Русская линия
Русская линия Сергей Григорьев26.02.2002 

Экспансия Ватикана провоцирует конфликты

11 февраля этого года в Ватикане было объявлено о решении Папы Римского Иоанна Павла II повысить статус административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епархий. Отныне в документах Ватикана территория нашей страны будет именоваться «церковной провинцией», возглавляемой митрополитом.

Недружественный по отношению к России демарш вызвал соответствующую реакцию государства, Церкви и общественности. Последовало Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода, Министерства иностранных дел, Государственной думы РФ, ряда влиятельных общественных организаций, политиков, общественных и религиозных деятелей. Позицию православных поддержали представители других традиционных для России религий. Естественный и консолидированный протест России вызвал определенное беспокойство в Ватикане, и последовал ответный ход — заявление новоявленного митрополита Кондрусевича о недопустимом вмешательстве во внутренние дела Ватикана. Кондрусевич нагло обвиняет Патриарха и Синод едва ли не во лжи и тут же лицемерно сожалеет об ухудшении отношений с Русской Православной Церковью

Несколько растерянно на этом фоне выглядела реакция большинства светских СМИ, попавших в затруднительное положение из-за того, что в этом конфликте Церковь и власть в лице МИДа практически единодушно и одновременно выступили с официальными протестами. Если воевать с властью с откровенно антироссийских, прозападных позиций себе дороже, то с Церковью можно не церемониться — и пошла писать губерния. Выступления как бы за церковную позицию грешат некомпетентностью, а против — откровенной злобой на православие.

Светские аналитики пришли к тривиальному выводу, что РПЦ, якобы инициировавшая протест правительства, боится потерять своих прихожан при активной деятельности Ватикана в России. Очевидно, что это заблуждение. Если какой-то православный христианин и вздумает перейти в католицизм, то не много потеряет от этого церковь. Не зря говорят, что если к другому уходит невеста, то неизвестно кому повезло. Внутренние ренегаты никогда не усиливали позиции православия в России.
Политический обозреватель Соколов в программе «Однако» объяснил протест верующих опасностью для России некоего размывания нашей духовности католическими миссионерами. Это, конечно так, но едва ли на этот процесс паписты оказывают большее влияние, чем идеализация духа стяжания, телевидение с нескончаемыми американскими боевиками или откровенная порнография на лотках прессы или рекламных щитах.

Аналитики или не видят или не хотят видеть непосредственного следствия католической экспансии: действия Ватикана делают религиозную жизнь в России более напряженной, она становится источником непрекращающихся конфликтов. У всех на глазах совсем свежий пример — визит Папы в Киев. Вместо декларируемого на словах мира, визит обострил религиозную ситуацию на Украине. Совершенно сознательно Папа любезно общался с украинскими раскольниками, пренебрегая мнением Русской Православной Церкви о несвоевременности визита.

Невнятная реакция ведущих СМИ показала, что в России мало кто имеет представление о том, чем на самом деле является религиозная составляющая нашей жизни. К примеру, Новосибирский губернатор В. Толоконский обрадовался решению Ватикана одну из 4-х новых епархий основать в Новосибирске. Мол, теперь уж все согласятся, что Новосибирск — столица Сибири, сам Папа это подтвердил. Такая провинциальная ограниченность показывает, что до сегодняшнего дня для значительной части нашей политической элиты религиозный фактор остается некоей экзотикой, хотя на словах все и признают его важность в жизни любого государства, а России особенно. Появление римо-католической епархии в Новосибирске не повысит статуса Новосибирска в глазах мировой общественности, а повысит опасность потенциальных конфликтов, которые безусловно будут возникать при дальнейшей экспансии Ватикана на территории РФ. А она последует неминуемо!

Очевидно, что в связи с последними событиями очаг напряженности, практически на пустом месте устроенном Ватиканом, будет только разгораться. Само по себе учреждение епархий уже вызвало серьезный конфликт. Паписты вполне сознательно, с провокационной целью, внесли в титул одного из епископов японское наименование Сахалина. Технология действий католиков для расширения собственного влияния хорошо известна, она всегда связана с созданием конфликтных ситуаций и планомерно увеличивающимся давлением на противника, причем давлением по всем направлениям — политическому (через международные организации), общественному (пиар-акции в СМИ), да и военному. Примеров тому множество. Никогда Рим не упускал возможности при случае погрозить собственной силой, и это происходило не только во времена средневековых рыцарей.

Что же дальше?

Уже сейчас понятно, что отступать Ватикан не намерен, и обострение отношений между православными и католиками папистов не пугает. Своим агрессивным шагом они фактически сорвали возможность переговоров с РПЦ, которые наметились в ходе римской встречи представительной делегации РПЦ с Папой в январе. Тогда была достигнута договоренность о продолжении переговоров, для ведения которых 26 февраля в Москву должен был прибыть руководитель папского Совета по содействия христианскому единству кардинал Каспер. Визит был сорван агрессивными провокационными действиями римской курии. Папа Кароль Войтыла, как настоящий иезуит, встречаясь с представителями московского Патриарха даже словом не обмолвился о том, что через несколько дней Ватиканом планируется серьезнейший шаг в отношении России. Войтыла не впервые позволяет себе нарушать предварительные договоренности с РПЦ, к которым православные относятся вполне серьезно. Как можно о чем-то договариваться с таким человеком? Если хитроумная политика Ватикана привычна для Запада, то нас, традиционно надежно защищенных от католической экспансии мощным Российским государством, такие выверты «церкви-сестры» ввергают в недоумение.

Следует признать, что «никодимовская» внешняя политика нашей Церкви последних сорока лет оказалась несостоятельной перед лицом католической экспансии. Общаясь с папистами, дипломаты из ОВЦС наивно (надеемся, что наивно) полагали, что католики люди порядочные, с ними можно договариваться, что II-й Ватиканский собор действительно подложил конец противостоянию. Но оказалось, что заветы Макиавелли живы и сейчас, весь этот словесный флер о братских отношениях с «церковью-сестрой», не более чем ловушка для тех, что хочет в нее попасть. Лозунг «цель оправдывает средства в отношениях с «схизматиками» — был и остается принципом политики Ватикана.

Конечно, наше государство может ответить на агрессивный недружественный демарш Ватикана осложнениями с регистрацией новых епархий, тем более что там, где позиции католиков традиционно сильны, паписты не стесняются использовать свой «административный» ресурс. Очевидно, что в Ватикане готовы к такому повороту событий, а возможно только этого и добиваются. Легко представить, какой поднимется гвалт в западных и в российских прозападных СМИ, даже обычно недружелюбные к Ватикану обозреватели не упустят лишнего повода представить русских агрессивными мракобесами. Казалось бы, а стоит ли нам с ними связываться? Как говориться, не трогай …, и запаха не будет. Пусть бы основывали свои епархии, увеличивали статус своих представителей. За прошедшие десятилетия каких только миссионеров мы не видели на улицах своих городов. Русская Православная Церковь ничего не потеряла от этого, потерялись души отдельных наших сограждан, но и это не удивительно. Идет война, жертвы неизбежны. Неужели действия Ватикана для нас более опасны, чем действия различных протестантских миссионерских организаций?
Приходится признать, что это так. Деятельность Ватикана, как мощной, организованной силы, вызовет куда более болезненную, конфликтную ситуацию во всех тех местах, куда проникнет католицизм, чем-то, чего смогли добиться разрозненные протестантские группы. Печально, что многие политики недооценивают последствий экспансионизма Ватикана.

Именно это, расширение очагов напряженности в религиозной сфере, в первую очередь беспокоит иерархов Русской Православной Церкви и православную общественность. Этим объясняется резкая реакция Церкви на действия Ватикана. Не столько о себе заботится Церковь, предупреждая о конфликтной ситуации, сколько о русском народе, за который она несет ответственность перед Богом и людьми. Наиболее трезвые политики прислушиваются к мнению Церкви, понимая, что та или иная позиция священоначалия продиктована не заботой только о количестве своих прихожан, а заботой о всей России, о ее государственных интересах, которым угрожают нынешние действия Ватикана. Вряд ли возможно усовестить папистов, там уважают только силу. Поэтому чем более жесткий консолидированный ответ почувствует Ватикан, тем меньше у него будет прыти. Если же мы спокойно отнесемся к введению католических епархий, возникновению католического митрополита в Москве, пока в Москве, то не за горами и следующий шаг, когда Кондрусевич станет митрополитом московским, а может и католическим патриархом всея Руси. Есть же католический патриарх Иерусалима. Доказывай потом, что такие шаги Ватикана не вызваны внутренней необходимостью католической церкви.
С.Григорьев, РЛ


+ + +

ПРИЛОЖЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В МИД России поступают обращения от жителей Сахалинской области, в которых высказывается возмущение тем фактом, что в официальном титуле католического епископа Ежи Мазура используется наименование «Апостольский администратор Восточной Сибири и префектуры Карафуто». Префектура Карафуто существовала на территории Южного Сахалина, когда он входил в состав Японии (1905−1945гг.) в качестве ее территориально-административной единицы. Сахалинцы обращают внимание на то, что наименования географических объектов Российской Федерации охраняются государством, произвольная замена Святым Престолом одних географических названий другими недопустима и может рассматриваться как неуважение к законам Российской Федерации.
МИД России расценивает использование в титуле католического епископа несуществующего названия территории как недружественный акт и вмешательство во внутренние дела Российской Федерации.
Разъяснения, данные на этот счет в печати представителем Римско-католической церкви на уровне приходского священника, МИД России считает неубедительными и недостаточными.
26 февраля 2002 года

ЗАЯВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Мы, деятели российской науки, культуры и искусства, представители гражданской общественности, удивлены и опечалены тем. что Ватикан, без консультации с Российским государством и Русской Православной Церковью, создал на территории нашей страны четыре католические епархии, объединенные в «церковную провинцию».
Мы, разумеется, признаем право российских католиков на свою религиозную жизнь, однако она нормальным образом развивалась и до учреждения в России католических епархии. Действия Ватикана свидетельствуют о том, что он все еще вынашивает планы духовной экспансии в нашем Отечестве Судя по всему, в Ватикане по-прежнему считают Россию «духовной пустыней». Мы не согласны с тем. что в стране с 1000-летней христианской традицией католические миссионеры выступают в роли конкистадоров. Оказавшись на «новом духовном пространстве», они действуют по принципу: кто быстрее захватил участок, тот и прав. Однако пользоваться тем, что в течение долгих десятилетий наш народ насильственно был отторгнут от Православия, и пытаться обратить его в свою веру -это совсем не по-христиански. Предпринятый Ватиканом шаг означает прямой вызов стране, вся жизнь которой основывается на неразрывной связи с православной традицией.
Да, живя в многонациональной и поликонфессиональной стране, мы с уважением относимся к другим верам, культурам и традициям. Но, так же как и католические страны, которые не считают зазорным называть себя таковыми, мы не стесняемся называть Россию православной страной, дорожим этим и хотим говорить об этом открыто. Наша история, культура и национальный характер буквально пронизаны духом Православия Почитаемая во всем мире наша национальная духовность — это, прежде всего, православная духовность. И сейчас нам больно и обидно слышать, что Россию пытаются сделать некой «духовной провинцией» Римско-католической церкви.
Мы заявляем, что российский народ — не дикое племя, и само присутствие на Святой Руси католических миссионеров является оскорбительным для нашей древней христианской культуры.
Убеждены, что инославная миссия искажает духовный облик нашего народа, вновь разделяет Восток и Запад, толкает христиан не к сотрудничеству, а к конкуренции, которая превращает межцерковные отношения в «религиозный рынок» Чему как не этому, будет способствовать нынешняя реорганизация католических структур в России?
История свидетельствует: все попытки Римско-католической церкви развернуть «просветительскую» деятельность в России обречены на неудачу. Какими бы благовидными целями не пытался оправдать свои действия Ватикан, и какие бы политические и финансовые ресурсы не привлекал он для достижения своих далеко идущих планов, мы сегодня, как и во все времена католической экспансии, направленной на Русь, готовы ответить ему словами святого благоверного князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде». А посему Православная Россия с гражданским достоинством относится к этому недружественному шагу, надеясь, что ошибочность принятого Ватиканом решения станет очевидной для руководства Римско-католической церкви уже в ближайшее время.
Ясно видя и сознавая все происходящее, мы поддерживаем позицию, занятую Московским Патриархатом в вопросе об учреждении католических епархий в России, и присоединяемся к исполненным горькой правды словам Заявления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви.

В.А.Андреев, Художественный руководитель театра им. М.Н.Ермоловой, нар.арт.СССР, лауреат-Государственной премии России
И.А.Архипова, Президент Международного союза музыкальных деятелей, нар.арт.СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий
Ю.К.Борисова, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, нар.арт.СССР
И.С.Глазунов, Ректор Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества, профессор, нар. художник СССР, действительный член Российской Академии Художеств, академик, лауреат Государственной премии России
С.Н.Головкина, Нар.арт.СССР, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Академии Гуманитарных наук, профессор
Т.В.Доронина, Художественный руководитель МХАТа им. М.Горького, нар.арт.СССР
В.М.Зельдин, Нар.арт.СССР, лауреат Государственной премии России
Л.Г.Зыкина, Художественный руководитель Государственного Академического ансамбля русской народной песни «Россия», Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, нар.арт.СССР, профессор
В.Н.Крупин, Писатель
А.С.Лазарев, Нар.арт. России
В.С.Лановой, Лауреат Ленинской премии, нар.арт.СССР
О.В.Лепешинская, Нар.арт.СССР. лауреат Государственных премий СССР, профессор
И.А.Моисеев, Художественный руководитель Государственного Академического ансамбля Народного Танца, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий
Н.Н.Некрасов, Художественный руководитель и главный дирижер Академического Оркестра русских народных инструментов, нар.арт.СССР
С.В.Немоляева, Нар.арт.России
Н.Д.Никандров, Президент Российской Академии Образования
Б.А.Покровский, Художественный руководитель — главный режиссер Московского Камерного музыкального театра, нар.арт.СССР, профессор
В.И.Пьявко, Первый Вице-Президент Международного Союза Музыкальных деятелей, нар.арт.СССР, академик
Н.И.Селезнева, Нар.арт. России
Ю.М.Соломин, Художественный руководитель Государственного Академического Малого теагра России. нар.арт.СССР, лауреат Государственной премии России, профессор
М.А.Ульянов, Художественный руководитель Академического театра им. Евг. Вахтангова, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России. нар.арт.СССР
ОВЦС

БЛАЖЕННЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АНТИОХИЙСКИЙ ИГНАТИЙ IV ВЫРАЗИЛ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ ВАТИКАНА В РОССИИ

18 февраля 2002 года Блаженнейший Патриарх Игнатий IV принял Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрита Елисея.
В ходе состоявшейся беседы Его Блаженство сообщил, что с глубокой озабоченностью воспринял недавнее решение Ватикана об учреждении католических епархий и создании единой «церковной провинции» на канонической территории Русской Православной Церкви.
Блаженнейший Патриарх заявил, что осуждает эти действия, считая их серьезным препятствием к конструктивному диалогу между Католической и Православной Церквами, и намерен заявить об этом Папе Иоанну Павлу II.
Предстоятель Антиохийской Православной Церкви высказал точку зрения, что все Поместные Церкви должны согласованно и совместно реагировать на эту акцию руководства Католической Церкви.
ОВЦС

ПРАВОСЛАВНЫЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ВЫСТУПАЮТ КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ОБРАЗОВАНИЯ КАТОЛИЧЕСКИХ ЕПАРХИЙ В РОССИИ

Об этом говорится в распространенном сегодня заявлении пресс-центра Барнаульской епархии в связи с многочисленными обращениями и вопросами православных людей, а также представителей средств массовой информации, относительно объявленного Ватиканом решения о создании на территории России католических епархий.
«Русская Православная Церковь расценивает это как недружественный и подрывающий перспективу улучшения отношений между двумя церквами факт, о чем сказано в заявлении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ.
Надо отметить, что у нас в Сибири, в Барнауле, и некоторых других городах, были католические храмы, возникшие потому, что сюда ссылались политически неблагонадежные, подрывающие устои империи граждане России. Однако это скорее свидетельствует, что православное государство очень внимательно относилось к духовным запросам своего народа.
В наши дни количество католиков в Сибири настолько мало, что не может соперничать даже с числом людей, ставших жертвами тоталитарных сект и лжерелигиозных культов, которых, к сожалению, немало у нас на Алтае, и в реабилитации которых по мере сил участвует Церковь.
Вряд ли привнесение чуждых нашему менталитету религиозных обычаев и обрядов, черт иной культуры может способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы сегодняшнего российского общества, в том числе и в Алтайском крае. Впрочем, политика прозелитизма, проводимая Ватиканом, никогда не учитывала насущных потребностей и запросов людей. Вот почему Святейший Патриарх вместе с Синодом обратились к народу с призывом «спокойно, мирно, но твердо отвечать на любые попытки духовно разделить наш народ», — говорится в заявлении Барнаульской епархии.
Информационная служба АМИТЕЛ

ВЛАСТИ В ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЕПАРХИИ

Еще 29 января, при содействии российского консула Николая Мясоедова, состоялась встреча архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского Николая с губернатором Ивано-Франковщины Михаилом Вышиванюком. На встрече владыка Николай обратился к губернатору с просьбой о помощи в решении жизненно важных для Ивано-Франковской епархии Украинской Православной Церкви вопросов: о передаче епархиальному управлению здания, которое епархии пока приходится арендовать; о выделении Тустанскому монастырю земли; об упрощении местной процедуры регистрации приходских общин УПЦ, от которых требуют справку о целесообразности их учреждения (!). По первому вопросу владыке Николаю было заявлено, что решение данной проблемы может иметь место не ранее завершения парламентских выборов. Приняв к сведению остальные вопросы, г-н Вышиванюк обещал также содействовать строительству в Ивано-Франковске нового православного храма. Однако, ни один из вопросов до сего дня так и не был решен.
Пресс-служба УПЦ


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика