отведены были Архиереям и монастырям мельницы, рыбные ловли и другие угодья. Впервые в России узаконены были меры для обеспечения вдов и сирот духовного сословия.

При Императоре Павле I Петровиче выделено было в особое ведомство военное духовенство. В прежнее время оно находилось в подчинении епархиальных начальств по местам расположения полков. Только в военное время оно поступало в ведение особых обер-священников, учрежденных Уставами Государя Петра I Алексеевича — воинским (1716 г.) и морским (1720 г.). При Императоре Павле I Петровиче в 1800 году учреждена была должность постоянного обер-священника, который, вплоть до октябрьского переворота, и был поставлен во главе всего духовенства армии и флота.

Естественным в таком случае было решение Государя жаловать иерархам Церкви высший Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

Как писал в своих воспоминаниях рыцарь Мальтийского ордена граф Франц Габриэль де Бре (1765−1832), бывший в Санкт-Петербурге в 1799—1800 годах в качестве депутата от Мальтийского ордена, а в последствии живший в столице в качестве Баварского посланника в 1808—1812 годах: «В сношениях с духовенством Император выказывает больше ловкости и знания людей: он его осыпает милостями и знаками почтения. Он первый наградил Епископов орденами, которые до сих пор давались только мирянам. Везде, при всяком случае, он высказывает им самое глубокое уважение, но в этом у него меньше системы, чем чувств «. (Печатается по книге «Записка баварца о России времен Императора Павла I «, Русская старина, 1899, Т. 99, сентябрь).

Именно Государь Мученик Павел I Петрович, столь много и долго оклеветанный его современниками и потомками, увы, даже из числа особ Императорской Фамилии, позаботился о том, чтобы отныне и до века священник в России имел одинаковые с другими сословиями права и обязанности служения Богу, Царю и Отечеству. О том, в каком положении оказались ко времени его Царствования белое и черное духовенство, можно узнать из впечатлений представителя депутации Мальтийского ордена: «Духовенство совершенно отделено от остального мира, так как ни дворяне, ни крепостные не вступают в духовное звание. Дети белого духовенства, в свою очередь, делаются священниками, из них же пополняется черное духовенство. В настоящее время духовенство бедно. Петербургский Архиерей имеет от Петербурга только 5000 рублей. Он не имеет никакого влияния на дела, никакого участия в гражданском и политическом управлении. Нигде разграничение между ведомствами церковными и светскими, между мирским и духовным не наблюдается так точно, как здесь. Русское духовенство составлено только из людей незнатного происхождения. Нет ни одного родовитого человека, ни в монастырях, ни в приходах. Священники обязаны жениться, но если они становятся вдовцами, то они не могут второй раз жениться и должны постричься в монахи. Исключения из этого правила очень редки». (Печатается по тексту «Заметки фон Герлаха о пребывании в Петербурге», Русская старина, 1892. Т 74, апрель. С. 53.).

До него это свершила единожды его Августейшая мать — Государыня Императрица Екатерина II Алексеевна (1729 — 1796 гг.). Заслуга же Государя Мученика Павла I Петровича состоит в том, что он повелел жаловать ордена священникам всех чинов Церковной иерархии, узаконив, таким образом, духовное сословие в гражданских правах, чинах и званиях.

Первым русским Архиереем и вторым в истории Императорского ордена стал Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил II (Петров).

В дальнейшем многие лица духовного звания III — I класса, т. е. в чине от протопресвитера до Митрополита, Высочайше жаловались Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги в деле миссионерства, духовного и нравственного просвещения, а также за многолетнее служение Богу, Царю и Отечеству.

Среди первых кавалеров был и воспитатель Государя Павла I Петровича Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), а также многие другие выдающиеся иерархи, миссионеры и богословы XIX — XX веков.

http://www.otechestvo.org.ua/main/200 510/302.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru