Русская линия
Вера-Эском Виктор Королев03.10.2005 

«Очень хочется посетить Россию»
Памяти епископа Александра (Милеанта)

Он родился в Одессе в 1938 году. Имя получил в честь св. благоверного князя Александра Невского. Папа пропал без вести на фронте. Семья в 1943 г. бежала, спасаясь от коммунистов. Дорога оказалась неблизкой: Южная Америка. С восьми лет Александр уже прислуживал архипастырю. Закончил электротехническую школу, работал чертежником и учился в университете Буэнос-Айреса. Получил духовное образование и диплом бакалавра богословия. Затем, приняв сан священника, настоятельствует три десятка лет в храме Лос-Анджелеса и продолжает свое гражданское образование (степень магистра по электронике), а в 1983 г. стал специалистом по коммуникации с космическими кораблями, работает инженером в Американском космическом агентстве. Сразу трудно осмыслить, зачем Господь дал отцу Александру такую возможность.

Инженерная работа позволила пастырю рано овладеть компьютерами и быстроразвивающимися издательскими технологиями, что облегчило предстоящую ему, немалую по масштабам, миссионерскую деятельность.

Многие регионы России в начале 90-х годов получали миссионерские листки из храма Покрова Божией Матери, где служит отец Александр. На любую просьбу он откликался незамедлительно. Просящие получали десятки православных брошюр, а возрождающим в Отечестве печатное миссионерское слово передавались компьютерные программы и издательские шрифты.

Батюшка состоял в письменном общении с простыми русскими мирянами и архипастырями. Особую, как он писал, «духовную близость» чувствовал к иночеству. Архиепископ Пермский Афанасий перепечатывал в своей книге труды о. Александра и тепло отзывался о его миссионерской деятельности. А это был 1992 год, когда ощущался недостаток православной книги и отношения с Зарубежной Русской Православной Церковью были еще далеки от сближения…

Отец Александр не был в России, но он так раскрыл свои объятия далекой Сибири, Уралу, Москве, что Отечество было с ним… В письмах он пишет: «Радуюсь тому, что сейчас в России стало появляться довольно много духовной литературы. Молю Бога, чтобы процесс духовного возрождения окреп и пустил корни. Мне очень хочется посетить Россию, которую я покинул в пять лет».

В 1995 г. протоиерей Александр принял монашеский постриг, получив имя Александра в честь св. архиепископа Харьковского Александра (Петровского), погибшего в 1939 г. Миссионерская деятельность прихода о. Александра становится известной всему христианскому сообществу: на русском, английском и испанском языках издано более трех сотен христианских брошюр, в мировой компьютерной сети (интернет) создан популярный миссионерский сайт батюшки…

После Пасхи 1998 г. архимандрит Александр был хиротонисан во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

Непростым здесь был его путь. Любовь к России, а за нее — пришли наговоры. Нашлись противники сближения с Матерью-Церковью. И это в последние годы, когда владыка уже был смертельно болен… В ночь с 12 на 13 сентября 2005 г. преосвященнейший епископ Александр (в миру Александр Васильевич Милеант) отошел ко Господу.

В своем последнем пасхальном послании (1 мая 2005 г.) владыка размышлял:

«Наблюдая стремительное отступление от христианства современного общества, падение моральных устоев, усиление всевозможных оккультных учений, увлечение жестокостью, пошлостью, демонизмом и всяким уродством становится страшно за будущее мира, в котором мы живем… Как правильно осмыслить то, что произошло с Россией в последние сто с лишним лет?

…Дай, Господи, чтобы и русский народ полностью осознал пустоту материалистических и теософских идолов, которыми раньше так увлекалось наше высшее общество!

Ярко запомнилось мне паломничество в Святую Землю 1973 года с русской молодежью. Тогдашняя игуменья Гефсиманской обители Варвара (Цветкова) в беседе с нами поведала нам предсказание старца Аристоклия Афонского (1838−1918), проживавшего тогда в Москве. Старец сказал ей, тогда еще юной студентке, что „возрождение в России начнется после сильнейшего взрыва на берегу большой реки“. Ни престарелая игуменья, ни я не знали, как понимать это предсказание. Но, когда в 1986 году произошла ужасная атомная катастрофа в Чернобыле и началась перестройка, я вспомнил это предсказание старца Аристоклия и очень обрадовался.

Несколько лет спустя я познакомился со следующим предсказанием того же старца: „Россия будет спасена. Будет много страданий и мучений. Всем надо много и много перестрадать и глубоко каяться. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией…“

…Наблюдая то духовное преображение, которое ныне идет в России, убеждаешься со всей очевидностью, что сила Воскресшего нисколько не умалилась в наше время. И в наши дни есть много глубоко верующих и праведно живущих русских людей, есть множество жертвенных пастырей и мудрых архипастырей Церкви. Конечно, всегда можно отыскать теневые стороны, но все же в Церкви Христовой преобладает свет Воскресшего.

Русские старцы предсказывали о пост-коммунистическом духовном обновлении не только отдельных русских людей, но именно всей Церкви, состоящей из верующего народа, возглавляемого церковной иерархией. Принцип соборности не позволяет разделять эти ее сферы на независимые части. Поэтому нас крайне огорчают выпады тех церковных политиканов, которые дерзают хулить всю Русскую Церковь, указывая на явные или мнимые недостатки тех или иных ее пастырей… Ведь в этой Церкви ныне потоком льются чудеса, постоянно появляются новые чудотворные иконы».

ОТ РЕДАКТОРА

Получив эту заметку нашего читателя о кончине святителя, мне сделалось очень грустно. Словно целая эпоха закончилась. Мы, православные журналисты и издатели начала 90-х, знали его заочно как священника-миссионера из Лос-Анджелеса, искренне радевшем о деле духовного просвещения русских людей в годы, когда с духовной литературой в России было очень туго. «Редактор прот. Александр Милеант» — подписывал он свои брошюры и всегда приветствовал, если их перепечатывали или использовали на родине. И мы перепечатывали что-то из его многочисленных «Миссионерских листков», которые и по сей день лежат в редакции, а многие разошлись по рукам… «Закон Божий», «Скорби в нашей жизни», «Русская духовная поэзия» — вот названия брошюр-«листков», оказавшихся сейчас у меня под рукой. Давно не заглядывал в них, а сегодня перечитал с большим удовольствием: настолько это сделано со вкусом, так удачно подобран доступный материал.

Возможно, сейчас время другой духовной литературы, от «основ» мы давно перешли к «частностям», от узнавания к изучению. И уходим все дальше, а он, владыка Александр, остается… Но как никогда не забывает человек свою молодость, так никогда я не забуду и имени этого человека, помогавшего делать первые шаги на ниве миссионерства. Глубокий тебе поклон, владыка, и вечная память.

* * *

16 сентября в Антониево-Сийском монастыре Архангельской епархии скончалась монахиня Никодима, в миру Нина Ивановна Плотникова (1928 г. р.), мать настоятеля обители архимандрита Трифона. 18 сентября она была похоронена монашеским чином у алтаря Благовещенского храма монастыря.

Редакция выражает глубокие соболезнования отцу Трифону и молится о душе новопреставленной.

http://www.vera.mrezha.ru/500/11.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru