Вера-Эском | Михаил Сизов | 03.10.2005 |
До сих пор у новой России нет своего «дня», празднуя который, граждане бы осознавали исторический путь своей страны, ее идеалы и чаемое будущее. Конечно, имеются у нас официальные даты — дни Конституции и Независимости, но всерьез их никто не воспринимает. Почему? Да потому, что в них нет осмысленной и открыто декларируемой государственной идеи. Хорошим поводом заявить о такой идее было недавнее празднование 625-й годовщины победы на Куликовом поле. То, что она была судьбоносной для России, никто не подвергает сомнению. Более того — она вошла в сердце, в душу нашей истории. По этому поводу сразу после праздника газета «Труд» напечатала строки сербского поэта Тодоровича о битве на Косовом поле, которое, в отличие от нашей битвы, было проиграно сербами:
Сражения никогда не бывают закончены.
Ни на выжженном поле. Ни в погасшем
Сердце… И в тот день. Не играется
И не поется. Кукушка перестает
Куковать. К погибшим героям
Прислушайся. Все еще сквозь темень.
Удар меча о меч. Гул копыт…
В земле. В воздухе. Полны волчьи Ямы.
Наших глав. Отрезанных языков.
В Видов день. В глухую пору ночи.
Все реки. В Косово. В мгновение.
В кровь обращенные. Текут…
Президент страны в празднике не участвовал. Как отмечают обозреватели, он «проявил толерантность, вполне оправданную в связи с недавними выступлениями татарских националистов». Может, Президент и прав, — действительно, не стоит сегодня подливать масла в националистический костер. Но по существу…
Толерантность — это признание своей неспособности быть понятым. В каком-то смысле это и неуважение к оппоненту: мол, тебе долго объяснять, да ты и не поймешь, тупица, поэтому делай как знаешь. Между тем если бы идеологи президентской администрации озаботились разъяснением, организовали накануне юбилея просветительские передачи на центральном ТВ, то антирусские (а фактически антигосударственные) выступления в Татарстане просто бы обессмыслились. Только несколько газет (в том числе и наша — Поле Куликово, N 496) как-то попытались предварить событие, но куда им перекричать националистов и сочувствующих им московских либералов-«правозащитников»?
Разве сложно было разъяснить, что день Куликовской битвы — это вовсе не праздник победы русских над татарами? Ведь предки татар, булгары, были такими же данниками Орды, как и русские. В битве Мамай больше полагался не на булгар и других своих данников, а на наемников из Европы — генуэзскую пехоту, а также на помощь литовцев. С другой стороны, Дмитрий Донской объединил в своем войске и русских, и часть степняков, и некоторые другие народы. Даже с «края света» — с территории нынешней Республики Коми — на помощь московскому князю пришли 600 воинов-пермян. В этой битве сошлись не нации, а цивилизации, решался вопрос: быть евразийской России или Запад с Востоком сотрут ее как жернова. Эхо с Куликова поля прокатилось по всей нашей истории: против российского государства не раз выступали поляки, литовцы и турки, англичане и турки, то есть совместные силы Запада и Востока. Продолжается это и сейчас, когда на постсоветском пространстве наши «доброжелатели» пытаются выстроить редут от Прибалтики с Украиной до Кавказа и татарского Поволжья.
Не стоит националистам разыгрывать и религиозную карту. Замысел Мамая принести ислам на Русь имел скорее политический прицел, чем чисто религиозный. Примечательно, что духовным средоточием Куликовской битвы стал бой между Пересветом и Челубеем, который не был ни татарином, ни даже мусульманином. По преданию, печенег Челубей принадлежал к буддийской секте «бон-по», которая, в отличие от традиционного буддизма, разрешала войну. Он якобы владел секретами восточных единоборств: мог наносить энергетические удары на расстоянии, исчезать в одном месте и появляться в другом, летать по воздуху (левитировать) и т. д. С помощью этих приемов Челубей выиграл триста поединков. При виде такого Голиафа у многих русских смутилось сердце. Как его победишь? Разве что с Божией помощью. И вот на место поединка вышел человек, облаченный не в железные доспехи, а в монашескую схиму с нашитыми крестами. Русский инок вышел против буддийского монаха…
Об этом газете «Гудок» рассказал прот. Владимир Силовьев, настоятель храма в Старом Симонове, в котором покоятся мощи иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Он же возглавляет и издательский совет МП. Интервью с ним вышло 21 сентября, в день праздника. А куда бы лучше привлечь его и других авторитетных публицистов задолго до празднеств, чтобы утишить страсти и чтобы Президент страны без оглядки на исторически безграмотных крикунов мог смело приехать на поле Куликово и возглавить государственный праздник.
Что ж, пока не получилось. Но история все расставит по местам.