Русская линия
Православие.Ru Юрий Лисица,
Ольга Лисица
03.10.2005 

Значение творчества великого философа-патриота И. А. Ильина для России

Творческое наследие Ильина огромно и хорошо сохранилось, это более 40 книг и брошюр, более 600 статей, более 100 лекций, огромное количество писем, часть незаконченных работ, стихотворения, поэмы, шуточные поэтические и прозаические опусы, воспоминания, документы, находящиеся в многочисленных архивах разных стран.

Ученик Ильина Р. М. Зиле после смерти жены философа в 1963 году переправил архив Ильина в США. Другой ученик Ильина профессор Питтсбургского университета Н. П. Полторацкий в том же году создал Архив И. А. Ильина в Мичиганском университете библиотек, содержащий 100 ящиков рукописей и документов. По завещанию философа его архив должен быть после его смерти передан родному Московскому университету: эта акция еще ждет своего часа.

Н. П. Полторацкому принадлежат самые точные оценки национальной значимости русского философа: «Относительно русской религиозной философии XX века можно сказать, что много было званых, но мало избранных. В идейном наследии каждого из русских религиозных философов есть, конечно, немало — а в некоторых случаях и много — ценного, но только немногие из этих философов могут быть отнесены к категории учителей, духовно-идейных водителей — в точном смысле этих слов. Ильин принадлежит к категории людей, по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться и нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и животворящего креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие — и предметно-компетентные и ответственные — учители и нужны в наше смутное и трудное время. И, конечно, именно такие нужны будут и в будущем». Великий русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, духовный друг Ильина, написал ему в своем первом письме в 1927 году: «Не раз, не раз порывался я написать Вам, приветствовать Вас за стойкость, за блеск дарованья Вашего, за мужество в борьбе, за великую честность перед Россией, за высокую и одухотворенную человечность — русскость! За ту горькую и такую нужную нам всем правду, которую Вы ищете, находите и поясняете всем. Вы один из первых — нужнейших родине, — нет, Вы — исключительнейшее, сколько я могу чувствовать, явление, светлейшее — в страшном и подчас великом разнобое, царящем в эмиграции — и повсюду. Я Вас так (!) чувствую! Вы не страшитесь вскрывать гнойники интеллигентщины (все еще!) русско-интернациональной, хронической болезни, одурь-дурман и — ложь! И много зато у Вас врагов. Но, — знаете Вы и сами, — и друзей, невидных сейчас, пока, — много! И будет все больше. Да, Вы такой — единственный у нас. И что важно — с таким блеском, с таким искусством живого и яркого слова, с такой широтой и духовной глубиной знаний! Для меня несомненно, что Вам выпала — и по праву! — доля высокая — предстательствовать за Россию, за духовные ее ценности, — наследие от лучших из тех, кто эти ценности обрели в ней, развивали, очищали, вносили в жизнь мира. Воистину, за эти ценности должно душу свою отдать. И защищать их, — Божье дело, — Крестом-Мечом! Понятен мне весь фальшивый вой-вопль, поднятый слева, и вся эта эквилибристика, с опорой на Закон Христов! — вплоть до Бердяева! Понятно всё, — страх за содеянное понятен, и „круговая порука“ в шулерстве. Непонятно лишь буквоедство и софистика гг. философов. Не могут понять, что и „всему пременение бывает“! И если, для меня, самая математическая истина, примененная к живому, к вечно формирующемуся духу, губит его, я обязан эту формальную истину отвергнуть. Ибо — не в лаборатории я и не у доски, а при живом И — живу, и сам, мучаясь и принося жертвы, ищу истину. Великая свобода дана нам, великая carte blanche — глубина безмерная: „Суббота — для человека!“ И всякий меч, да, Крестом осиянный, направленный против Зла — сам — Крест! Правда — в людях, не книжная. К людям Христос пришел и не книжное принес, а — жизнь, именно — Свет Разума. Так я чувствую».

В 1936 году Шмелев написал Ильину: «Где-то свидимся?.. — Если бы в Москве!.. — Что Господь даст».

В мире иногда происходят события, вероятность которых равна нулю, и они все-таки совершаются. Такие события имеют особую значимость, наполнены глубоким смыслом и полны надежд. Их трудно по-человечески замыслить и по-земному осуществить. Они являются нам наградой — даром. Нигде во всем своем творческом наследии сам Ильин не мог предпологать о предстоящем своем упокоении на родной земле. И Шмелев, мечтая встретиться с Ильиным в Москве, не мог предположить, что эта несбыточная мечта именно так (!) осуществится. Но вот наступили иные времена и подошли сроки, когда в Некрополе Донского монастыря, где лежат святые мощи патриарха Тихона, где с 2000 года покоится прах Ивана Сергеевича Шмелева и его жены Ольги Александровны, обретает вечный покой великий сын России Иван Александрович Ильин со своей женой Наталией Николаевной, правота которых оказалась доказанной историей. Они были правы…

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51 003 120 611


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru